Интегрированный урок (геометрия + черчение) по теме "Вычисление поверхности композиции из геометрических тел"

Разделы: Математика, Технология


 

Вычисление поверхности композиции из геометрических тел

Тема занятия:  Вычисление поверхности композиции из геометрических тел.
Цель:

а) обучающаяактуализация знаний, полученных на предыдущих занятиях; подготовка учащихся к восприятию нового материала.
б) воспитательная усвоение навыков коллективной работы при решении задач.
в) развивающая развитие пространственных представлений, образного мышления.

Метод работы: практическое занятие.

Учебные пособия, принадлежности и материалы:

для учителя:

  1. черчения: таблицы-задания (3 шт) для опроса, карточки-задания;
  2. геометрии: карточки-задания;

для учащихся:

  1. геометрические тела, чертежные инструменты и канцелярские принадлежности.

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, геометрические тела.

План урока.

Этапы урока

Время

I.  Организационный момент

2-3 мин.

1.1. Деление на группы (1; 2; 3).

 

 

 

II.   Опрос (см. приложение 1)

2.1. Работа на доске (геометрия, черчение)
2.2. Устный опрос (геометрия)

10 -13 мин.

III.  Основная часть (см. приложение 2)

 3.1. Работа на доске (геометрия, черчение)
3.2. Работа в группах (геометрия).

15 мин

IV.   Самостоятельная работа

4.1. Составление композиции из геометрических тел (геометрия)
4.2. Работа на доске (черчение)
4.3. Вычисление поверхности композиции (геометрия)

10 -15 мин.

 

V.    Заключительная часть

5.1. Наведение порядка на рабочих местах
5.2. Подведение итогов

2-3 мин.

Ход урока.

I этап урока.

Класс разбивается на группы. На столе у каждой группы находятся геометрические тела, чертежные инструменты и карточки-задания.

II этап урока.

1. Слова учителя математики:

Эмоциональное начало художественного творчества проверяется точной наукой. Выдающиеся мастера былых эпох постоянно стремились проверить алгеброй гармонию. В древности геометрия сводилась к вычислению объемов, площадей. Ученые Китая владели многими практическими способами для измерения площадей, причем правила для вычисления площади поверхности геометрических тел совпадают с современными. И на этом уроке мы применим эти правила для вычисления поверхности композиции из геометрических тел.

2. Слова учителя черчения.

Рассматривая курс «Черчения» во взаимосвязи с геометрией, можно увидеть ряд общих целей и задач, такие как: формирование и развитие пространственного мышления. Поэтому эпиграфом нашего урока является высказывание Альберта Энштейна: «Воображение важнее знания. Знание ограничено, воображением можно охватить все».

В 1975 году французский геометр Гаспар Монж впервые систематизировал и изложил методы начертательной геометрии – науки, изучающей геометрические способы изображения предметов на плоскости. С этого времени чертеж стал международным языком инженеров, строителей, архитекторов.

Задания для учащихся:

  1. по черчению – у доски по одному ученику от группы (см. Приложение 1.)
  2. по геометрии – группы 1, 2 получают письменное задание (см. Приложение 1, задачи №№1, 2.); третья группа работает с учителем математики устно по готовым чертежам на доске (см. Приложение 1, задачи №№3-8.).

Приложение 1.

Проверка решений задач первой и второй групп на экране через проектор.
Проверка чертежей на доске.

III этап урока.

1. Слова учителя черчения:

Знания, умения и навыки, полученные на одном из предметов, используются и дополняются на занятиях по другому.

Решение данной задачи будет примером взаимосвязи предметов черчения и геометрии. Условие одно, но результат ее будет разным, исходя из приемов решения геометрическим или графическим способами. (Приложение 2, стр.9)

2. Слова учителя математики: 

Сечение плоскостью многогранников используется при решении многих стереометрических задач. Решим некоторые из них.
Два ученика решают задачи по геометрии и черчению на доске. (Приложение 2.). В это время группы 1, 2, 3 решают задачу по геометрии в тетрадях. (Приложение 2, задача №2.).


Приложение 2.

Проверка решений всех задач: задачи групп 1, 2, 3 – на экране через проектор, работающих у доски – соответственно, на доске.

IV этап урока.

1. Слова учителя черчения:

На столе у вас геометрические тела: цилиндры, пирамиды, параллелепипеды и т.д. Вы должны создать композицию из геометрических тел: это символы, элементы архитектуры, изображение растений, животных или абстракция, отдаленно напоминающая реальность. Это могут быть реалистические постройки с дизайнерским уклоном.
По завершении работы по одному представителю от каждой группы вычерчивают на доске три проекции композиции.

2. Слова учителя математики:

По завершении монтажа вы должны вычислить площадь полученной композиции.
Проверка проекций на доске. Работы по геометрии сдаются учителю.

Заключение.

1. Слова учителя математики: 

Итак, сегодня урок дал вам теоретические и практические знания, которые вы примените в вашей творческой работе.

2. Слова учителя черчения:

В архитектуре, строительстве, дизайне не обойтись без черчения и геометрии. И сегодня мы попробовали связать воедино дизайнерскую мысль, техническую грамотность с четкостью геометрии. Взаимное обогащение предметов геометрии и черчения способствует развитию логического, пространственного и образного мышления. Этим уроком хотелось пробудить интерес к науке, техническому творчеству, чтобы вы видели, понимали красоту во всех сферах жизни.