Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок обучающего чтения в 1-м классе по теме "С.Я. Маршак. «Апрель», И.Соколов-Микитов. «Май»"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели (учебные задачи):

  • познакомить с разными по жанру произведениями о весне, разных авторов – С. Я. Маршак, И. Соколов-Микитов;
  • формировать умения работать с текстом, выделять фамилию автора и заглавие произведения;
  • учить сравнивать произведения разных авторов, схожие по теме;
  • обогащать читательский опыт детей;
  • расширять круг детского чтения о родной природе;
  • развивать внимание, память, интерес к предмету, обогащать речь учащихся, расширять словарь;
  • пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;
  • учить бережно относиться к растениям;
  • учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

Оборудование:

  • портреты С. Я. Маршака, И. Соколова-Микитова,
  • выставка их произведений,
  • выставка книг о весне,
  • репродукции картин
    • А. К. Саврасова “Грачи прилетели”,
    • И. И. Левитана “Март”,
    • И. И. Шишкина “Апрель”,
    • творческие работы детей (рисунки о весне),
  • рисунки-плакаты: “Весна”, “Подснежник”,
  • аудиозаписи пьес из цикла П. И. Чайковский “Времена года”, “Природа, птицы и животные”, “Голоса животных и птиц”,
  • фотографии птиц: кукушка, соловей.

Материал:

  • “Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе” Г. Г. Мисаренко,
  • учебник “Чтение и письмо” Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, Л. А. Ефросинина,
  • книга “Двенадцать месяцев” - славянская сказка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Дети, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный день?

(Звучит отрывок из пьесы П. И. Чайковского “Времена года” “Март – Песнь жаворонка”.)

“Очень много солнечного света,
Над землей стоит голубизна.
Мнится мне: в сиянье разодета,
Изнутри земля освещена…”
А. Яшин

Солнышко нам улыбается, улыбнитесь и вы. Пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплом, красотой, добротой и любовью.

2. Игровая разминка.

Работа над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.

“Свеча”. Представьте, что перед вами яблочный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделай глубокий вдох и постарайся задуть как можно больше свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов.

“Звукоподражание”.

Вспомните и воспроизведите:

Над ухом звенит комар: з-з-з.
Проснулся жук: ж-ж-ж.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Близко стрекочет сорока: ч-ч-ч (громко).
Улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч (тихо)

Работа с дидактическим материалом Г. Г. Мисаренко. Упражнения, направленные на отработку навыков правильного чтения.

- Вы сейчас будете выполнять те задания, которые вам помогут на уроке читать быстро, чётко и правильно; потренируемся.

  • чтение на время
  • чтение вслух только слова с буквой “а”
  • работа с сочетаниями

3.Тема урока.

Работа с произведением С. Я. Маршака “Апрель”.

Беседа по теме чтения.

- О каком времени года идет речь?

Старый тополь у крылечка.
Ищет грач своё местечко.
Грохот льдин, шуршанье вод.
Света полон небосвод. (Весна.)
А. Екимцев

(Звучит отрывок из пьесы П. И. Чайковского “Времена года” “Апрель – Подснежник”.)

Учитель: Сегодня мы с вами на уроке будем знакомиться с произведениями разных авторов о весне. Это замечательное время года, когда природа просыпается, умывается, прихорашивается и предстаёт перед нами красавицей.

“Весна, весна кругом живёт и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!..”
М. Исаковский

(обращается внимание на плакат-рисунок “Весна”, рисунки детей)

Говорят у весны три дела: одно - тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. В марте появляются проталины, первые перелётные птицы. Снег согнать, землю разбудить и отогреть – этим апрель занимается. В апреле пробуждаются насекомые, появляется первая зелень и цветущие растения. И третье дело – теплую землю в зелень убрать – это работа мая. Май – месяц цветения растений, первых весенних гроз. С мартом мы уже простились. Какой месяц нам в окно заглядывае