Интерес к человеку как ценностной приоритет педагогического взаимодействия классного руководителя с учащимися

Разделы: Классное руководство


Людей не интересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
Е.А.Евтушенко

Изменения, происходящие в современном обществе и системе образования, ведут к постоянно возрастающим требованиям к профессионализму и компетентности педагога. Для овладения педагогической профессией оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность личности. Одним из ведущих образований, определяющих целостность и готовность учителя к педагогической деятельности, являются профессионально-ценностные ориентиры. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения к педагогической профессии, воспитаннику и самому себе.

Успешность педагогического взаимодействия классного руководителя с учащимися находится в непосредственной зависимости от самоопределения преподавателя, его авторитета, мировоззрения, человеческих качеств, ценностей, транслируемых педагогом в повседневной жизни.

Тема аксиологического обеспечения образовательного процесса привлекает сегодня все более пристальное внимание исследователей.

Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы, направленный на решение главной воспитательной задачи - раскрытие личности учащихся. Проблема педагогического взаимодействия - это именно проблема целеполагания в отношении человека к человеку. В связи с этим преподавателю необходимо помнить, что в основе педагогической деятельности лежит ценностное отношение к человеку как существу становящемуся, способному к развитию, обучению, воспитанию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Учителю предстоит обнаружить ее смысл относительно человека. Ему также необходимо отнестись к себе как к специалисту, способному так или иначе влиять на судьбу других людей.

Как "мера всех вещей", человек является и целью, и результатом, и главным критерием оценки качества воспитания. Опираясь на достижения современной антропологии, можно утверждать, что человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной. Соответственно этому и ребенка необходимо рассматривать в трех измерениях, как существо природное, социальное и культурное. Выделение этих сущностей не означает, однако, что они как бы сосуществуют в ребенке каждая сама по себе, человек - существо целостное, и относиться к нему нужно именно так.

От отношения преподавателя зависит очень многое, от его доброжелательности, уважительности, тона при обращении к учащимся, его заинтересованности своими воспитанниками. “На земле интерес есть великий волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета”, - написал К.А.Гельвеций в своей книге “Об уме”. Нельзя забывать, что без интереса к человеку, невозможно понимание, принятие ребенка педагогом, ибо как считал В.А.Сухомлинский, нет ничего интереснее человека. “Интерес к человеку и человеческим отношениям не может быть утрачен никогда, пока существует человеческое общество…И какие бы сверхвысокие, сверхнаукоемкие и сверхинформационные технологии не изобретались в культуре, ничто никогда в образовании и воспитании не заменит живого человека…Подлинная сущность воспитания не в формах передачи опыта, воздействии, провозглашении деклараций, советов и т.д., а в искреннем, нефальшивом, всегда заинтересованном и неформальном человеческом общении, удовлетворяющем высшую человеческую потребность человека в другом человеке как источнике духовной информации…Подлинный воспитатель по отношению к каждой новой ситуации, к каждому Другому, в принципе, начинает все с начала. Научить и научиться воспитывать раз и навсегда никому никогда еще не удавалось.” [2]

Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек, сообразный своим природным задаткам, потребностям и возможностям, тождественный самому себе, индивидуальный и неповторимый. Совершенно справедливо в связи с этим звучит мнение Р.Эмерсона: “Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у него поучиться”.

В условиях все более расширяющегося информационного пространства, совершенствования компьютерных технологий и преобладания виртуального общения над реальным, особенно актуальным выглядит обращение к нравственным устоям и общечеловеческим ценностям, к живому человеческому общению, передаче жизненного опыта выдающихся и достойных людей.

Интересы классного руководителя, его жизненные приоритеты и ценности, транслируемые детям, несомненно влияют на результат взаимодействия между ними. От характера контактов педагога и учащихся зависят отношения между ними, которые могут быть интенсивными или поверхностными, дружескими или враждебными, стихийными или организованными, отношениями сотрудничества или соперничества. Предполагается, что взаимодействие между учителем и учащимися должно основываться на гуманности, доброжелательности, взаимном уважении, доверии и личной ответственности каждого из них.

Всесторонняя осведомленность педагога, неравнодушное отношение к коллективу, находящемуся под его руководством, и каждому ребенку в отдельности, внимание к жизни воспитанников, их трудностям и проблемам, радостям и достижениям, позволят создать благоприятный климат для общения внутри класса и вне его, содействовать воссозданию атмосферы доверия и взаимопонимания, сотрудничества и участия в судьбе каждого.

Целесообразным выглядит в данной связи работа по просвещению учащихся в этом направлении, проведение классных часов, творческих мастерских, посвященных соответствующей тематике, например: “Человек как ценность”, “Я и мир моих ценностей”, “Мастерская нравственности”, “Кто такая “Белая ворона”?”, “Индивидуальность как самобытность и неповторимость человека”, “Выдающиеся личности”, “Герои моего времени - кто они?”, “Идеалы и смысл жизни человека” и т.д. Подобные темы можно выбрать и для проведения бесед с родителями на собраниях и лекториях.

Таким образом, многое успешности педагогического взаимодействия классного руководителя с учащимися зависит от личностных качеств и способностей педагога, его мастерства и интуиции, компетентности, профессионального ориентира на интерес к человеку как ценностного приоритета.

Не случайным на сегодняшний день выглядит обращение государства к проблемам образования и демографии, провозглашении президентом России 2008 года – годом семьи. Это вселяет надежду на актуализацию проблемы интереса к человеку в обществе в целом и в образовательном процессе в частности. Интерес к человеку в качестве ценностного приоритета – важное основание духовно-нравственного воспитания школьников.

Список литературы.

  1. Бабурова И.В. Нравственные вершины Человечества. Пособие для педагога.- Смоленск: СГПУ, 2005.- 204 с.
  2. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учеб.-методич. пособие/ Науч. Ред. Н.К.Сергеев. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.- 120с.
  3. Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Е.Н.Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 224 с.
  4. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. –М.: Гардарики, 2005.- 287 с.
  5. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века).- СПб.:”Петербург – XXI век”, совместно с ЗАО “Пресс-Атташе”, 1997.-160с.
  6. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Издательский центр “Академия”, 2005.-256с.
  7. Никитина Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Монография.- М.:Прометей, МПГУ, 2002.-316с.