Интегрированный урок (история + география) по теме "Курилы — незаконченная страница в истории русско-японских отношений"

Разделы: География, История и обществознание


Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить формировать знания об истории и географии, одной из отдалённых территорий России, Курильских островах;
  • рассмотреть проблему Курильских островов с японской и русской стороны;
  • рассмотреть возможные варианты решения проблемы.

Развивающие:

  • продолжить работу над формированием умений и навыков работы с картой, с историческим документом, в группах;
  • умения обсуждать проблему, проводить анализ, сравнивать и обобщать.
  • развивать познавательный интерес учащихся к международным проблемам;
  • развивать творческую активность, наблюдательность, чувство сотрудничества.

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, родному краю;
  • уважение интересов других стран при решении международных проблем.

Ход урока

  1. Краткая географическая характеристика Курильских островов.
  2. История открытия.
  3. Четыре вехи Курильской истории.
  4. Современная трактовка проблемы. Возможные варианты решения.

Эпиграф

Курилы – почва противоречий и раздора.

О. Бондаренко

Вступление.

Учитель истории: Начать урок хочется словами О. Бондаренко автора книги “Неизвестные Курилы”, человека, который долгие годы жил на Курилах и знает о проблемах не понаслышке: “В Японии нет ни одной политической партии, ни одной организации, ни одного заметного публике деятеля, кто бы соглашался с советско-российским суверенитетом над Южными Курилами или попросту призывал махнуть на них рукой. Для японца вопрос об этих островах лежит не столько даже в политической, экономической или военной области, сколько в сфере национальной психологии”.

И вот сегодня мы будем рассматривать эту сложную проблему, а именно территориальный спор России и Японии о принадлежности Курильских островов, который возник ни вчера, ни сегодня, а достаточно давно.

Учитель географии: Сообщает тему урока, эпиграф, цели урока.

Учитель истории: На уроке вы сегодня будете работать в группах, в каждой группе распределены роли учащихся: руководитель (руководит работой группы, распределяет материал, корректирует действия членов группы), аналитики (анализируют материал, делают выводы, предлагают возможные пути решения), докладчики (высказывают мнение группы, выполняют опережающее задание), катрограф (работает с картой, атласом). Всего четыре группы (по количеству исторических вех проблемы). Результатом работы группы будет являться:

  • изучение исторического документа, составление контурной карты на основе решений закрепленных в этом документе;
  • предложение возможных вариантов решения проблемы.

Краткая географическая характеристика Курильских островов.

Учитель географии: Мы сейчас с вами познакомимся с краткой географической характеристикой Курильских островов. Для этого предлагаем по ходу сообщения учащихся заполнить таблицу, в которой отразить: географическое положение островов, рельеф, климатические условия, растительный и животный мир, население, экономику региона.

Географическое положение Рельеф Климат Растительный

Животный мир

Население Экономика
           

Сообщения учащихся: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6.

Учитель географии: Таким образом, наиболее перспективными островами являются: Шумшу, Парамушир, Симушир, Уруп, Итуруп, Кунашир, Шикотан. Учитель на доске составляет диаграмму из цветной бумаги “Лакомые кусочки Курильских островов”.

История открытия.

Учитель истории: Одним из важнейших вопросов в теоретических спорах между сторонами является вопрос о приоритете открытия и исследования. В самом деле, кто же был первым? На сегодня однозначного ответа нет. Мы предложим вам три возможные версии, которые существуют сегодня.

Сообщения учащихся: Приложение № 7.

Учитель истории: Таким образом, на сегодня очень трудно установить истину. Но все же ясно одно, что и для Японии и для России Курилы рассматривались как объект колониальной политики. И та и другая сторона стремились подчинить своему влиянию местное население айнов, обложить их данью, размер которой постоянно рос. И ещё, можно все-таки утверждать, что русские осваивали Курилы с севера, а японцы с юга. В начале XIX в. между сторонами была определена граница, которая проходила между островами Уруп и Итуруп. Именно XIX–XX вв. наиболее ярко показали колониальный характер. История Курильских островов стала бесконечной историей русско-японских отношений. В их развитии можно выделить четыре вехи:

  • 1855 г. подписание Симодского трактата.
  • 1875 г. подписание Петербургского трактата.
  • 1945 г. отторжение у Японии Сталиным Курильских островов.
  • 1951–1960 г. попытка решения Курильского вопроса на Сан – Франциской конференции 1951 г. 1956 г. – советско-японская декларация.

Четыре вехи Курильской истории.

Учитель географии: Сегодня на уроке мы проследим эти исторические вехи. Для этого вам предлагается работа в группах. На столе у каждой группы лежит сокращённый текст договора. Ваша задача – изучить его, решения, которые закреплены в документе отобразить в контурной карте (условие – территории отошедшие Японии отобразить красным цветом, России – синим).

Текст документов в приложении 8, приложении 9, приложении 10, приложении 11.

Учитель истории: Перед ответом каждой группы будет даваться небольшая историческая справка о том, в каких условиях этот договор заключался.

Сообщения учащихся о предистории договоров приложение 12, приложение 13, приложение 14, приложение 15, приложение 16

Ответы групп:

№1. Симодский договор – Япония получала все Южные острова, включая о. Итуруп,

Россия получала все Северные Курилы, включая о. Уруп.

Учитель истории: Таким образом, Россия получала огромное влияние в регионе, фактически не пожертвовав ни чем. Несколько меняется ситуация в этом вопросе во второй половине XIX в.

№2. Петербургский трактат – Япония получала все Курильские острова, Россия – о. Сахалин.

Учитель истории: С подписанием Петербургского трактата Япония начинает активно осваивать острова. Сроятся рыболовецкие заводы, заводы по переработке морской капусты, комбинаты по разделки китовых туш, лесопильные заводы, зверозаводы по разведению песца, лисицы. Появляется много рабочих мест. Курилы укрепляются и в военном отношении. К концу 30-х гг. XX века военное население преобладает над гражданским. Япония здесь надолго! В начале XX в. начинают обостряться отношения между странами. Русско-японская война 1904–1905 гг. не изменит положение Курил, но ослабит наши позиции на Сахалине, юг Сахалина отойдет Японии, по Портсмутскому договору. Но все меняет II Мировая война.

№3. Соглашение по Дальнему Востоку 1945 г. Передача Курильских островов СССР и возврат Южной части Сахалина.

Учитель истории: Это соглашение было подписано ещё до окончания войны, негласно вступило в силу после капитуляции Японии. Сталин был окрылён победой и обратился к советскому народу со словами: “Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот этот день настал”.

Учитель географии: Говоря об исторической вехи связанной со II Мировой войной, мы не можем не сказать о наших земляках – камчатцах, которые принимали участие в освобождении Курил от японцев в 1945 г. Названия улиц нашего города, памятники героям, напоминают нам об этом.

Сообщения учащихся: приложение № 17

Учащийся читает стихотворение: приложение №18.

Учитель истории: 1946–1948 г. для жителей Курил – это страшный период. По приказу Сталина началось выселение японцев с островов. С собой им разрешалось увозить личное имущество весом не более 20 к г. Скот, инвентарь, деньги вывозить не разрешалось. Никакой компенсации. Те, кто не хотел уезжать добровольно, выселяли силой. Айны уезжали вместе с японцами. Из всех “инородцев” на Курилах оставались только корейцы. Новая попытка изменить ситуацию была предпринята в 50-е годы.

№4 Сан-Франциский мирный договор, советско-японская декларация. Передача островов только после заключения мирного договора между странами, поэтому ситуация не изменилась.

Учитель истории: Более того, когда Япония и США заключили между собой договор в 1960 г. СССР вообще перестал как-либо рассматривать ситуацию с Курилами.

Современная трактовка проблемы.

Возможные варианты решения.

Учитель географии: Подавляющее большинство молодых россиян сегодня либо ничего не знает о сущности “территориального вопроса”, либо пребывает заблуждении, что “исконно японские” Курильские острова были отторжены от Японии СССР в результате II Мировой войны. В японском общественном мнении эта мысль укоренилась очень прочно. Истина в том, что “исконно” Курильские острова не принадлежат ни России, ни Японии. Они были заселены племенами айнов – людьми со специфическими чертами европейской расы. Отношение к Курильской проблеме в Российской империи, в СССР, РФ менялось чуть ли не с каждым новым главой государства. 1991 г. в результате перестроечных процессов появилась возможность сесть за стол переговоров глав государств. М. С. Горбачёв, первый и последний президент СССР, отправляется с визитом в Японию. До этого ни один советский руководитель не посещал страну восходящего солнца. На счету у Горбачёва уже числилась передача США части советской акватории в Беринговом проливе и вместе с ней огромных запасов рыбных ресурсов. Вопрос о четырёх островах оставался открытым (Хабамаи, Шикотан, Кунашир, Итуруп). 1993 г. президент РФ Б.Н. Ельцин отправляется в Японию для подписания “Токийской декларации о российско-японских отношениях”. О её содержании только можно догадываться. 1999 г. подписана “Московская декларация”. Правительство приняло Федеральную программу социально-экономического развития Курил. Сначала до 2000 г., затем заявило о продлении до 2005 г. 2003 г. встреча в Москве президента РФ В. В. Путина и премьер-министра Японии Дзюньитиро Коидзуми. Премьер сказал о том, что несмотря на трудности проблемы северных территорий, необходимо Японии и России развивать сотрудничество, это выгодно обоим сторонам. А так как Россия входит в “большую восьмёрку” стран мира, появилось больше возможностей для укрепления доверия, взаимодействия на мировой арене. Это должно способствовать заключению мирного договора. Есть шанс решить этот вопрос. 2006 г. встреча с премьер-министром на очередном саммите “большой восьмерки” в России. При решении проблемы Курильских островов нужно учитывать ряд факторов.

Сообщение учащегося: Приложение №19.

Учитель географии: Какие возможные варианты решения проблемы можете предложить вы опираясь на различные источники. Свои варианты оформите на альбомном листе.

Ответы групп:

  • на японских географических картах эти территории уже давно включены в состав Японии.
  • вариант создания под совместным управлением СЭЗ. Но сезон создания таких зон в Азии закончен в 80-е годы. Сахалинцы против создания такой зоны на Курилах, т. к. это может привести к исключению Курил из состава Сахалина.
  • российско-японский проект по сооружению на Южных Курилах крупного рыбоперерабатывающего комбината. Но рыбопромышленники и местные власти о. Хоккайдо выступают против. Курильский регион один из “эпицентров” рыбной контрабанды. Наши рыбаки вынуждены сбывать свою продукцию японцам и другим иностранным покупателям вдвое, втрое дешевле среднемировых цен.
    Японский рынок завален Курильской рыбой, поэтому японские перерабатывающие заводы ориентируются на это более дешевое сырьё.
  • более реальный вариант – аренда иностранными фирмами ресурсных районов Курил с российским участием. Подобный вариант имеет региональную и мировую практику. При этом сохраняется суверенитет государства в спорных территориях. Срок аренды не более 15-20 лет.

Учитель истории: “Курильский орешек” необходимо разгрызть. Необходимо найти способы, которые бы отражали действительность, просчитывали последствия на сто ходов вперед и спасли бы острова от забвения.

Подведение итогов урока.

Приложение №20. Список литературы.