Применение игровых методов обучения на уроках географии и экологии

Разделы: География, Общепедагогические технологии


С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.

На уроках географии игры используются давно. Издавались пособия по их проведению, многие учителя придумывали их сами. Игры рассматривались в основном как способ внесения разнообразия в приемы обучения и для усиления учебной мотивации. Затем были созданы игры, активно способствующие развитию познавательной деятельности школьников. Так что современная школьная география располагает уже большим арсеналом разного рода игр – как индивидуальных, так и коллективных. Многие из них рассчитаны на проведение в классе, на уроке.

Что такое игра? Игра – это прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке.

Планирование ролевой игры – это важнейший этап подготовки, на котором решается, как конкретно разыграть идею или ситуацию выбранным способом. Для этого организатору необходимо выбрать конкретный материал, на котором будет проигрываться ситуация, наметить роли учеников, предусмотреть “реквизит”, справочные материалы, решить, как использовать результаты игры.

Для создания “атмосферы” свободного разыгрывания ролевой ситуации учителю необходимо исключить порицание и критику и принимать полноценное участие в разыгрывании ситуации.

Следует обратить особое внимание на подготовку различных раздаточных материалов: описание ролевой игры, методические рекомендации для участника ролевой игры, методические рекомендации для участника ролевой игры, справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения.

Исходная информация по ролевой игре может быть представлена ученикам как на занятии, так и заранее. Последний вариант более предпочтителен, так как в этом случае слушатели не затрачивают времени на ознакомление с информацией и ее осмысление в период занятия.

Учитель должен разъяснить участникам игры ее особенности, комплексный характер, порядок проведения и обсуждения. Обратить внимание на критерии оценки результатов ролевой игры, учитывая, что участники в основном работают в малых группах и игра практически носит состязательный характер.

В большинстве стран предпочтение на уроках географии отдается имитационным играм. Зачастую имитационные игры бывают довольно сложными, связанными с моделированием природных и социально-экономических процессов. Примером может служить игра “Пастбище” в английских школах , в ходе которой учащиеся должны с помощью ряда количественных показателей рассчитать оптимальную нагрузку на окружающую среду, не ведущую к необратимым процессам в растительном покрове территории в результате выпаса скота. Существует игра канадских школьников на тему “Пионеры железной дороги”. Эта игра, предназначенная для учащихся 14-16 лет, заключается в имитации строительства трансканадской железной дороги с указанием предполагаемых пунктов отправления и назначения. Для игры готовится специальная схема, на которой квадратами, кружками и треугольниками обозначены канадские города. Точки на карте указывают десять контрольных пунктов ( в Квебеке, Монреале и т.д.), где строители могли бы встретить определенные препятствия (необходимость моста через реку). Готовятся также “карточки случайностей”, предусматривающие возможность обвала, пересечения болота, пустыни, риск наводнения. Игра происходит с помощью выбрасывания фишек, а в качестве судьи выступает учитель. При этом каждая игровая группа представляет одну из шести канадских железнодорожных компаний и начинает игру с вымышленной суммой ее капитала. Игра заканчивается тогда, когда одной из компаний удается достичь конечного пункта.

Большое распространение получили собственно ролевые игры, предусматривающие разыгрывание определенных ролей, инсценировки разных жизненных ситуаций.

Ролевые игры более просты и понятны, поэтому требуют меньшей подготовки для организации. Небольшой инструктаж – “руководство к действию” и можно играть. Приводимый ниже пример хорош как для игры по географии, так и по истории или экологии. Игра “Линия времени” основана на готовой методической разработке для курса “Устойчивое развитие” с дополнениями автора этой статьи и его же рекомендациям.

План методической разработки игры

Возраст участников (учащихся) – 12 – 17 лет

*Средние, старшие классы

1.  Тема: Развитие биосферы и общества (Линия времени)

*Можно так же включить занятие в тему: Эволюционные процессы и развитие Земли

2. Цель: Соотнести продолжительность существования Земли, биосферы,

человека, роль человека в изменении природы Земли

*Также развитие техники и науки за определенный этап времени.

3. Задачи. Образовательная – Оценить продолжительность этапов существования биосферы от ее возникновения до появления человека.

Развивающая – Продемонстрировать методику и создать общее видение будущего, создать условия для развития прогностичности мышления.

Воспитательная – показать роль человека в изменении природы, дать возможность оценить негативные и позитивные действия человека по отношению к ней.

4. Главная мысль темы. Биосфера формировалась тысячи миллионов лет. За короткий в историческом масштабе период технического прогресса природа значительно разрушена. Ответственность человека за изменение биосферы.

5.  Основные понятия: Прошлое, настоящее, будущее, линия времени, образ желаемого будущего, общее видение будущего.

* Эволюция, научно-технический прогресс и т.д.

6. Пояснение (что должно быть достигнуто по окончании занятия). Наглядно представленная линия времени позволяет осознать, как давно возникла биосфера, как долго она развивалась и как мало времени понадобилось человеку, чтобы нарушить природу.

* По окончании занятия, при оставшемся времени можно выявить плюсы и минусы воздействия человека на природу (смог бы он развиваться без ее нарушения).

7. Материалы, оборудование:

Для участников: ничего.

Для ведущего: моток прочных ниток или толстая леска длиной 5 (лучше 10 метров), картонные карточки с изображением важнейших этапов развития Земли, биосферы и человечества и датами этих событий и этапов.

*Карточек должно хватить на всех участников этого занятия.(20-30 карточек)

Пример карточек:

А) Возникновение планеты Земля – 4,6 млрд. лет назад

Б) Возникновение простейших форм жизни – 4 млрд. лет назад

…Д) Первые летающие насекомые – 350 млн. лет назад.

…К) появление дриопитека – 14 млн. лет назад

…П) Начало пользования огнем – 200 тыс. лет назад

…У) Промышленная революция – 250 лет назад.

…Х) Первый космический корабль с человеком на борту – 1961 г.

8. Подготовка.

Линия времени (нить) должна быть 4,6 м. При масштабе в 1мм – 1 млн. лет длина нити соответствует 4,6 млрд. лет На нити отмерьте начало и сделайте отметки через каждый метр.

* При нити длиной 10 м можно отмерить 9,2 м, тогда в 1 мм – 500 тыс. лет, что будет удобней для последних тысяч лет.

Подготовьте карточки и горизонтальный участок в комнате для размещения нити и карточек.

9. Ход занятия. Скажите участникам о возможности наглядно представить время как линию (нить), вдоль которой располагаются события прошлого, Настоящего и будущего.

Объясните, что история Земли насчитывает 4,6 млрд. лет. Предложите рассчитать, какой временной масштаб необходимо принять, чтобы отобразить всю историю Земли нитью длинной 4,6 м.

Закрепите нить с двух сторон. Раздайте участникам вразброс карточки и предложите самостоятельно определить , где и в какой последовательности на линии должны располагаться карточки. Затем расположите карточки вдоль нити (*либо если вы раздали карточки на руки – участники сами расположат их на линии времени).

В конце занятия можно задать следующие вопросы:

  1. Какой вывод можно сделать о соотношении истории Земли, биосферы, человечества? (история человечества несоизмеримо мала по сравнению с историей Земли)
  2. К каким изменениям облика Земли за время существования привела деятельность человека? ( Появились поля, населенные пункты, дороги, мосты, плотины, дамбы и т.д.)

ЛИТЕРАТУРА:

Для учителя:

  1. В.Б. Калинин, Т.Д. Гайворон // Устойчивое развитие. Игры и упражнения// Обнинск, 2002 г.
  2. И. В. Душина, Г.А. Понурова // Методика преподавания географии// Москва, 1996
  3. И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин // Методика и технологии обучения географии в школе//АСТ, Астрель, М., 2002
  4. В.П. Максаковский // Преподавание географии в зарубежной школе// ВЛАДОС, М., 2001