Урок объяснения нового материала в 5-м классе "Как суффикс -а- управляет корнем"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • раскрыть значение суффикса А в глаголах;
  • познакомить с правописанием Е-И в корнях с чередованием;
  • отработать навыки написания Е-И в корнях с чередованием;
  • выработать умение видеть орфограмму в тексте;
  • повторить типы и стили речи;
  • отработать навыки составления предложений определённой конструкции;
  • закрепить умение отличать словосочетания от грамматической основы предложения.

I. Организационный момент

II. Повторение. Лингвистическая разминка

Что такое глагол? Приведите примеры. Определить вид глагола: встречаться, рисовать, встретиться, рассмотреть, рассматривать, подрисовать, прогуляться, прогуливаться.

III. Объяснение нового материала

Образовать однокоренные глаголы при помощи суффикса а.

Даны глаголы: вытереть, выжечь, выстелить, блестеть, замереть, запереть.

- Каким способом вы образовали глаголы? (Суффиксальным)

- Как называются такие пары глаголов? (Видовые)

- Что изменилось у глаголов при появлении суффикса а? (Вид, написание гласной в корне)

- Глаголы однокоренные, а гласные в корне разные.Как называется это явление? (Чередование)

Выводы:

1) О написании гласных в корнях глаголов с чередованием;

2) О роли суффикса а в глаголах. (Если после корня есть суффикс А, то в корне пишется буква И, а если суффикса А нет – Е. Также суффикс А изменяет вид глагола.)

Если в правильном порядке расставить слова, то можно узнать тему сегодняшнего урока.

А, корнем, суффикс, управляет, как. (Как суффикс А управляет корнем)

Чтение правила в учебнике, стр. 257.

Обратить внимание на корни, их надо запомнить.

Здесь не хватает корня чет – чит. Подпишите.

А также запомните слова исключения : сочетать, сочетание, словосочетание.

Шуточно эту орфограмму называют Ира. Кто догадался почему?

(Многие корни с чередованием содержат это сочетание букв. Так будет легче запомнить)

Чтение и запоминание стихотворения.

Если после корня – а,
В корне будет и всегда!
Вот пример, запоминай:
“Ноги вытер? Вытирай!”

Выписать слова с чередованием, объяснить написание.

IV. Закрепление

Устное упражнение (работает весь класс, отвечают по цепочке или по желанию).

Объяснить выбор гласной в словах, написанных на доске.

Выж..чь, пост..лить, прот..рать, отд..рать, заб..рут, изб..рать, нат..реть, соч..тать.

Предупредительный диктант. (У доски работает 1 человек, сначала проговаривает написание, а потом делает запись.)

Зажигаются огни, замирать от восторга, вытерла руки, собирают мёд, блистательная победа, блеснуло озеро, выбирать марки, расстелить ковёр, стереть с доски.

Все ли сочетания слов в диктовке являются словосочетаниями? Почему?

Составить с любым сочетанием слов по 1 предложению:

1 ряд – с однородными членами,

2 ряд – с обращением,

3 ряд – сложное предложение.

Найти ошибку (слова выведены через кодоскоп), объяснить написание.

постелить, запиреть, блестит, избирать; (запиреть)

обдирает, стереть, берут, поджегает; (поджегает)

умереть, напирает, вытирает, блестает; (блестает)

Линейный диктант на 12слов.

Блистать, расстелить, замирать, удирать, постелить, вытереть, собираю, блестеть, расстилать, прибирать, замереть, соберу.

И, е, и, и, е, е, и, е, и, и, е, е.

Найти 4 лишнее.

примерять, отмирать, замереть, вымирать;

мирный, помирились, мир, умирать;

умереть, замерять, отмерить, размерять.

Как называются такие слова? (Слова с омонимичными корнями)

Прослушать отрывок.

Является ли он текстом? Доказать.(Детям раздается текст на парты, см. Приложение 1)

Из-за горизонта показалось солнце, и вся природа как будто замерла в ожидании чуда.

Перед нами расстилалась широкая равнина, которая всё больше становилась похожей на необыкновенный цветочный ковёр. Капельки росы на растениях блистали от ласковых прикосновений тёплых лучей солнца, словно волшебник рассыпал миллионы алмазов. Вдали заблестело гладкое зеркало большого озера, от него низко над лугом начал стелиться туман, придавая загадочности пробуждению природы. От такой красоты замирало сердце.

  • Определить стиль, тип речи, озаглавить текст. (Художественный, т.к. в тексте есть сравнения, эпитеты, олицетворение. Тип – описание.)
  • Объяснить недостающие знаки препинания.
  • Какие слова с чередующимися гласными встречаются в тексте? Выписать, объяснить написание.
  • Выписать остальные слова с пропущенными буквами, объяснить написание.

V. Подведение итогов урока.

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

VI. Д/з. Упр.653, параграф 113.

Литература

1. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.- 23-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 239 с.

2. Русский язык. Тренинг. Дидактические материалы для закрепления знаний. 5 класс / О. Л. Брынцева. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 240 с. – (Экспресс-проверка знаний).