Игры на развитие слухового внимания в логопедической работе

Разделы: Работа с дошкольниками


В развитии голоса ребенка большую роль играет речь взрослых. Чистый, звучный, подвижный голос, негромкая речь - один из пказателей общей культуры педагога, хороший пример для дошкольников. Мы, учим детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным голосом, правильно пользоваться громкостью своего голоса с учетом условий общения, употреблять вежливые слова. Поощряем, когда дети осознанно передают с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность. В логопедической работе целесообразно применять такие, на первый взгляд совсем простые и незамысловатые игры, которые весьма успешно помогают в развитии у детей слухового внимания:

1. Игры на определение звучащего предмета:

  • “Узнай предмет по издаваемому звуку.”
  • “Угадай, что звучит?”
  • “Угадай, на чем я играю?”

2. Игры на определение местонахождения звучащего предмета:

  • “Угадай, где звенит?”
  • “Жмурки”

3. Игры на выполнение определенного действия:

  • “Угадай, что надо делать?” - в зависимости от того, звучит предмет громко или тихо, дети выполняют различные действия - бегут, шагают, подпрыгивают, останавливаются.

4. Игры на определение по звукоподражаниям голоса животных:

  • “Угадай, кто кричит?”
  • “Кто спрятался в домике?”
  • “Кто за забором?”

5. Игры на определение величины предмета в зависимости от громкости произнесения звукоподражательных слов:

  • “Угадай, какие тикают часы: большие или маленькие?”
  • “Животные и их детеныши.”
  • “Большой-маленький.”

6. Игры на определение темпа какого-либо действия:

  • “Поезд”
  • “Дождик-кап-кап-кап!”
  • “Лошадка.”

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

“УЗНАЙ ПРЕДМЕТ ПО СЛУХУ”.

ЦЕЛИ:

  • Рассказать детям о роли слуха в жизни человека, о том, как человек охраняет слух и помогает тем, кто плохо слышит;
  • Развивать слуховое восприятие, ввести в словарь детей новое слово “слух”;
  • Учить детей соотносить звук с предметом или его частью, узнавать по звуку о состоянии предмета.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Прислушиваться к звукам, издаваемым разными предметами и отгадывать их по звукам;
  • Отмечать кружочком правильные ответы детей.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

  • Сохранять тишину, чтобы хорошо услышать звук;
  • Поднятием руки выражать желание сказать;
  • Тот, кто правильно сказал-узнал, получает какой-либо значок: кружочек, звездочку, цветной билетик.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Ширма, которая находится в некотором отдалении от детей;
  • За ширмой находятся предметы, издающие звуки: барабан, колокольчик, свисток, погремушка, книжка, молоток, дудочка, гармошка.

ХОД ИГРЫ

“Дети! Видеть и различать предметы нам помогают глаза – зрение. Но не только с помощью зрения мы с вами можем различать предметы. А с помощью чего же еще? Мы сейчас узнаем. Давайте поиграем в игру “Узнай предмет по звуку”. Вот ширма. За нею спрятались разные предметы-вещи. Их мы и будем узнавать по звукам.

Должно быть тихо-тихо, чтобы лучше услышать звук и догадаться о спрятанном предмете. Кто услышит звук и узнает к какому предмету он относится, должен поднять руку. У вас на столе лежат кружочки.

Кто узнает предмет, пусть один кружок положит перед собой.

Это означает, что он выиграл. У кого будет больше кружочков, тот и станет победителем.

После того, как дети по звуку узнают предмет, отмечаю, кто сказал правильно, и разрешаю взять кружочек.

Иногда для проверки и усложнения задачи вызываю нескольких детей сказать мне тихо, на ушко, чей звук они слышали. Или прошу подтвердить правильность ответа и, тем самым привлекаю к активному участию всех.

После того, как опробованы на звук все предметы, какие были запланированы, спрашиваю детей о том, как же они узнали, к какому предмету относится звук. Что же им помогало это узнать? Уточняем: “Помогает слух! Вы слушали, услышали, и вам помогал слух. У вас помощником было зрение, а теперь нашим новым помощником стало что? Какого мы нашли сегодня с вами нового помощника? Слух!

Какую же пользу приносит человеку слух? Где и какие звуки он помогает слышать дома? Тиканье часов, звонок телефона, шипенье пылесоса, звон посуды, звонок в дверь и многие-многие другие звуки окружают нас дома.

А, выйдя на улицу, мы слышим звуки города: шум машин, звук трамвая, гомон прохожих, сигнальные звуки, и даже пение птиц.

А, если в выходные солнечные деньки отправиться за город, на природу, то можно услышать звуки природы, такие, например, как пение птиц, голоса животных, журчанье ручья, плеск воды в реке, шелест листвы на деревьях и много-много еще чего интересного”.