Урок математики в 1-м классе по теме "Число 4. Цифра 4. Состав числа 4"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • умение читать простейшие математические записи вида: 1+1, 3-2 и соотносить такие записи с конкретной иллюстрацией;
  • прочное усвоение всех случаев состава чисел 2, 3 и 4 из двух слагаемых;
  • умение, на основе полной предметной наглядности, решать соответствующие задачи и записывать их решения с помощью карточек с цифрами;
  • умение различать и называть геометрические фигуры, использовать эти фигуры в качестве счетного материала.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику и тетради;
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому, что нас окружает.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать память, внимание.

I. О/м

- Сегодня на уроке математики отправимся за новыми знаниями. А путешествовать будем по морю на парусном судне. (Приложение – иллюстрация корабля).

- Я буду капитаном корабля, а вы моей командой. Все команды капитана нужно выполнять четко и быстро. Если команда будет помогать капитану, путешествие пройдет благополучно.

II. Устный счет

- Ну, что же проверим готовность команды к путешествию.

- Посчитаем от 1 – 10 и обратно от 10 – 1; посчитаем от 2 до 10. Игра “Хлопки” по вариантам (1 в. – 1 хлопок, 2-хлопок, 2 в. – 3 – хлопок, 4 – хлопок и т. д.)

- Команда готова к следующему заданию?

Игра “Перетягивание каната” - работа в ППС.

- У каждого на столе карточка с канатом (Приложение). Переходя от каждого узелка-примера, нужно первым добраться до флажка. Кто закончит, поднимите свой светофорчик.

- Проверяем. Взаимопроверка, а ответы проверим по паруснику.(контрольная карточка)

- Кто быстрее перетянул канат? Поднимите светофорчики. Молодцы!

- Следующее задание моей команде! Приготовьте свои веера цифр. Игра “Молчанка” - на спасательных кругах примеры “+” и “-” 2.

-Молодцы! Вперед! Па морям! По волнам!

- Работа с кассой цифр. Решение задач с составлением решения на наборном полотне с помощью цифр.

1). Вот 9 маленьких ребят. Они на лодочке сидят:

5 ребятишек на одной. А сколько деток на другой?

2) Группа малышей – утят плавать и нырять хотят.

6 уплыли далеко, 2 нырнули глубоко.

Сколько же утят в пруду? Сосчитать я не могу.

- Ребята, посмотрите. Кто плывет к нам навстречу? (Приложение)

3) 2 пингвина в черных фраках спорят целый день. Однако,

Ни один решить не может: 2+2, кто им поможет?

-Молодцы! Вперед! Па морям! По волнам!

III. Постановка темы урока

- Посмотрите внимательно на наш парусник. (Приложение)

- Сколько у него алых парусов? (3) Сколько голубых? (1) Сколько всего парусов?

(4)

- Как вы думаете, с каким числом мы сегодня познакомимся? (4) Найдите цифру 4

в своих кассах цифр. (1 уч-ся находит в классной кассе цифру 4)

IV. Физминутка (под музыку О.Газманова “Морячка”)

V. Новый материал

- Соствляем лесенку из кубиков на парте, а 1 уч-ся у доски. Возьмите квадраты из математических пеналов.

(Присчитывание кубиков по одному в каждый столбик и сравнение, аналогичная работа на уменьшение в правую сторону).

- Давайте проверим себя по учебнику (С. 16)

- Вывод: Как же мы можем получить 4?- 1+1+1+1=4, 2+2=4, 3+1=4

- Молодцы! Вперед! Па морям! По волнам!

Работа в тетрадях (С. 9)

VI. Физминутка

Корабли по морю плыли, к чудо-острову спешили.

Ждали там давно гостей, первоклассных малышей.

VII. Работа в тетрадях

- Морская прохлада помогла восстановить нам силы. Продолжаем путешествие.

Письмо цифры 4 (с.31) – показ и объяснение учителем, предупреждение ошибок (индивидуально), самостоятельное письмо учащихся.

VIII. Закрепление

- Заходим в порт “Мастеров” (учебник с. 16 - верхний правый рисунок).

- Что делают юные конструкторы? (Кораблики) Сколько мальчиков? Один мальчик делает кораблики. Сколько он уже сделал? Какой по счету кораблик он складывает? Он решил подарить 1 кораблик другу. Как сказать, сколько корабликов у него останется? (4 без 1) Как это записать? Молодцы!

- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Для того, чтобы скорее нам вернуться домой, давайте каждый из вас раскрасит корабль. (Приложение) Работаем в парах сменного состава (ПСС). Выбираете один из элементов рисунка целиком и раскрашиваете его, затем переходите на другое место и раскрашиваете еще какой- либо элемент картинки.

- Молодцы!

X. Итог урока

- Наше путешествие подошло к концу. С каким новым числом мы познакомились? Из каких чисел состоит число 4? В каких городах мы были? Что больше всего понравилось?

Литература

  1. Учебник 1 класс М.И.Моро, С.В.Степанова.
  2. Тетрадь № 1 по математике.

Приложение