Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Разделы: Преподавание химии


Генетическая связь между классами неорганических соединений

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

(Козьма Прутков.)

Цели урока:

  1. Проверить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ
  2. (оксидов, кислот, оснований, солей), а также классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы.
  3. Продолжить развитие умений строить логические связи, осмысленно двигаясь по генетической цепочке “ простое вещество – оксид – гидроксид – соль”, развивать практические умения и навыки, а также умение делать выводы.
  4. Продолжить формирование понятия о единстве органических и неорганических веществ, об отсутствии резкой границы между веществами живой и неживой природы.

Тип урока: обобщение знаний и умений, их систематизация.

Методы и методические приемы.

Индивидуальная и групповая работа с карточками химических формул; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; работа на обычной и магнитной доске; выполнение лабораторной работы; демонстрационный эксперимент.

Оборудование и реактивы.

Спиртовка, тигельные щипцы, проборкодержатель, подставка для пробирок, пробирка ПХ – 14, медная проволока, гвоздь или скрепка, нитки; колба с пробкой, ложка для сжигания веществ, фосфор (сера), вода, гидроксид натрия, лакмус, раствор соляной кислоты (1:2).

Наборы карточек с формулами веществ разных классов (1 и 2 варианты). Листы чистой бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Дисциплина.

2. Готовность класса к уроку.

3. Постановка цели урока, мотивация.

II. Основная часть.

УЧИТЕЛЬ. Тема урока: “Генетическая связь между классами неорганических соединений”. На уроке мы с вами рассмотрим небольшие фрагменты взаимопревращений веществ, вспомним классификацию неорганических веществ, поговорим о единстве и многообразии химических веществ.

Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие[2]. Но иногда эти превращения оказывают негативное влияние на живые организмы, воду, атмосферу, горные породы.

Вы не раз замечали, что листья растений вянут и желтеют (появляются пятна), особенно после дождя. Вы не задумывались, почему это происходит?

УЧЕНИК. Предполагаю, что это влияние кислотных дождей.

УЧИТЕЛЬ. Верно, а знаете ли вы, как они образуются и почему?

УЧЕНИК. Дождь всегда представлял собой слабую кислоту: ведь содержащийся в воздухе углекислый газ реагирует с водой, образуя слабую угольную кислоту.

УЧИТЕЛЬ. Но с развитием промышленности, транспорта кислотность дождя резко повысилась. В поселке Аксарайск построен Газоперерабатывающий завод (ГПЗ), который перерабатывает сероводород:

Рисунок 1. Схема образования кислотных дождей в п. Аксарайск

Диоксид серы, попавший в атмосферу, претерпевает ряд химических превращений, ведущих к образованию кислот.

Частично диоксид серы в результате фотохимического окисления превращается в триоксид серы (серный ангидрид) SO3, который реагирует с водяным паром атмосферы, образуя аэрозоли серной кислоты:

2SO2 + О2 —> 2SO3, SO3 + Н2O —> H2SO4.

Основная часть выбрасываемого диоксида серы во влажном воздухе образует кислотный полигидрат SO2 • nH2O, который часто называют сернистой кислотой и изображают условной формулой H2SO3:

SO2 + Н2O —> H2SO3.

Сернистая кислота во влажном воздухе постепенно окисляется до серной:

2SO3 + O2 —> H2SO4.

Аэрозоли серной и сернистой кислот приводят к конденсации водяного пара атмосферы и становятся причиной кислотных осадков (дожди, туманы, снег) [1].

Кислотные дожди действуют на карбонаты, превращаясь в нерастворимые сульфаты, которые в свою очередь дают воде постоянную жесткость. Кислотные дожди действуют на металлы, которые постепенно подвергаются коррозии: 2FeSO4 + Н2O +0,5O2 —> 2 Fe(OHSO4). Слабая угольная кислота снижает выделение кислорода в процессе фотосинтеза на 30%.

(Ученикам раздают схему образования кислотных аэрозолей и дождей (рис. 2).)

Рисунок 2. Механизм образования кислотных осадков[1]. (Приложение)

УЧИТЕЛЬ. Напишите цепочки превращений, которые здесь встречаются .

УЧЕНИК. S —> SO2—> SO3 —> H2SO4 CaSO4

Демонстрационный эксперимент. Учитель показывает в пробирках образцы :

1 – кусочек кальция, 2 – негашеная известь, 3 – гашеная известь, 4 - гипс задает вопрос:

“Что общего между этими образцами?” и записывает цепочку из формул представленных образцов.

УЧИТЕЛЬ. Ca—> CaO —> Ca(OH)2 CaSO4

УЧИТЕЛЬ. Составьте химические уравнения следующих превращений. Уравнения между электролитами составьте в молекулярной и ионной форме.

УЧЕНИК 1. S + O2—>SO2;   SO3 + H2O—> H2SO4 ;

2SO2 + O2—> 2SO3; H2SO4 + CaCO3—> CaSO4 + H2O + CO2

УЧЕНИК 2. 2Ca + O2—>2CaO; CaO + H2O —> Ca(OH)2

УЧЕНИК 3. H2SO4 + Ca(OH)2—> CaSO4 + 2H2O

2H+ +SO42-- + Ca2++2ОН—>CaSO4+H2O

УЧИТЕЛЬ. Записали в виде формул происходящие явления и получили логические цепочки. Что общего в цепочках превращений?

УЧЕНИК. В этих цепочках повторяется один и тот же элемент (Ме или НеМе) в формулах разных классов веществ, а в результате превращений получается соль CaSO4 .

УЧИТЕЛЬ. Правильно. Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют “родственные вещества”, которые взаимосвязаны между собой генетическими связями. Т.е.имеют одно начало. Какие вещества в генетическом ряду будут родственны. Назовите классы веществ, дайте определение каждому классу веществ.

УЧЕНИК.

УЧИТЕЛЬ. Хорош