Занятие по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в город Геометрических фигур"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • развивать элементарные математические представления:
    • умения пользоваться в речи порядковыми и количественными числительными;
    • навыки соотнесения цифры с количеством предметов;
    • умения составлять геометрические фигуры из палочек приёмом пристроения;
    • умения находить геометрические фигуры, используя символы, обозначающие их свойства.
  • развивать мыслительные операции классификации и обобщения.
  • развивать память, внимание, мелкую моторику пальцев рук, тактильно-двигательное восприятие, восприятие пространственных отношений, речь (согласование существительного с числительным в роде, числе, падеже).

Оборудование:

  • демонстрационное – фигуры для фланелеграфа (домашние животные),
  • лабиринт,
  • картинки для счёта,
  • логические таблицы,
  • знаки-символы,
  • два (красный и зелёный) обруча,
  • плоскостные геометрические фигуры разных цветов,
  • набор цифр,
  • мешочек,
  • музыкальный центр,
  • аудиозапись.
  • индивидуальное – пеналы с геометрическими фигурами,
  • счётные палочки,
  • разрезные квадраты,
  • лабиринты (уменьшенные копии демонстрационного),
  • карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Сегодня на занятии по математике нам потребуется смекалка, внимание, и находчивость. Готовы ли вы к занятию? Мы сейчас проверим.

– Покажите на пальчиках ответ:

  • Сколько хвостиков у кошки?
  • Сколько сторон у треугольника?
  • Сколько крыльев у птицы?
  • Сколько колёс у машины?
  • Сколько вам лет?

– Молодцы! Я вижу, что вы к занятию готовы.

II. Закрепление счёта в пределах семи, соотнесение цифры и количества, согласование существительного с количественным числительным. <Рисунок1>

– Посмотрите внимательно на картину, сосчитайте предметы, найдите нужную цифру.

– Вспомните стихотворения о каждой цифре.

(6 ёлочек, 5 грибков, 3 белки, 4 рыбки, 7 домиков).

III. Закрепление порядкового счёта, согласование существительного с порядковым числительным. <Рисунок2>

– В этих домиках живут необычные жители. Кто это? (домашние животные)

– Сосчитаем, сколько всего животных вышло к нам навстречу?

– Кто первый? Кто третий? Какой по счёту идёт баран? А телёнок?

– Молодцы! Животные подарили нам игру: “Загадки без слов”.

IV. Закрепление умения находить геометрическую фигуру по заданным свойствам (символы свойств). <Рисунок3>

– Какую фигуру я задумала? Догадайтесь и найдите эту фигуру в своих пеналах.(4-5 карт-символов). Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на прогулку.

V. Динамическая пауза под аудиозапись песенки “Вместе весело шагать”.

VI. Закрепление пространственных отношений. “Лабиринт”. <Рисунок4>

– Мы отдохнули на прогулке, а теперь отправимся в Город геометрических фигур. Путь не лёгкий, но поможет нам карта. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать дорогу. Как мы будем двигаться?(пойдём прямо, свернём у пенька направо, пойдём снова прямо, у ёлочки повернём налево и т.д.).

VII. Закрепление умения составлять геометрические фигуры, развитие мелкой моторики, логического мышления.

– Вот мы и пришли в Город геометрических фигур. Кто нас встречает? Какое настроение у фигур? Злой волшебник сломал в городе все домики, а жителей заколдовал. Мы можем их спасти, если выполним трудные задания. Готовы? Начали.

- Пальчиковые упражнения: “Ёлочка”, “Лесенка”, “Птичка”.

- Из пяти палочек выложите два треугольника.

- Сложи квадрат из частей.

- Какая фигура получится, если все возьмёмся за руки?

VIII. Динамическая пауза под аудиозапись песни “Встаньте, дети, встаньте в круг…”.

IX. Развитие тактильно-двигательного восприятия.

– Волшебник спрятал фигуры в этом мешочке. Фигуру на ощупь узнай, назови и достань.

– Фигурки спасены, но их домики разрушены. Давайте поселим фигуры в новые домики.

X. Развитие умения классифицировать фигуры по двум признакам: цвет и форма.

– В красном обруче будут жить все красные фигуры, а в зелёном обруче – все квадраты.

– Посели фигуру в домик и объясни. Все геометрические фигуры поселились в новых домах, они вам очень благодарны и подарили картину-загадку.

XI. Развитие логического мышления.

– Найди лишнюю фигуру и объясни, почему она не подходит к остальным?

XII. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Кто на занятии был самым внимательным? Молодцы!