Урок русского языка в 4-м классе по теме "Именительный и винительный падежи имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: постановка учебной задачи (изучение нового).

Форма урока: групповая, фронтальная.

Цель: формирование знаний детей о падежах имен существительных.

Задачи:

  • неодушевленных имен существительных мужского рода, единственного числа с нулевым окончанием, отвечающих на вопрос что?;
  • содействовать формированию коммуникативных способов учебного сотрудничества в группе;
  • развивать у учащихся рефлексивные действия в процессе учебной деятельности на уроке.

Оборудование:

  • для детей: листы ватмана, маркеры, карточки со словами;
  • для учителя: магнитофон, карточки с опорными словами.

Ход урока

1. Организация класса на работу.

1.1. Приветствие.

(Класс разделен на 4 группы. В каждой группе 6-7 учащихся. Столы расставлены «островками», так чтобы учащимся было удобно общаться со всеми членами группы.)

1.2. Приветствие «Мы и наше имя».

Инструкция: на листе ватмана необходимо по вертикали записать название своей команды, а по горизонтали расшифровать это название качествами, которые вас объединяют.

Например: команда БЭМС

Б – боевые,

Э – энергичные,

М – молодые,

С – симпатичные.

Листы ватмана вывешиваются на доску, зачитываются учащимися.

2. Актуализация знаний.

2.1. Повторение о составе слова.

Что такое основа слова? Какую нагрузку несет на себе основа слова?

Что такое окончание? Какова его роль?

На доске 2 предложения:

1) У Тани есть кукл□ и рыбк□.

Понятен ли смысл слов? Что неясно?

В основе заключается смысл данного слова. (Вывешивается карточка на доску)

- Смысл слова.

Мы это знаем? (Ставим +)

2) У Тани есть ׀_____׀а и ׀_____׀и .

В окончании спрятан признак числа, рода, а также падежа. (Вывешивается карточка на доску)

- Число, род, падеж.

Мы это знаем? (Ставим +)

2.2. Повторение о падежах.

Что значит изменить слово по падежам? (изменить по вопросам)

Вывешивается карточка на доску.

Падеж произошло от латинского слова «падать». Слова, употребляясь в речи «падают» той или иной формой. И таких падений 6. Знаем это? (Ставим +).

Почему к каждому падежу мы ставим 2 вопроса? (Сущ. одуш. и неодуш.)

Работа в группах.

На листах в группе измените по падежам слово.

Задание для групп: остров, берег, город, ветер.

Работы вывешиваются на доску. Зачитываются. Что общего во всех словах? (Сущ., неодуш., м. р., в И. п. и в В. п. имеют нулевое окончание)

3. Создание проблемной ситуации.

Мы видим, что в Им. п. и в В.п. слова имеют одинаковые окончания. Можно ли допустить ошибки в определении падежа имен существительных?

Значит, надо научиться различать, где слово стоит в Им. п., а где в В.п.

4. Поиск решения проблемы.

4.1. Работа в группах.

На доске записаны два предложения.

  • Мореплаватели открыли необитаемый остров;
  • В океане затерялся необитаемый остров.

В предложениях есть одинаковое слово. Остров. Давайте, сравним, что общего у этих слов. Делается запись на доске.

1. [о с т р а ф ] = [о с т р а ф ] одинаково звучит

2. сущ. = сущ.

3. м. р. = м. р.

4. ед. ч. = ед. ч.

5. □ = □

6. И. п. = И. п. ? Значит и падеж должен быть одинаковый или нет?

А как нам это доказать?

Ваша задача в группах доказать, в каком предложении слово стоит в им. п., а в каком в в. п. Возможны разные доказательства.

Чтобы нам было легче разобраться в этом, я предлагаю сейчас в каждой группе поставить данные слова в Им.п. и в В. п. А мы посмотрим, где же у нас есть различия.

Задания на карточках.

  • 1 группа: артист, чемодан,
  • 2 группа: рассказ, крокодил,
  • 3 группа: слон, альбом,
  • 4 группа: человек, снег.

Слова сгруппировываются в 2 группы. Делается вывод.

Им. п.

В. п.

Им. п.

В. п.

чемодан□

чемодан□

артист□

артиста

рассказ□

рассказ□

крокодил□

крокодила

альбом□

альбом□

слон□

слона

снег□

снег□

человек□

человека

(□ Им. п. = □ В. п.)     (□ Им. п. ≠ □ В. п.)

В первом столбике – неодушевл. имена сущ.,

Во втором столбике – одушевл. имена сущ.

Как отличить сущ. в Им. и В. п.?

Нужно «поиграть» со словами. Заменим неодушевленное существительное одушевленным.

Вернёмся к предложениям и мысленно заменим неодушевленное сущ. одушевленным. Подставим вместо слова остров любое одуш. сущ. Например, слово слон.

Мореплаватели открыли необитаемого слона. (В. п.)

В океане затерялся необитаемый слон. (И. п.)

Динамическая игра «Арам-зам-зам».

5. Закрепление изученного материала.

А теперь посмотрим, как мы поняли то, о чём говорили. Я даю простое задание в группах определить, где одушевленное, а где неодушевленное существительное.

Слова на карточках:

Колобок, полк, мертвец, покойник, труп.

Чтобы правильно ответить на вопрос, надо поставить слова в В. п.

Колобок – вижу колобка – одуш. сущ.

Полк – вижу полк – неодуш. сущ.

Мертвец – вижу мертвеца – одуш. сущ.

Покойник – вижу покойника – одуш. сущ.

Труп – вижу труп – неодуш. сущ.

Не следует забывать, что в русском языке мы работаем не с предметом, а со словом, с его грамматическими формами.

6. Итог урока.

6.1 Рефлексия Микрофон»

Инструкция: В ваших руках микрофон. Скажите в него громко и чётко одно только слово – каким был сегодняшний урок.