Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Открытый урок в 6-м классе на тему "Правописание "и-ы" после "ц"

Разделы: Преподавание русского языка


Цель:

знать:

  • условия выбора написания орфограмма и-ы после ц,
  • способы обозначения орфограммы,
  • правописание корней с чередующимися гласными (-кас-, -кос-, -гар-, -гор-, с чередующимися гласными и-е),
  • толкование новых слов;

уметь:

  • применять полученные ранее на уроке знания при выполнении теста,
  • правильно обозначать орфограммы,
  • классифицировать;

воспитывать:

  • умение слушать и слышать товарищей,
  • ставить перед собой цели,
  • оценивать свою работу,
  • работать самостоятельно.

Тип: повторение и обобщение знаний.

Вид: урок-беседа, практическая работа.

Методы: диалогический, коллективный, репродуктивный (составление таблицы), написание самостоятельных и творческих работ.

Оформление: эпиграф, слова-исключения, лист с заданиями, таблица-схема, письмо Незнайки.

Урок построен по технологии встречных усилий.

Структура

Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Перед нами стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому соберитесь с мыслями, и у вас все получится.

Проверка домашнего задания

У детей на столах лежит лист с тремя распечатанными разными заданиями: тест (2 варианта), словосочетания, предложения. Все задания дифференцированы. Учащиеся выбирают сами вид задания и объем. Время на выполнения задания ограничено - 8 минут.

Образец:

Чередующиеся гласные в корнях

Тест

Найдите словосочетание, в корне которого пишется буква А/О

Вариант 1

Вариант 2

а) дикор..стущие деревья а) молодая пор..сль
б) вечнозелёные р..стения б) морские водор..сли
в) выр..сший клён в) юношеский возр..ст
г) известный р..стениевод г) непроходимые зар..сли

 

Найдите словосочетание, в корне которого пишется буква А / О

Вариант 1

Вариант 2
а) несг..раемый шкаф а) разг..р праздника
б) г..рячий утюг б) уг..рный газ
в) южный заг..р в) г..рящая изба
г) дог..рающий костёр г) ог..рок свечи

 

Найдите словосочетание, в корне которого пишется буква А / О

Вариант 1

Вариант 2
а) лёгкое прик..сновение а) слегка к..саться
б)неприк..сновенный запас б) к..сающийся реформы
в) к..сательная линия в) соприк..сновение с врагом
г) точки соприк..сновения г) прик..саться к утюгу

Найдите словосочетание, в корне которого пишется буква Е / И

Вариант 1

Вариант 2
а) наст..лать полы а) ст..лить ковёр
б)зап..рать дверь б) заб..рёт тетрадь
в) разд..рёт в клочья в) отп..рать замок
г) точкинаб..рать товар г) бл..стеть в небе

Дополнительная часть

5. Найдите лишнее слово среди слов с омонимичными корнями

а) загораться, б) пригорел, в) гористый, г) угоревший.

а) загорел, б) горелый, в) пригорок, г) разгореться.

6. Найдите лишнее слово среди слов с омонимичными корнями

а) прикасаться, б) коснуться, в) скосить, г) неприкосновенный

а) касательная, б) покоситься, в) коса, г) соприкасаться

Оценка: на “3” – 3 балла

на “4” - 3 б +1

на “5” – 4 б. +1

Работа со словосочетаниями

Спишите, вставив пропущенные буквы, и обозначьте орфограммы.

Болотное р..стение, молодая пор..сль, г..рячий пирог. уг..рный газ, газовая г..релка, выб..рать задание, подп..реть щёки, заст..лить постель, выж..гать доску, ст..рать бельё.

Дополнительное задание: подберите ещё 3-4 слова на подобные правила

Работа с предложениями

Спишите, вставив пропущенные буквы, и обозначьте орфограммы.

Ум не в возр..сте, а в голове. Куй железо, пока г..рячо. На воре шапка г..рит. На коня не пол..гайся, на реку не оп..райся. Выб..рай книгу так, как выб..раешь друга.

Дополнительное задание: составьте ещё 3-4 предложения со словами, имеющими корни с чередующимися гласными.

Введение, “разогрев”

Эпиграф (на доске)

На ц...почках приходит в ц...рк
Ц…ган и начинает танц…,
А на ц…новке молодц…
Надели на ц…пленка панц…рь.

- Ребята, как этот каламбур может быть связан с темой нашего урока?

- Сформулируйте тему (ребята предлагают варианты названия темы и формулируют её).

Запись темы в тетрадь: “Правописание И-Ы после Ц”.

Постановка учебной цели,

“Цель и цели”

Сообщение целей урока учителем.

Формулировка детьми своих (важных для них лично) целей на уроке (разобраться в сути вопроса, понять главное, составить опорный конспект и т. д.)

- Какова ваша цель на уроке?

- Что вы будете делать и зачем? (ответы учащихся)

“Знаю – не знаю”

Ребята вместе с учителем определяют, что они знают по теме, чего не знают, что хотели бы узнать.

- Что вы знаете по теме?

- Что надо вспомнить?

- Почему это написание трудное?

- Какой принцип русской графики здесь нарушен? (слоговой)

Работа с учебником (Русский язык 6 класс /М.Р. Кондубаева, М.Д.Джусупов, Г.А.Кажегалиева и др.- Алматы,2002, с. 48)

“Сотворчество”

“Кластер”

Создание коллективного опорного сигнала. Дети предлагают свои варианты группировки материала, создают опорный конспект в виде таблицы, схемы, видеоряда. В результате работы получилась таблица:

цы ци
1. окончание Ы 1. в корне
2. суффикс –ын 2. на -ция
3. слова-исключения  

“Возврат к эпиграфу”

Вставляем пропущенные буквы, объясняем, обозначаем орфограммы.

Распределительный диктант (распределить слова по двум столбикам цы и ци).

Цинк, цитата, курицын, цыпленок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, милиция.

“Лови ошибку”

Входит почтальон Печкин с письмом от Незнайки.

- К нам в очередной раз приходит письмо от Незнайки, давайте прочтем его и исправим ошибки.

Профессору Синицину

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.

Незнайка

Текст с ошибками, которые исправляются ярким красным цветом, с объяснением.

Толкование новых слов.

Циклон – вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью.

Цикады – хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.

Устно составляются предложения с этими словами.

Рефлексия

“Эссе”

Ребята в течение пяти – семи минут должны составить небольшой текст с использованием слов на –цы, -ци на тему “Цирк”.

“Возврат к началу”

- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

- Достигли ли вы их?

- Что вы сегодня узнали или вспомнили?

Домашнее задание: параграф 23, упр. 136 (всем), по желанию составить кроссворд, стихотворение (“Синквейн”) или нарисовать рисунки к теме урока.