Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок обучающего чтения в 1-м классе по теме "С.Я. Маршак. «Апрель», И.Соколов-Микитов. «Май»"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели (учебные задачи):

  • познакомить с разными по жанру произведениями о весне, разных авторов – С. Я. Маршак, И. Соколов-Микитов;
  • формировать умения работать с текстом, выделять фамилию автора и заглавие произведения;
  • учить сравнивать произведения разных авторов, схожие по теме;
  • обогащать читательский опыт детей;
  • расширять круг детского чтения о родной природе;
  • развивать внимание, память, интерес к предмету, обогащать речь учащихся, расширять словарь;
  • пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;
  • учить бережно относиться к растениям;
  • учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

Оборудование:

  • портреты С. Я. Маршака, И. Соколова-Микитова,
  • выставка их произведений,
  • выставка книг о весне,
  • репродукции картин
    • А. К. Саврасова “Грачи прилетели”,
    • И. И. Левитана “Март”,
    • И. И. Шишкина “Апрель”,
    • творческие работы детей (рисунки о весне),
  • рисунки-плакаты: “Весна”, “Подснежник”,
  • аудиозаписи пьес из цикла П. И. Чайковский “Времена года”, “Природа, птицы и животные”, “Голоса животных и птиц”,
  • фотографии птиц: кукушка, соловей.

Материал:

  • “Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе” Г. Г. Мисаренко,
  • учебник “Чтение и письмо” Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, Л. А. Ефросинина,
  • книга “Двенадцать месяцев” - славянская сказка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Дети, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный день?

(Звучит отрывок из пьесы П. И. Чайковского “Времена года” “Март – Песнь жаворонка”.)

“Очень много солнечного света,
Над землей стоит голубизна.
Мнится мне: в сиянье разодета,
Изнутри земля освещена…”
А. Яшин

Солнышко нам улыбается, улыбнитесь и вы. Пусть этот урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца теплом, красотой, добротой и любовью.

2. Игровая разминка.

Работа над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.

“Свеча”. Представьте, что перед вами яблочный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделай глубокий вдох и постарайся задуть как можно больше свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов.

“Звукоподражание”.

Вспомните и воспроизведите:

Над ухом звенит комар: з-з-з.
Проснулся жук: ж-ж-ж.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Близко стрекочет сорока: ч-ч-ч (громко).
Улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч (тихо)

Работа с дидактическим материалом Г. Г. Мисаренко. Упражнения, направленные на отработку навыков правильного чтения.

- Вы сейчас будете выполнять те задания, которые вам помогут на уроке читать быстро, чётко и правильно; потренируемся.

  • чтение на время
  • чтение вслух только слова с буквой “а”
  • работа с сочетаниями

3.Тема урока.

Работа с произведением С. Я. Маршака “Апрель”.

Беседа по теме чтения.

- О каком времени года идет речь?

Старый тополь у крылечка.
Ищет грач своё местечко.
Грохот льдин, шуршанье вод.
Света полон небосвод. (Весна.)
А. Екимцев

(Звучит отрывок из пьесы П. И. Чайковского “Времена года” “Апрель – Подснежник”.)

Учитель: Сегодня мы с вами на уроке будем знакомиться с произведениями разных авторов о весне. Это замечательное время года, когда природа просыпается, умывается, прихорашивается и предстаёт перед нами красавицей.

“Весна, весна кругом живёт и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!..”
М. Исаковский

(обращается внимание на плакат-рисунок “Весна”, рисунки детей)

Говорят у весны три дела: одно - тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. В марте появляются проталины, первые перелётные птицы. Снег согнать, землю разбудить и отогреть – этим апрель занимается. В апреле пробуждаются насекомые, появляется первая зелень и цветущие растения. И третье дело – теплую землю в зелень убрать – это работа мая. Май – месяц цветения растений, первых весенних гроз. С мартом мы уже простились. Какой месяц нам в окно заглядывает, улыбается? (апрель)

Сейчас мы с вами будем читать произведение, которое так и называется “Апрель”. Его написал замечательный детский поэт С. Маршак.

(на доске портрет автора)

Он написал для детей очень много весёлых, поучительных стихов, сказок, перевёл с английского языка детские песенки.

(обращается внимание на выставку его произведений)

- Слушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями.

2. Чтение учителем стихотворения с использованием аудиозаписи “Природа, птицы и животные”, “Голоса животных и птиц”.

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель. (звук капели)

По полям бегут ручьи, (журчание ручья)
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь густой валежник. (рычание медведя)
Стали птицы песни петь, (пение птиц)
И расцвёл подснежник.

3. Выявление первичного восприятия.

- Что хотите сказать? Понравилось?

- Назовите жанр данного произведения.

- Каким настроением окрашено это стихотворение?

(на доску вывешивается рисунок “Подснежник”, под рисунком - слова:

“Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!”
Т. Собакина

Красота нежна, беззащитна и уязвима. Только любовь к прекрасному, нежное и бережное отношение к окружающей природе спасёт красоту.

4. Первичное ознакомительное чтение.

- Найдите автора, заголовок, прочтите. Прочитайте это произведение. Что вы скажете о нём? О чём оно? Составьте модель обложки. Сравните свои модели с моделью на доске.

(дети сравнивают свои модели с образцом, находят ошибки, исправляют)

Словарная работа.

- Что такое “капель”, “валежник”?

6. Пантомима. (Показать, как пробирается медведь).

7. Работа с текстом.

- Какие приметы весны описал поэт? Найди.

- Расскажи, что ещё происходит ранней весной?

- Зачем у меня в руках появилась книга “12 месяцев”?

Дети: Мы читали эту сказку. А сейчас читаем отрывок из песни Марта.

8. Работа над выразительностью.

Выбери слова, которые говорят о приметах весны. Какие строки в тексте будешь читать громко, радостно? Почему? Читай это стихотворение так, чтобы все поняли, что ты рад приходу весны.

4. Физкультминутка.

Весна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт - торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.

5. Работа с произведением И. Соколова-Микитова “Май”.

(Звучит отрывок из пьесы П. И. Чайковского “Времена года” “Май – Белые ночи”.)

Учитель: А сейчас ученица прочитает стихотворение ещё об одном весеннем месяце, послушайте какое интересное сравнение нашёл автор.

Май, как птиц из тесной клетки,
Листья выпустил на ветки:
Распрямляйте крылышки,
Набирайте силушку.
В. Фетисов

9. Беседа по теме чтения.

- От стихов перейдём к прозе, замечательного русского писателя, И. Соколова-Микитова, который очень тонко чувствовал, понимал и любил природу.

(на доске портрет автора)

- Это очень хорошо отражено в его произведениях.

(обращается внимание на выставку его произведений)

- Итак, слушаем произведение “Май” и думаем, почему оно названо так.

10. Чтение учителем с использованием аудиозаписи “Голоса животных и птиц”.

(в процессе чтения показываются фотографии птиц – кукушки и соловья и звучат их голоса)

- Определите жанр и тему этого произведения. Найдите фамилию автора.

11. Самостоятельное чтение.

- Какие краски видит, какие запахи и звуки чувствует и слышит автор? Моделирование обложки. Сравнение с образцом.

Выборочное чтение.

- Как автор описывает лес? Прочти.

- Как вы понимаете фразу “зелёною… дымкой накрылся лес”?

- Прочтите предложение о черёмухе.

Хочу остановиться на этом предложении и прочитать стихотворение, чтобы, прослушав его, вы, если встретите это дерево, уносили с собой в душах его необыкновенную красоту и чарующий аромат, а не охапки сломанных веток.

Белая черёмуха.

Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Лёгкая, как облачко, чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней.
И могла цвести она много-много дней.
- Это чья черёмуха? – Да она ничья,
Белая снегурочка около ручья…

Мимо бабка ехала, оглядясь вокруг,
Сразу от черёмухи отломила сук.
Городские школьники шли в далёкий путь,
Увидав черёмуху, стали ветки гнуть.
Прибежали девочки, а снегурки нет.
Лишь в пыли валяется вянущий букет.
А была черёмуха чистая, как снег
Радовался деревцу каждый человек.
З. Александрова

- Прочитайте, как встречают весну зайчишки?

- Найди предложение с восклицательным знаком. Прочти его, передав чувства жителей леса.

- Почему им так хорошо?

- О чём пишет И. Соколов-Микитов?

13. Чтение по цепочке.

- Рассмотри рисунок. Какое время года наступило? Что происходит в природе?

- Сравните эти произведения. Что в них общего? (о природе) Чем отличаются? (разные заглавия, авторы, жанры)

6. Итог урока.

- Расскажите, что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какие произведения читали? Что общего в моделях этих произведений? Чем отличаются?

- О чём эти произведения?

- Только любовь к природе, её глубокое знание, доброта помогли С. Маршаку и И. Соколову-Микитову написать такие замечательные произведения.

- Чтобы вы сейчас ещё раз хотели перечитать?

7. Домашнее задание.

- С родителями сходите на прогулку в лес, поле, на речку, вдохните запахи весны, послушайте её голоса и на следующих уроках расскажите о том, что увидели.

- Кому понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.

- К рассказу “Май”, если он вам очень понравился, можете нарисовать рисунок.