Сценарий литературно-музыкальной композиции "Памяти павших будьте достойны"

Разделы: Внеклассная работа


Литературно-музыкальная композиция “Памяти павших будьте достойны” создана в 2005 году при подготовке к 60-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Место действия – экспозиция исторического музея, посвященная ВОВ. Девушка – художница, наша современница, переживает личную трагедию потери любимого. Делая зарисовки скульптур, она, неожиданно для себя, находит эмоциональный отклик и поддержку у людей другой эпохи, погибших молодыми (у статуй). Девушка интуитивно угадывает-придумывает истории жизни этих людей. Прямого физического и вербального контакта между реальными людьми и статуями не возникает, все происходит интуитивно, на чувственном уровне. Важно попытаться создать эффект грани реального и нереального (сон, бред, галлюцинация), настоящего и прошлого, физического и ментального – такова эмоциональная среда композиции, являющаяся важнейшей составляющей для принятия и понимания этой постановки зрительской аудиторией. Для создания атмосферы, “статуи” должны выглядеть стилизовано (костюм, реквизит, прически), согласно историческому времени (см. фото). <Рисунок1>

Данная постановка была осуществлена под руководством автора – к.п.н. О.К. Крамаренко учащимися-актерами театрального кружка “Класс” школы №218 г. Москвы; студентами МГОПУ им. М.А. Шолохова, где заняла первое место в смотре студенческой самодеятельности в номинации “литературно-музыкальная композиция”; а также театральным коллективом студенческого театра “БЭСТ” КГПУ под руководством Н.П. Шабликовой (г. Петрозаводск).

Данный материал может быть использован учителями, педагогами групп продленного дня, вожатыми, режиссерами школьных театров при подготовке к тематическим мероприятиям, посвященным важнейшим вехам ВОВ.

Автор готов оказать консультационную помощь и предоставить видеозапись коллегам, заинтересовавшимся этим проектом (e-mail: ksyoosha@mail.ru).

Литературной основой являются фрагменты произведений А. Адамовича, О.Ф. Берггольц, В.В. Горбаня, И.А. Ильина, Е.Н. Ковалевой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского.

Музыкальное оформление:

  • песни “Священная война” А. Александрова, В. Лебедев-Кумача и “Бухенвальдский набат” В. Мурадели, А. Соболева;
  • звуковые эффекты: скрип и хлопанье двери, топот бегущих ног, взрывы, стрельба, крик, детский плач, лай служебных собак, перемежающийся немецкой речью, вой ветра, “пульс”. Некоторые фрагменты могут сопровождаться инструментальными мелодиями, передающими настроение героя.

Действующие лица

Экскурсовод.
Экскурсанты.
Девушка-художница.
Уборщица.
Огонь.
Статуи: Девочка.
Беременная женщина – мама девочки.
Воспитательница из детского дома.
Медсестра из детского дома.
Солдат со знаменем.
Медсестры.
Арестанты, освобожденные из концлагеря.
Фашисты.

Фонограмма: заставка, “Священная война” (1 куплет и припев) – встает экспозиция: памятники, фашисты. Появляется экскурсовод с группой туристов.

Экскурсовод. Война есть не только потрясение, но духовное испытание и духовный суд. 1480 дней продолжалась Великая Отечественная Война. Праздник Великой Победы – это праздник человеческого мужества и праздник возрождения человеческого духа, свидетельство Божьего произволения в нашей жизни. Подписание 8 мая 1945 года ультиматума о капитуляции фашистской Германии пришлось на самый день Пасхи, и это знаменательно. Хочется верить, что мы увидим такое время, когда мы начнем по-другому понимать нашу историю, когда мы перестанем поворачиваться спиной к жизни духа своего народа, к стойкости в вере своих дедов и отцов.

Экскурсия уходит. От группы экскурсантов отделяется девушка-художница, делает зарисовки со скульптур.

Статуи. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…

Девушка. Как больно, страшно без тебя,
И непривычно - не любя
Проснуться утром-
Солнца свет-
И вновь понять,
Что тебя нет...

Статуи. Жди, когда наводят грусть желтые дожди…

Девушка. Тебя со мною больше нет...
Отчаяния мало. Скорби мало.
О, поскорей отбыть проклятый срок!
А ты своей любовью небывалой
меня на жизнь и мужество обрек.

Статуи. Жди, когда снега метут, жди, когда жара…

Девушка. Зачем, зачем?
Мне даже не баюкать,
Не пеленать ребенка твоего.
Мне на земле всего желанней мука,
И немота понятнее всего.

Статуи. Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.

Девушка. Да будь ты проклята, война!

Фашист 1. Как кровь красна.

Фашист 2. Как кровь красна...

Фашист 1. Когда мешается с дождем,

Фашист 2. Или пропитывает снег...

Девушка. Да будь ты проклята, война -
Чья пища - мертвый человек!

Девочка. С чего начинается память – с берез?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!

Девушка. Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете.

Уборщица. Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал…

Девушка. О, друг, я не думала, что тишина
Страшнее всего, что оставит война.
Так тихо, так тихо, что мысль о войне
Как вопль, как рыдание в тишине.

Статуи. Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

Девушка. Так тихо, так немо — не смерть и не жизнь.
О, это суровее всех укоризн.
Не смерть и не жизнь — немота, немота -
Отчаяние, стиснувшее уста.

Беременная женщина. Смертонька наша идет.

Девочка. Мама!

Статуи (хором). Первое слово,

Девочка. Мама!

Статуи (хором). Последний крик.

Девочка. Это для нас не ново,
Слово в огне не горит.

Беременная женщина. Сынок мой необцелованный! Доченька! Не услышала, не увидела и не знаю, кто - сыночек, дочурка? Не надо, не стучи ножками по сердцу – я здесь, я с вами…

Девочка. Мама все перетерпит,
У Мамы сердце болит,
Мама всегда поможет,
Мама за все простит.

Беременная женщина. А он еще может и пожалеет нас…

Девочка. Чулочки тоже снимать, дядя?

Девушка. Нет, мать, сестра, жена,
И все, кто боль изведал,
Та боль не отмщена
И не прошла с победой.

Фашист 1. Будет страшный миг,
Будет тишина…

Фашист 2. Шепот, а не крик:
Кончилась война...

Девушка. Безмерно живущему мертвые мстят:
Все знают, все помнят, а сами молчат.

Фашист 1. Темно-красных рек ропот в тишине.

Фашист 2. И ряды калек в розовой волне...

Медсестра. Я в госпитале мальчика видала.
При нем снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало.
А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.
Любил ловить зеленый круглый мяч...
И вот лежал — и застонать боялся.
Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,
Обрубки рук вдоль тела протянув...
О, детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!

Уборщица. Я сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему давала,
Тревожилась, гордилась, тосковала.
Пожизненно влюблённая как мать,
Готовая и штопать, и мечтать,
И ждать сухих нерасторопных писем
С какой-нибудь окраины страны-
Я сына родила не для войны!

Ещё вчерашний звонкий голосок,
А нынче-жизнерадостный басок
Мне веру в жизнь и счастье утверждает,
А где-то в мире солнечном блуждает
Угроза смерти, голода и тьмы -
Работают холодные умы.
Я сына родила не для войны!

Медсестра. Под бомбами, прочь
Уводя от смертей,
Сотую ночь
Мы будим детей.

Статуи (хором). Будим детей.

Воспитательница. Их с юга вдоль моря
На север ведем
И, плача от горя,
Им спать не даем,

Статуи (хором). Спать не даем.

Медсестра. Пока отбомбят,
Весь день они ждут,
А ночью не спят,
Ночью идут,

Статуи (хором). Ночью идут.

Медсестра. Лишь смеркнется чуть,
Детдом встает
И, чтоб не заснуть,
Хором поет,

Статуи (хором). Хором поет.

Воспитательница. Старшему – девять,
Младшему – пять,
Три месяца детям
Хочется спать,

Статуи (хором). Хочется спать.

Воспитательница. У всех у них пали
Отец или мать,
Но, кроме того, еще
Хочется спать,

Статуи (хором). Хочется спать…

Медсестра. Ничья уже совесть,
Проснувшись сейчас,
Тех детских бессонниц
Не вынет из глаз,

Статуи (хором). Не вынет из глаз.

Медсестра. И нету ни средства,
Ни сил у врачей
Обратно то детство
Отнять у ночей,

Статуи (хором). Отнять у ночей.

Девочка. Я вам жить завещаю, —
Что я больше могу?

Девушка. Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

Фашист 1. Она такой вдавила след

Фашист 2. И стольких наземь положила,

Фашист 1. Что двадцать лет

Фашист 2. И тридцать лет

Фашисты (вместе). Живым не верится, что живы…

Солдат. Война…

Беременная женщина. Жесточе нету слова.
Солдат. Война…

Медсестра. Печальней нету слова.
Солдат. Война!

Воспитательница. Святее нету слова.

Статуи (хором). Мы шли в Берлин, чтобы убить войну!

Возвращается экскурсия.

Экскурсовод. Аушвиц (немецкое название Освенцима) сохранен в качестве мемориала и вечного напоминания. В лагере Аушвиц было уничтожено более 2 миллионов человек. Там же было заключено около 14 тысяч советских военнопленных, из которых смогли выжить только 174 человека, послушаем их голоса (фонограмма - ветер).

Арестант 1. Вы являетесь последним поколением, которое может непосредственно пообщаться с выжившими. Мы свидетели всего того, что произошло, мы свидетели всего того худшего, что может человек.

Арестант 2. Я до сих пор помню, они нам сказали, что одних детских колясок из Освенцима отправили 12 вагонов.

Солдат. 27 января 1945 года мы освободили лагерь, самое сильное, почти шоковое впечатление произвело то, что уцелевшие узники встретили нас молча и без эмоций - у них не было сил радоваться собственному спасению.

Пластическая композиция на песню “Бухенвальдский набат” (включает в себя “танец огня”), завершается общей “скульптурой”, в которой объединяются люди разных поколений (все участники постановки).