Внеклассное мероприятие по краеведению. Тема "В игрушечном царстве, в потешном государстве" (сергиево-посадская игрушка)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели занятия:

  1. развивать интерес к изучению родного края;
  2. продолжить знакомство детей с историей Сергиево-Посадской игрушки;
  3. воспитывать уважение к труду мастеров-игрушечников;
  4. воспитывать бережное отношение к игрушкам;
  5. развивать творческие способности, мышление, речь.

Оборудование.

  1. Диск с презентацией (слайды “Сергиев Посад”, “Музей игрушки”, “Н.Д. Бартрам”, “Матрёшка”, “Богородская игрушка”, “Игрушки из папье-маше”, “Куклы”), компьютер, экран, проектор, магнитофон.
  2. Интерактивный музейный материал (игрушки).
  3. Иллюстрации (“Игрушки”), рисунки детей (“Матрёшки”), творческие работы детей “Моя любимая игрушка” (рассказ и рисунок), самодельные игрушки и фабричные.
  4. Словарь: “кустари”, “потеха”.

Ход занятия

1. Слайд “Сергиев Посад. Сергий Радонежский”. <Рисунок 1>

Рисунок 1

– Ребята! Уважаемые гости и родители! Наше внеклассное мероприятие по краеведению называется “В игрушечном царстве, в потешном государстве”. Посвящено оно Сергиево-Посадской игрушке. Начало развития игрушечного ремесла связано с художественной обработкой дерева резчиками Троицкого монастыря. Сохранилось предание среди посадских жителей о том, что деревянные игрушки делал и основатель монастыря Сергий Радонежский и дарил их детям.

Была и другая легенда. Жил в Посаде человек по имени Татыга. Он вырезал куклу из липы и продал в лавку. На куклу нашёлся покупатель. Торговец сделал заказ Татыге на деревянные резные куклы. Новое ремесло быстро переняли и другие мастера. Так начался резной игрушечный промысел.

Ученик читает стихи.

Наш город строился много веков,
Но можно забыть едва ли,
Что много талантливых мастеров
Игрушки здесь создавали.

– Раньше подмосковный Сергиев Посад называли “столицей потешного царства”. Как вы понимаете слово “потеха”? (“Потешка” - игрушка, забава, утеха). В посаде жили сотни кустарей-ремесленников, которые работали в одиночку, а чаще всей семьёй, делали игрушки на продажу. Игрушечное ремесло передавалось из поколения в поколение.

В Троице-Сергиеву Лавру приезжали на богомолье православные и увозили с собой не только иконы, крестики, но и потешку для детей.

2. Слайд “Лавки торговцев игрушками вдоль крепостной стены Лавры”.

– В этих лавках можно было приобрести резные и расписные фигуры, выполненные из деревянных трёхгранных чурок, такие как “Барыня”, “Гусар”, лепных коней, кукол, игрушки с движением, наборную игрушку с моделями-кубиками всех зданий и стен Лавры.

3. Слайды “Музеи”

– На экране вы видите музеи Сергиева Посада, где мы с вами познакомились с хранящимися там игрушками. Назовите эти музеи. (Конный двор, музей игрушки.)

– Кто помнит, как зовут основателя музея игрушки и его директора? (Николай Дмитриевич Бартрам).

– Да. Он был художником, знатоком русского народного искусства. Собрание музея игрушки – бесценный вклад Н.Д.Бартрама в отечественную культуру.

4. Давайте вспомним, что мы узнали об игрушках, хранящихся в музеях Сергиева Посада.

Слайд “Матрёшка”. <Рисунок 2>

 Рисунок 2

– Какая игрушка Сергиева Посада самая знаменитая? Сколько лет назад родилась матрёшка? (111 лет назад, в 1897 году).

Ученица читает стихи.

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут.
Всех Матрёшками зовут.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Почему эта игрушка называется токарная? Разъёмная? Многоместная? Складная? (Дети объясняют, показывают.)

Почему она названа матрёшкой? (Матрёна – распространённое имя в те времена.)

– Кто авторы первой матрёшки? (Токарь Василий Петрович Звёздочкин, художник Сергей Васильевич Малютин.)

– Во что одета матрёшка? (Блуза, сарафан, передник, платок.)

– Что она держит в руках? (Петушка, серп, хлеб... )

– Какие цвета используются в росписи матрёшки? (Красный, жёлтый, зелёный, синий цвет, а в узоре – горошинки, листочки, простые цветы.)

– В последнюю очередь “писали лицо”, затем покрывали лаком.

Сама матрёшка своим обликом напоминает о материнстве, о семье.

5. Слайд “Игрушки из папье-маше”.

– Как называются игрушки, сделанные из нескольких слоёв бумаги? Почему эти игрушки называются лепными? (Модели обклеивали бумагой, листы смазывали клейстером, выкладывали по форме несколько слоёв бумаги, прижимали руками, “лепили”.

Ученица читает стихи.

Фигурку из дерева можно создать,
Но можно сделать хитрее:
В клее бумажный лист пропитать
И дерево им оклеить.
Мастер, чтоб детям была потеха,
Бумагу снял, как скорлупки с ореха.
Склеил – игрушка пришлась по душе,
Такая игрушка – папье-маше.

Раньше из папье-маше были и неваляшки.

6. Физкультминутка (песня “Неваляшки”, слова З.Петровой. Музыка З.Левиной).

Дин, дон, ди-ли-дон,
Что за странный перезвон?
Слышен он со всех сторон,
Дили, дили, дили, дон.

Припев:

Мы – милашки,
Куклы-неваляшки,
Куклы-неваляшки,
Яркие рубашки.

Не спим, не сидим,
И ложиться не хотим,
Днём и ночью мы стоим,
Очень весело звеним.

Припев.

Ох, раз, ещё раз,
Мы поклонимся сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас.

7. Слайд “Богородская игрушка. Кузнецы” <Рисунок3>

– Около Сергиева Посада есть село, где делали нераскрашенные деревянные игрушки. Как называется это село? (Богородское) Работали богородские мастера дружно, всей семьёй, с поздней осени до весны, когда не было работы в поле. Они умеют делать игрушки с движением.

Ученики читают стихи о богородской игрушке.

Деревья различны, как буквы в строках,
Но липа – мягка и послушна.
У мастера нашего в чутких руках
Из липы родится игрушка.

В ваших руках игрушка такая
Станет подвижной, словно живая,
Вот планки – подвинуть их только нужно,
Тогда кузнецы заработают дружно

А если шарик ходит по кругу,
То нити приводят в движенье
Курочек, рядом стоящих друг с другом,
Клюющих своё угощение.

– Фирменный знак богородских изделий – традиционные кузнецы. Французский скульптор Огюст Роден, увидев “кузнецов”, сказал: “Народ, который создал эту игрушку – великий народ”.

8. Слайд “Не простое занятие – сделать и красиво нарядить куклу”.

Ученица читает стихи.

В костюмы старинные разных народов
Художники кукол своих одевают.
И, с куклой играя, по странам, сквозь годы,
Весёлый поход малыши совершают.

Рассказ музейного работника Коноваловой Галины Михайловны о тряпичной кукле, о кустарихах-одевальщицах, показ слайдов “Куклы-талии”, “Куклы-скелетки”, “Куклы в национальных костюмах”.

Чему учат детей куклы? (Быть заботливыми мамами и папами, девочки учились шить, наряжая куклу.)

9. Девочки с куклами поют “Кукольную колыбельную”. (Музыка Андрея Варламова, слова Г. Ладонщикова).

Тихо входит синий вечер
В комнату мою.
Спите куклы, человечки,
Баюшки-баю.
Спите куклы, человечки,
Баюшки-баю.

Уложу вас всех в кроватку,
Песню вам спою.
Спите, детки сладко-сладко,
Баюшки-баю.
Спите, детки сладко-сладко,
Баюшки-баю.

Понимаете вы сами,
Как я устаю.
Целый день вожусь я с вами,
Баюшки-баю.
Целый день вожусь я с вами,
Баюшки-баю.

Уложила, укачала
Кукол всю семью,
И сама я задремала,
Баюшки-баю.
И сама я задремала,
Баюшки-баю.

10. Дети показывают игрушки-самоделки и рассказывают о них (слоник, клоун, конь, самолёт, кукла.)

11. Дети показывают свои творческие работы “Моя любимая игрушка” (рассказ и рисунок на альбомном листе).

12. Беседа о бережном отношении к игрушкам.

Как нужно относиться к игрушкам? (Не бросать, не ломать, ремонтировать, убирать на место, дружно играть с товарищами).

13. Ученики читают стихи.

Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и зверюшки.
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,

Но всё понимают,
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем!

14. Итог занятия.

Зачем создаются игрушки? (Игрушки радуют, удивляют, веселят, учат).

Почему некоторые из них хранятся в музеях? (Они представляют художественную ценность, их надо беречь.)

15. В конце занятия ученики 5-б класса дарят детям рабочую тетрадь по краеведению “Мой край”.

Авторы этой тетради обращаются к школьникам с такими словами: “Юный исследователь! Прекрасно это чувство любовь к своему краю, к своей малой родине. Но, чтобы полюбить родной край, нужно его знать”.

Литература.

  1. Дайн Г.Л. “Игрушечных дел мастера”. М., “Просвещение”, 1994 г.
  2. Клепинина З.А., Клепинина Е.В. “Мой край: природа, история, культура”. Рабочая тетрадь по краеведению. М., “Ювента”, 2007.
  3. Стихотворение “Хороши у нас игрушки”. Урок-праздник “Ярмарка игрушек”.
  4. Худорба Е.Ю., Рыбка И.М.
  5. Стихами о матрёшке, богородских игрушках, игрушках из папье-маше поделилась Коновалова Г.М. (отдел музейной педагогики СПГИХМЗ).