Литературно-художественная композиция "Здравствуй, гостья-зима!"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство


Учитель. Поэзия помогает нам увидеть красоту, ведь нужно обладать зоркостью, чтобы заметить что-то чудесное в обычном пейзаже. Ф.И.Тютчев писал о природе:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Поэт утверждал, что природа дает почувствовать неизъяснимую радость жизни.

Сегодня мы вновь попробуем расслышать вместе с поэтами "язык" природы и увидеть с художниками красоту пейзажа, зимнего пейзажа. Мы снова будем слушать стихотворения, рассматривать картины и, конечно же, послушаем сочинения, созданные вами.

Еще совсем недавно мы вспоминали о лете, но вот промелькнули и осенние денёчки, и мы готовы встретить зиму. Нас ждет много чудес, ведь зима - самое волшебное время года. Вы готовы встретиться с чудесами? Тогда отправляемся в путь.

Чтец.

И.Никитин.

Встреча зимы. (Отрывок.)

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!..

Ведущий. Начало зимы — это всегда событие для души поэта, хотя для каждого — свое…

Ученик читает стихотворение А.А.Фета “Мама! глянь-ка из окошка…”.

Ведущий. Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок, и каждый снежный цветок неповторим. А когда поднимается сильный ветер, все меняется вокруг, и тогда не разберешь, откуда летит снег: то ли с неба, то ли с земли. Все смешивается в сплошном хаосе, ничего не видно, кроме белой пелены. Но вот первый снег укрыл и укутал озябшую землю.

Чтецы.

Зимы покров однообразный,
Везде сменил наряд цветной,
Окован сад броней алмазной
Рукой волшебницы седой.
П.А.Вяземский.

Серебро, огни и блестки,
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березы,
Черно-голые вчера.
В.Брюсов.

… Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательной ковром.
Все ярко, все бело кругом.
А.С.Пушкин.

Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворах дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас - гляди, как весело
И белым-бело!
С.Я.Маршак.

Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
А.С.Пушкин.

Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подернулись долины,
И ярким бисером усеяны поля,
На празднике зимы красуется земля…
П.А.Вяземский.

На пажитях немых люблю в мороз трескучий
При свете солнечном я снега блеск колючий,
Леса под шапками иль в инеем седом
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
А.А.Фет.

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля…
С.Дрожжин.

Ведущий. Первый снег изменил все вокруг. Мир стал серебряным, белым, новым, волшебным.

Чтецы.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
С.Есенин.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
А.С.Пушкин.

Ведущий. После снегопада очень красиво в лесу. “Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливых форм арки, покрытые снегом. В белых пушистых шубках, напоминающих озябших снегурочек, стоят елочки и сосенки, опустив заснеженные рукава. Снеговая лепка выразительна, и кажется, что ее создавал какой-то чародей-скульптор. Иногда беззвучно сорвется с ветки ком снега и также беззвучно упадет на землю, оставляя за собой в воздухе полосу серебряной пыли” .[ 4 ]

В стихотворениях и И.Никитина, и А.С.Пушкина, и Ф.И.Тютчева зима — волшебница, колдунья, чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.

Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева “Чародейкою Зимою…”

Ведущий. Сказка начинается с первых строчек стихотворения Ф.И.Тютчева. Чародейка Зима взмахнула ледяной волшебной палочкой, и очарованный “сном волшебным“ лес безмолвен, неподвижен, он спит до весны, когда его разбудит солнце. Но природа вовсе не скоро проснется под его весенними лучами, и мы еще успеем налюбоваться её зимней красой.

Волшебную сказку зимнего леса поможет нам ярче представить картина И.И.Шишкина “Зима”. На картине изображен прекрасный зимний лес. И стихотворец, и живописец независимо друг от друга увидели зимний лес, который поразил каждого из них ''ослепительной красотой''. И в стихотворении, и на полотне пейзажиста лес ''околдован''. "Утонули деревья в дремучих сугробах. Вместе со снегом налетели в лес диковинные, невиданные существа. Странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, расселись по пням и сучкам. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной шапке. А там и вовсе непонятный зверек. Но сделай шаг в сторону, и обернется зверек сучком, запорошенным снегом".[ 2]

А вот как описала природу зимнего леса в своем сочинении Мигель Наталья.

Звучит сочинение-миниатюра Мигель Натальи ? Зимой в лесу? .

Как прекрасно в зимнем лесу, когда солнце озаряет его своими лучами, и снег, блестя на солнце, хрустит при каждом твоем шаге. Идешь по лесным тропкам, а снежный наст напевает звонкую мелодию: "Хрусть, хрусть!" Зимой в лесу бывает очень холодно, и каждый замерзший сучок при малейшем ветре падает и подпевает веселой песенке твоих шагов. Снежный ковер расчерчен следами лисы и зайчонка, чуть-чуть позади следы воробья и вороны. Тебе так хочется остаться здесь и еще немного полюбоваться снежным волшебством. Но уже темнеет, пора уходить домой, прощаться с чудесами зимнего леса. И ты весь вечер, сидя в теплой комнате, не устаешь повторять: "Как прекрасно в зимнем лесу!"

Ведущий. На несколько мгновений мы еще раз попадем в сказку зимнего леса, проносясь через него на тройке вместе с лирическим героем стихотворения С.Есенина “Пороша”.

Ученик читает стихотворение С.Есенина “Пороша”.

Ведущий. Вместе с героем стихотворения мы покинули зимний лес и оказались среди заснеженных полей, по которым несется вдаль лихая тройка.

Чтецы.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А.А.Фет.

Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу.
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.
И.Никитин.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
А.С.Пушкин.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А.С.Пушкин.

Учитель. Вы заметили, как изменился пейзаж? Сказка исчезла, и перед нами картины суровой зимней природы. А волшебница зима превратилась в грозного воеводу Мороза.

Чтец. Н.А.Некрасов.

* * *

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи, -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…

Учитель. Мороз-воевода из стихотворения Н.А.Некрасова имеет мало общего с добрейшим рождественским дедом, скорее он похож на Морозку из русских народных сказок.

Кстати сказать, к нам только что из зимнего сказочного леса пожаловали гости.

Входят гости .

Декабрь.

Верные слуги -
Снежные вьюги,
Заметите все пути,
Чтобы в чащу не пройти
Ни конному, ни пешему!
Ни леснику, ни лешему!

Январь.

Вьюга белая - пурга,
Взбей летучие снега.
Ты крутись, ты дымись,
Пухом на землю вались,
Кутай землю пеленой,
Перед лесом стань стеной.
Вот ключ,
Вот замок,
Чтоб никто пройти не мог!

Февраль.

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!

Декабрь.

Из-за северных
Морей,
Из серебряных
Дверей
На приволье, на простор
Выпускаю трех сестер!

Январь.

Буря, старшая сестра,
Ты раздуй огонь костра.
Стужа, средняя сестра,
Скуй котел из серебра -
Соки вешние варить,
Смолы летние курить…

Февраль.

А последнюю зову
Метелицу-куреву.
Метелица-курева
Закурила, замела,
Запылила, завалила
Все дорожки, все пути -
Ни проехать, ни пройти!

Декабрь. Ну-ка, ребята, отгадайте из какой пьесы-сказки мы к вам прибыли?

Дети отвечают на вопрос. ( С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев.)

Февраль. Какие ещё сказки, сказочные повести, связанные с зимними праздниками вам известны?

Дети отвечают на вопрос. (Дети вспоминают произведения Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”, А.И.Куприна “Чудесный доктор”, Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, Г.Х.Андерсена “Снежная королева”, Братьев Гримм “Госпожа Метелица”, Э.Т.А.Гофмана “Щелкунчик и Мышиный Король”.)

Гости благодарят детей за ответы и уходят.

Учитель. Да, суровы бывают зимние братья-месяцы. Вспомните, как были наказаны мачеха и её дочь. Суров и Морз-воевода. В его седой бороде колючие ледяные иглы, он суров и даже немного страшен, он может погубить незваного гостя. Он беспощаден. Также сурова и беспощадна может быть зимняя природа.

Чтецы.

Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути;
Не проехать в лесу,
Не пройти.
С.Есенин.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
А.С.Пушкин.

Ведущий. ? Зима, снег — уже повод не к веселью, не к удивлению, а скорее, к раздумью? .[ 1] Это время года часто связывают с чувством тоски, грусти и печали, с чувством одиночества.

Прекрасную сосну в великолепном снежном наряде видим мы на картине И.И.Шишкина. Её окружают только холодные голые скалы. Как же одинока она, как ей тоскливо на этом утесе! Красив и печален этот пейзаж! И.И.Шишкин назвал свою картину строкой лермонтовского стихотворения.

Чтец.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
М.Ю.Лермонтов.

Ведущий. Вот ещё одно стихотворение о снеге.

Чтец.

Б.Л.Пастернак.
Зимняя ночь.
(Отрывок.)
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…

Ведущий. ? Снег для Б.Л.Пастернака ? это гораздо больше, чем природное явление. Взгляд на зимний пейзаж в этом стихотворении ? это взгляд из окна. Тут, в комнате, свеча, знак дома, очага, защищённости. А там, за окном, метель, вихрь, тьма ? смятение, бесприютность? .[ 1]

А в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро” буря уже отбушевала. Пейзаж в этом произведении ? это тоже взгляд из окна, но пространство здесь постепенно расширяется, а чувство печали, тоски и одиночества сменяется чувством радости, восторга перед миром. И мы уже видим необъятные снежные просторы и вместе с лирическим героем готовы мчаться в санях ?по утреннему снегу?.

Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Ведущий. И снова перед нами радостные, яркие пейзажи, пейзажи зимней ночи.

Чтецы.

Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
Месяца лучами
Божий храм облит;
Крест под облаками,
Как свеча, горит.
И.Никитин.

Зима, зима! Мороз трещит;
Луна в кольце на твердисиней;
Звездится снег; лазурный иней
На чёрных деревах блестит…
А.Н.Майков.

Ведущий. Всё радостно и празднично в этих пейзажах. Какие же праздничные дни ожидают все вокруг?

Ведущий. Рождество было всенародным и одним из самых любимых праздников в России. А любимым занятием в рождественские дни, особенно для молодёжи, становилось гадание, которое превратилось в народную забаву.

Ученик читает отрывок из баллады В.А.Жуковского “Светлана” (? Раз в крещенский вечерок…? )

Ведущий. Шумны, веселы и сытны были зимние праздники. Святки ? это торжество семейного единения, добрососедства и милосердного отношения друг к другу, прощения обид, радости друг за друга. Ярким и радостным кажется зимний пейзаж в это время.

Чтец.

И.Никитин.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, ?
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Ведущий. Мы снова оказались в зимнем лесу, теперь это светлая берёзовая роща. Сейчас ребята вам расскажут, какими они увидели березки на картине Игоря Эммануиловича Грабаря ?Февральская лазурь?.

Звучит сочинение ?Обыкновенное чудо? Латышевой Натальи.

На картине И.Э.Грабаря ?Февральская лазурь? изображено солнечное зимнее утро.

Все краски этого пейзажа необычны: небо фиолетового оттенка, а горизонт зеленовато-жёлтого цвета. На нём нет ни единого облачка.

Молоденькие берёзки стоят по кругу, как прекрасные девушки, которые водят хоровод. Впереди красуется старшая берёза, она наряднее всех остальных деревьев. Её ствол розово-сиреневый, а верхушка желтоватая. Веточки берёзы похожи на жемчужное кружево. Тени берёз придают снегу голубовато-сиреневый оттенок, они словно играют друг с другом. Воздух чист и холоден, и мы как будто бы слышим хруст снега.

Февраль подарил нам чудесное особенное утро, которое художник так замечательно изобразил на своей картине.

Звучит сочинение ?Обыкновенное чудо? Крупенниковой Екатерины.

Очень красива картина И.Э.Грабаря ?Февральская лазурь?. Когда я увидела её, мне показалось, что художник изобразил чудесное зимнее утро в сказочном лесу. Деревья на картине похожи на стройных молодых девушек, которые водят хоровод вокруг разодетой в кружево ветвей берёзки-невесты. На снегу, на стволах берёз видны желтоватые, серебристо-золотые утренние тени. Они, будто маленькие и большие змейки, покрывают почти весь снежный ковер. Снег отражает солнечные лучи и придает стволам деревьев особые розоватые оттенки. Кружевное переплетение ветвей, бахрома прошлогодней листвы, игра солнечного света на стволах деревьев ? вся эта фантастическая картина объединена лазурью неба.

Художник передал всю красоту февральского пейзажа.

Ведущий. Крепкие, сильные берёзы взметнулись из сине-белых снегов и взлетели под самое небо. Когда смотришь на них, вспоминается стихотворение С.Есенина ?Берёза ?.

Ученик читает стихотворение С.Есенина ?Берёза ?.

Ведущий. ?Берёза выделяется своей красотой, словно споря с сонной тишиной, нарушая белое безмолвие. Она противостоит застывшему во сне зимнему снежному царству, холоду и морозу. Заботливое внимание зари ещё более возвеличивает берёзу, которая разодета в драгоценные наряды?. [ 3] Поэт с великим мастерством передал чувство восхищения родной природой.

Удивительно красив и загадочен зимний пейзаж. Но южные зимы редко радуют нас снегом, поэтому он такой долгожданный для детворы. Своё стихотворение прочтёт Меркулова Ольга.

Чтец. Меркулова Ольга.

* * *

Утром ранним я проснулась,
С наслажденьем потянулась,
Подошла к окну — и вдруг
Первый снег летит вокруг!
Вот так чудо! Вот так сказка!
Вспомню я свои салазки,
С гор катанье, крики, визги,
От снежков разбитых брызги!..
Только стал снежок редеть,
Перестал совсем лететь,
На земле совсем увял,
Прослезился и пропал!

Учитель. Поэты и художники помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставили нас зорче всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок. Зима только начинается, и мы надеемся, что она ещё порадует нас снежными пейзажами, морозом, лазурью февральских окон, и, конечно же, весёлыми рождественскими праздниками.

Литература.

  1. Н.С.Коршунова. Стихи о первом снеге // Журнал ? Литература в школе" № 1, 1996.
  2. Л.А.Виноградова. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл.: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — С. 59.
  3. Н.П.Капшай. Учимся понимать поэзию и мир. Стихотворение С.Есенина ? Берёза? // Журнал ? Литература в школе" № 7, 1998.
  4. Комплект репродукций “В разные времена года прекрасна земля”/ Автор-составитель Наталья Семёновна Буркина. — Киев, “Мыстэцтво”,1987.
  5. Репродукции картин (рисунок 1, рисунок 3, рисунок 4) взяты на сайте “Art-каталог живопись и графика - картины - Государственная Третьяковская галерея, Москва.htm”.