Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения", 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

  1. Создать условия для актуализации комплекса знаний и способов действий по фонетике, лексике, морфологии, морфемике; обобщить и систематизировать знания по теме «Односоставные предложения».
  2. Обеспечить у школьников развитие монологической и диалогической речи, создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать познавательный объект (слово, предложение, текст).
  3. Вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дифференцированные карточки, цветные полоски, схема «Типы односоставных предложений», проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!

Психологический настрой на работу.

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.

Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»

  • Как вы понимаете данное высказывание?
  • Вы с ним согласны?

Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа».

  1. Лингвистическая разминка.

На доске (или на экране) заранее записано предложение:

Расцветает и молодеет наш Краснояружский район со златоглавыми храмами, с благодатными полями хлебов, удивительным птицекомплексом, бесконечными асфальтированными дорогами, и хочется верить в великое возрождение России.

1-й ученик производит синтаксический разбор предложения.

  1. По цели высказывания это предложение повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.
  2. По структуре – сложное (называются простые предложения в составе сложного, выделяются грамматические основы).
  3. Союзное, простые предложения в составе сложного связываются сочинительным соединительным союзом и, который служит для связи равноправных частей сложного предложения.
  4. Значит это предложение сложносочиненное.
  5. 1-я часть – предложение простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными членами предложения. 2-я часть – предложение простое, односоставное, безличное, распространенное, неосложненное.
  6. Графическая схема предложения.

2-й ученик производит морфологический разбор слова:

Расцветает – глагол.

  1. Обозначает действие: (что делает?) расцветает. Начальная форма – расцветать.
  2. Пост. – несов. вида, неперех., I спр., непост. – в изъявит. накл., в ед.ч., в 3-м л.
  3. Что делает? расцветает.

3-й ученик производит морфемный разбор слова:

Бесконечными.

  1. (Это слово – имя прилагательное, значит в нем выделяется окончание: бесконечными (бесконечный, бесконечную).
  2. Бесконечными – «не имеющими конца». Значение передается с помощью приставки бес- и суффикса –н-. Прилагательное образовано от существительного приставочно-суффиксальным способом: бесконечными конец.
  3. Приставка бес- есть также в словах беспокойный, бессердечный.
  4. Для того чтобы найти корень, сопоставим однокоренные слова: конец, кончать. Выделим корень: -конеч-
  5. Суффикс –н- есть в словах зимний, речная. Таким образом, морфемный разбор слова будет следующим: бесконечными.)
  1. Анализ текста.

На доске:

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

(А.С. Пушкин)

(Читает один ученик)

  • Каким настроением проникнуто стихотворение? (чувством радости, счастья; автор прямо утверждает: «День чудесный!»)
  • Определите тему данного текста. (описание утра, зимней природы)
  • Назовите ключевые слова, которые раскрывают тему текста. (мороз, солнце, день, чудесный, нега и др.)
  • Когда мы рассматриваем картину, то понимаем, что художник для изображения действительности использует определенные средства, например краски. А чем пользуется поэт? (Поэт использует только слова, но в этих словах всё – и краски, и звуки, и чувства.)
  • А как можно еще определить цвет текста? (При помощи звуков, которые тоже имеют цвет, например, о(е)- светло-желтый или белый, а(я)- густо-красный, ярко-красный, э(е)- зеленый, желто-зеленый, и –синий, у- темно-синий, темно-сине-зеленый, ю-голубоватый, ы- мрачный, темно-коричневый или черный цвета.)
  • Каков же цвет нашего текста? Обратимся к ключевым словам и посмотрим, каких здесь гласных звуков больше? (о,е)
  • Подтверждают звуки цвет текста? (да)
  • Как вы думаете, Пушкин подсчитывал цветовые звуки, когда писал это стихотворение? (нет)
  • Почему же такое совпадение произошло? Да потому что Пушкин был гением.
  • А Константин Паустовский о языке говорил так: «С русским языком можно творить чудеса». Вы в этом убедились на примере текста стихотворения? (да)
  • И еще, ребята, мне хотелось бы знать, помните ли вы значение слов нега и Аврора?

Один ученик зачитывает значение данных слов, которое смотрел по словарю:

Нега – блаженство, приятное состояние.

Северная Аврора - богиня утренней зари у древних римлян.

  1. Словарная работа.

Говорил неправду; невысокий дом; не слышится шороха; не в чем сомневаться; не широкая, а узкая река; не примирив друзей; ненавидел неправду.

(Фронтальная проверка с объяснением орфограмм)

  1. Основная часть урока.

Создание проблемной ситуации.

Давайте снова обратимся к нашему стихотворному тексту и назовем типы предложений, которые встречаются в тексте.

  • Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)

Работа со схемой.

Прежде чем перейти к практической части урока, мы повторим всю теорию по односоставным предложениям. (У доски по схеме «Односоставные предложения» рассказывает один ученик, схема на экране)

Учащиеся дают рецензию.

Работа в группах (дифференцированные задания)

I группа

Выделить грамматическую основу и указать тип предложений.

Утро. Тишина. С вечера крепко подморозило. И пусть построят на этом месте что-нибудь полезное людям! Останьтесь, я прошу вас очень. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

II группа

Найти односоставные предложения, выделить в них грамматическую основу и указать тип предложений.

Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше. Мы то едем по равнине, то спускаемся в долины. Вот и озеро. Вода прозрачна. Гиппопотамов нет. Хорошо бы искупаться! Кусок скалы – удобное место для ныряния. Но вдруг скала зашевелилась и оказалась громадным крокодилом.

III группа

Какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения на двусоставные. Произошли ли в тексте какие-либо изменения или нет? (Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».)

Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведем отлично! Поэтому весело!

Свободный диктант «19 октября».

Эта дата имела для Пушкина свою особую мету. С этой датой – днём открытия в тысяча восемьсот одиннадцатом году Царскосельского лицея – связано многое дорогое и милое сердцу Пушкина. Лицей был колыбелью пушкинской музы.

Лицеисты жили дружно, без муштры. И, что весьма немаловажно, вместе с воспитанниками лицея в нём жила и Поэзия. Лицеисты зачитывались стихами, спорили о стихах, писали стихи. И не только в своих комнатах или во время прогулок в Царскосельском парке, не только в свободное от занятий время, но, случалось, и на самих занятиях.

Первое своё стихотворение Пушкин написал на уроке словесности по заданию Б. Кошанского, предложившего ученикам воспеть в стихах розу. Для Пушкина лицейская годовщина – это святая годовщина, святая святых души поэта

(После написания учащиеся зачитывают свои тексты, называют односоставные предложения, указывают их типы.)

  1. Подведение итогов работы.

(Повторяем все типы односоставных предложений ещё раз, выставляются оценки)

  • Что повторили сегодня?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Какой этап урока показался самым интересным?
  • Что было трудно?

Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру по одной из тем: «Лесные сокровища», «Зимний лес» с включением в него односоставных предложений