Роль студенческих объединений в формировании профессионально-коммуникативной подготовки бухгалтера

Разделы: Внеклассная работа


Главенствующую роль в модернизации образования приобретает ориентация на развитие личности и профессиональной культуры, что позволяет облегчить процесс адаптации в профессиональной среде.

В современных условиях многие предприятия проводят диагностику ценностных ориентаций и групповой сплоченности, реализуемую в программе по кадровому консалтингу. При подборе кадров на большинство вакантных должностей обязательными считаются такие качества характера, как развитые коммуникативные навыки, сдержанность, менеджерские, партнерские и лидерские способности, организованность, инициативность, ответственность, стрессоустойчивость, умение работать в команде и другие.

Наличие у современного выпускника коммуникативных способностей обязательно.

Коммуникативные способности – вид способностей, проявляющийся в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Будущие специалисты должны обладать навыками работы в коллективе, коммуникативными способностями, умением быстро и эффективно налаживать контакт с сотрудниками, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

На наш взгляд процесс обучения коммуникативным навыкам должен основываться на формировании у студента ценностных ориентаций.

Традиционно в образовательном процессе главное место отводится становлению профессиональных качеств. Современное понимание подготовки специалиста бухгалтерского учета строится на основе профкомпетентности – комплексного понятия, включающего знания (общие, предметные и специальные), умения и навыки осуществления профессиональной деятельности, качества личности (основанные на знаниях, умениях и опыте индивидуума) и, наконец, творческую самореализацию личности в профессии.

Формированию же коммуникативных навыков личности студента должное внимание не уделяется. В результате, как правило, выпускники умеют работать с бухгалтерскими документами, составлять корреспонденцию, но затрудняются что-то доступно объяснить.

Мы полагаем, что одним из ориентиров, помогающих выработать новые критерии адекватной оценки качества специалиста, может служить такое качество как профессиональная коммуникабельность. Поэтому одной из задач учебного заведения становится формирование у будущих специалистов навыков общения.

Решением данной проблемы является участие студентов в молодежных объединениях того учебного заведения, в котором они получают профессию. Во все времена студенты тянулись друг к другу, стремились к общению и совместному труду, пытались вместе решать проблемы, которые ставила перед ними жизнь, и в итоге объединялись в свои сообщества. Так возникают студенческие организации, в которых молодые люди могут максимально полно реализовать свои творческие способности и таланты, профессионально совершенствоваться. Именно в этом заключается важнейшее воспитательное значение студенческих объединений, которые помогут стать профессионально коммуникативным и конкурентоспособным специалистом.

Наиболее эффективным способом организации работы студентов является групповая форма внеучебной деятельности, когда студенты приобретают навыки совместной работы, учатся сотрудничеству и взаимопониманию, перешагивают речевой барьер при выходе на аудиторию, учатся владеть свободной и спонтанной речью. Поэтому для студентов очень важна изначально особая атмосфера доверия, которая постепенно поможет снять боязнь аудитории и собственной речи.

В этом случае в единстве осуществляется деятельность – взаимодействие – общение – контакт. При этом студенты должны суметь самостоятельно организовать свою совместную деятельность, распределить между собой определенные обязанности, соблюдая необходимые правила общения внутри группы.

Сегодня в системе среднего специального образования разрабатываются различные модели студенческих объединений. Мы попытались выработать что-то свое, которое бы реализовало творческий потенциал студенчества.

В 2003 году творческая группа колледжа разработала структуру молодежного объединения в виде студенческого клуба “Копельон”. Студенческий клуб “Копельон” является объединением студентов специальности “Экономика и бухгалтерский учет” на базе Алтайского государственного профессионально-педагогического колледжа. Студенческий клуб создан в целях активизации познавательно-образовательной и творческой деятельности студентов данной специальности. Участники клуба могут расширить, углубить, укрепить знания для подготовки к работе по специальности, полноценно реализовываться в творческой жизни клуба и учебного заведения. Сама структура клуба создает атмосферу, позволяющую построить для каждого студента ситуацию успеха, которая является прекрасным средством формирования мотивации самоопределения, самореализации, самодеятельности и саморазвития личности.

Участие в деятельности клуба помогает студентам приобрести такие профессионально-коммуникативные способности как:

  • способность сотрудничества и взаимодействия,
  • психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
  • умение работать в составе малой группы;
  • умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;
  • способность эффективно разрешать конфликты и предотвращать их;
  • способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;
  • умение эффективно обучаться в своей профессиональной области;
  • умение владеть свободной и спонтанной речью.

Задача клуба - стать школой общественного становления студента, помочь ему занять активную позицию в освоении опыта творческих дел, дать возможность для реализации потребностей и интересов. Хорошо организованная работа способствует разнообразной, яркой, насыщенной событиями студенческой жизни. Мероприятия, предлагаемые студентам, становятся не навязыванием чего-то ненужного сверху, а плодом работы самих студентов, поэтому они интересны. Каждый год ребята участвуют в организации традиционных мероприятий таких, как “Посвящение в члены клуба”, “Презентация специальности “Экономика и бухгалтерский учет””, “День бухгалтера”, КВН. Организуют помощь в профориентационной работе, работе студенческих конференций, а также являются зачинателями новых традиций. Студенты участвуют в жизни не только учебного заведения, но района, края. В течение трех лет занимают призовые места на краевых студенческих конференциях по специальности.

Все это показывает, что студенчество готово взять на себя решение многих задач по организации и проведении мероприятий по приоритетным направлениям студенческой жизни, а задача взрослых – помочь им в совершенствовании механизмов студенческого самоуправления. Студенты приняли положение о проведении конкурса “Умники и умницы”, реализовали социально значимые проекты: конкурс “Лучший по специальности”, фольклорную игру “Старинные обычаи и традиции”, фестиваль студенческого творчества.

Погружение ребят в решение коллективно-творческих дел характеризующихся высокой интенсивностью внеурочного процесса, приносят свои плоды в последующей деятельности тех студентов, которые принимали активное участие в работе клуба. Творческая атмосфера, царящая в клубе, приводит ребят:

  • к пониманию значения активного, здорового образа жизни и благоприятной атмосферы вокруг;
  • осознания себя значимой частицей мироздания, способной к активным действиям;
  • совершенствованию умений по организации и проведению различных видов творческих дел в условиях коллектива;
  • закреплению компетенций группового и межличностного общения;
  • накоплению методических материалов для организации работы на местах.

Работая в творческой группе и отвечая за свой фронт работы, студентам, тем не менее, приходится обращаться друг к другу за советом и помощью, сообща решать какие-либо проблемы и выполнять наиболее трудную и ответственную часть работы. Все это стимулирует взаимное обучение и дает возможность менее подготовленным, получить поддержку более подготовленных и улучшить свои показатели; наиболее подготовленные получают возможность почувствовать ответственность за работу в целом, добиваясь качественного выполнения порученной работы от менее подготовленных студентов.

Студенческие объединения реализуют и такие педагогические задачи, как:

  • преодоление традиционных подходов в преподавании специальных дисциплин;
  • формирование чувства коллективной ответственности;
  • освоение профессиональными компетентностями, которые не могут быть отработаны иными методами обучения;
  • приобретение будущими специалистами предметно-профессионального опыта;
  • развитие профессионального, теоретического и практического мышления;
  • создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации.

Таковы, на наш взгляд, наиболее эффективные формы организации студенческих объединений, предполагающие единство компетентностного подхода и активной коммуникативной среды, обеспечивающих в целом структурирование и обогащение профессионально-коммуникативной подготовки бухгалтера.

Практика показывает, что студенты, принимавшие активное участие в деятельности студенческого клуба во время обучения в нашем колледже, приобрели качества квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Таким образом, студенческие объединения реализуют интересы, потребности студентов в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении. Их работа оказывает благотворное влияние на формирование творческой и самостоятельной личности молодого человека, гуманной и внутренне свободной, умеющей ценить себя и уважать других.

При построении модели формирования компетентной личности мы, прежде всего, исходили из предположения, что конкурентоспособность – результирующее свойство выпускника, определяемое не только набором качеств личности как таковых, но и соответствием этих качеств требованиям рынка труда. Отбор качеств личности был ориентирован на элементный состав модели личностного потенциала и профессиональной культуры, модели личности и коммуникативной личности.

Сценарий мероприятия “Посвящение в члены студенческого клуба “Копельон””

1 ведущий: Здравствуйте, уважаемые преподаватели и студенты. Сегодня мы с вами собрались, чтобы пополнить ряды студенческого клуба “Копельон” новыми студентами. А сначала представят нам специальность “Экономика и бухгалтерский учет” студенты 301 группы бухгалтеров, которые уже почувствовали вкус профессии бухгалтера.

2 ведущий: Я ознакомлю с планом нашего мероприятия. Во-первых, мы познакомимся с историей бухгалтерского учета и возникновением бухгалтерии и бухгалтеров. Во-вторых, студенты 301 группы расскажут студентам нового набора, в серьезной и веселой форме, чем они будет заниматься и чему учиться на уроках бухгалтерского учета.

1 ведущий: Дело в том, что на базе специальности “Экономика и бухгалтерский учет” есть студенческий клуб “Копельон”, вот они и посветят новеньких в свои ряды.

2 ведущий: Ну да это понятно, и будут учить, как сберечь все от копейки до миллиона, как я слышала, от этого выражения появилось название “Копельон” - “сбережем все: от копейки до миллиона” – почти девиз всех бухгалтеров мира.

1 ведущий: Вот мы все и разложили по полочкам, как по статьям баланса, и приступим к поучительной нашей части.

1 докладчик: “История бухгалтерского учета насчитывает почти шесть лет. Его вызвала к жизни хозяйственная деятельность человека. В течение первых тысячелетий менялись объекты и методы бухгалтерского учета в рамках простой бухгалтерии. В этот период были выработаны такие приемы, как инвентаризация, проверяющая их реальность; счета, систематизирующие учитываемые объекты; контокоррент, и т.д.

На счетах запись каждой операции отражалась только один раз по ДТ или КТ одного счета. Отсутствовали единый денежный измеритель, двойная запись, баланс.

2 докладчик: “В своем развитии бухгалтерский учет прошел несколько этапов:

  • первым признаком бухгалтерского учета была мена;
  • вторым – появление инвентарного учета;
  • затем возникновение двойной записи;
  • и до современных методов бухгалтерского учета.

“История бухгалтерии – это история живого появления экономики. Став неотъемлемой частью управления хозяйством, бухгалтерия превратилась в стройную систему, контроль, как за сохранностью ценностей, так и за осуществлением процессов управления”.

1 докладчик: Любая история основывается на лицах, так и у истории бухгалтерского учета есть свой великий ум. В 1494 систему двойной записи описал и опубликовал итальянский ученый-математик Лука Пачоли, и за ним закрепилось право первооткрывателя. В своем трактате “О счетах и записях” Лука Пачоли путем анализа хозяйственных операций и уже существовавших способов ведения книг подробным образом описал правило двойной записи, при помощи которого в любом хозяйстве можно построить систему счетов и книг”

2 докладчик: “У бухгалтеров есть эмблема, признанная всем миром интернациональной, на ней изображены: солнце, весы, кривая Бернулли и начертан девиз: “Наука, доверие, независимость”. Солнце символизирует освещение бухгалтерским учетом финансовой деятельности, весы – баланс, кривая Бернулли – символ вечности существования учета. По сохранившимся учетным документам видно, какое высокое положение занимали в древности счетные работники, как ценилось их дело. На эту тему даже есть стихотворение о пользе бухгалтеров:

“Бухгалтера - народ бумажный,
Сухой, сидячий и чернильный,
Физически не очень сильный,
Но, тем не менее, двужильный,
Бухгалтера подков не гнут,
А множат, вычитают, делят,
И линию одну ведут,
Чтоб дебет выше был, чем кредит.

И песня, посвященная студентам-бухгалтерам: Почелята”:

Начинается новый день,
И студенты спешат сюда.
Бухучету учиться нам не лень,
Потому что мы бухгалтера.
Наш колледж живет.
Здесь мы учим налоги, бухучет.
Сдал баланс, сдал отчет,
Получил ты свой зачет.

Припев:

Здесь нам еще преподают ОЭТ и организацию.
Если двойку сегодня получил,
Значит, плохо ты дома учил.
Почелятами нас зовут,
И откуда таких нас берут.
Постараемся вас рассмешить.
Без смеха нам не прожить

1 ведущий: С историей бухгалтерского учета познакомились, а еще обещали нам рассказать, как и чему нас будут учить, по-моему, даже в этом кабинете. Там на двери табличка “8 кабинет “Бухучет” и еще подписано Вагнер С.П.”.

2 ведущий: “Вот – вот, “Бухучет” Вагнер С.П.” не понимаешь что это такое?

А впрочем, слушай, как все начиналось. Я-то тут уже два года учусь, у нас не только частушки про бухгалтерский учет сочиняют, но стихи:

1 чтец:

Среди звенящей тишины в восьмом кабинете,
Не все вопросы решены, не все даны ответы,
Но ясен наш один ответ, без всяческой подсказки,
Что лучше в мире нет той, что ведет у нас предмет.
Какой предмет? Да бухучет!
Чьи неподкупные глаза в журнал смотрели.
То голубее, чем гроза, то холодней метели.
“Давайте бухучет учить”, - она нам говорит.
Знакомая затея, что лучше той нам не найти.
Коль дебет с кредитом сведешь, получишь “5”,
А нет – иди, гуляй тебе не место здесь.

2 чтец:

Бухгалтера, мы счетоводы.
Любим все считать подряд!
Независимо от моды,
Применим счетов наряд.
Знания свои подточим,
Тем покажем всем урок.
Годовой отчет закончим,
Представим точно в срок.
Все, как надо, подсчитаем,
Дебет с кредитом сведем!
В облаках мы не витаем -
Далеко мы все пойдем!

1 ведущий: “И нам все это предстоит учить? Дебет, кредит, план счетов, что это такое? Годовой отчет, аудит?”

2 ведущий: Теперь я точно знаю, что бухучету научусь. Хорошо представили ребята, чем занимаются бухгалтера – в своем деле мастера. Я буду бухгалтером с морским уклоном. Да.

1 ведущий: А это как?

2 ведущий: Вот на III курсе ты уже, а не знаешь. Это когда тебе миллион, мне миллион и концы в воду. Да шучу я, шучу, мода у меня какая-то сегодня шутить

1 ведущий: Да, уж больно быстро ты учишься! Кстати про моду. Есть мода на сумочки, на осень, на шляпки, на юбки.

2 ведущий: А еще есть мода на музыку к мобильным телефонам!

1 ведущий: Не перебивай! Лучше посмотри, какую моду придумали студенты бухгалтера.

Показ мод с комментариями. Выходят модели по одному и стилисты, которые дают комментарии, идут по ковровой дорожке, звучит музыка.

1 стилист: Модель “План счетов” 90,60,91, очень знакомые параметры или, при продаже поставщики получают доход.

2 стилист: Модель “Баланс” смотрите, как ровно эта модель идет, он должен быть ровным. Актив, пассив, источники и средства, если ты баланс, то имей совесть, сходится.

1 стилист: Модель “Инфляция”: Падают в цене рубли, доллары и песо, во всем мире нет лекарств от этого процесса.

2 стилист: Модель “брак в производстве” - эта продукция по каким-либо причинам не соответствует стандарту качества.

1 стилист: Модель “Готовая продукция” колледжа по специальности “Экономика и бухгалтерский учет”. Посмотрите, как хорош (парень в костюме, в очках с калькулятором). Ну, скорее берите его на работу.

2 стилист: Модель “Касса”: кто хочет получить зарплату подходите, эту модель сезона вы точно не оставите без внимания.

1 ведущий: А говорят бухгалтера народ бумажный, вот как могут. Пошутили и хватит. Что там у нас по плану дальше?

2 ведущий: А по плану у нас дальше посвящение студентов нового набора в члены студенческого клуба “Копельон”. Если хотите жить также весело и дружно, давайте к нам, в клуб. Представляю президента клуба “Копельон” Клювакову Юлию.

Президент клуба: Здравствуете, ребята, преподаватели, а также гости нашего колледжа. Я хочу ознакомить вас с уставом клуба. Студенческий клуб “Копельон” является объединением студентов специальности “Экономика и бухгалтерский учет” на базе Алтайского государственного профессионально-педагогического колледжа. Клуб имеет свой флаг голубого цвета, который символизирует чистое небо над нашими головами, а расположенные на нем буквы “СКК” обозначают принадлежность к студенческому клубу “Копельон”.

Девиз клуба: “Бухгалтер - это сила, бухгалтер - это класс, и в клубе нашем дружба соединила нас”.

1 заместитель: студенческий клуб создан в целях активизации познавательно-образовательной и творческой деятельности студентов, и занимается реализацией следующих задач:

  • формировать единую систему действия студентов и преподавателей;
  • предотвращать отрицательные результаты в учебе;
  • организовывать деятельность членов клуба для участия в жизни колледжа;
  • поднять имидж студентов специальности “Экономика и бухгалтерский учет”.

2 заместитель: Членами клуба могут быть студенты, принявшие клятву, и активно участвующие в деятельности клуба. Участники клуба могут расширять, углублять и укреплять знания для подготовки по специальности, полноценно реализовываться в творческой жизни клуба и учебного заведения. Должны помогать друг другу в реализации задач клуба.

3 заместитель: Теперь студентов нового набора, желающих стать членами клуба, попрошу встать для принятия клятвы. Клятва включает пять правил, соблюдать которые должен каждый член клуба. Повторяйте за мной:

  • зря не рискуй своею головою – зачет сдавай и смело ты гуляй;
  • здоровье береги – предметы все учи;
  • от нас не отставай, участье в клубе принимай, пой, танцуй, шути скорей, учеба пролетит быстрей;
  • не забывай про тех, кто учит лучше всех, в учебе выбирай одну лишь суть и проложишь в жизни лучший путь;
  • когда колледж скажет тихо: “прощай”, - помнить колледж ты обещай.

Гимн клуба:

В делах учета у нас все гладко:
Актив, пассив, отчет, баланс
Составим во время, ребята,
Учителя похвалят нас.
Журналы, ведомость, регистры,
Документация, счета.
Все выучим мы здесь отлично
И это право не цена.

Припев:

Не вешать нос, бухгалтерята,
Трудна ли жизнь, иль хороша,
Единый план счетов и я,
Единый план счетов и ты,
Актив, пассив у нас едины”.