Конспект сюжетно-ролевой игры "Семья — Школа — Магазин" в подготовительной к школе группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  1. Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания.
  2. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.
  3. Побуждать детей творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых в «магазине», «школе».
  4. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).
  5. Вызвать интерес к школе, желание учиться в школе.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям и к друг другу.

Игровой материал: игрушечная посуда, атрибуты для игры в продуктовый магазин, школьные принадлежности, журнал для учителя, звонок, цветы.

Предварительная работа:

  1. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
  2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
  3. Сюжетно-ролевая игра «Школа».
  4. За несколько дней до игры воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «Поликлиника», где дети проходят медицинский осмотр. «Врачи» дают справку будущим школьникам о том, что они здоровы и могут посещать школу.
  5. Беседа о школьных принадлежностях.
  6. Беседа о том, какими качествами должен обладать учитель.
  7. Самостоятельная организация игровой обстановки в совместной деятельности с воспитателем.

Игровые роли: учитель, вахтер, ученики, мамы, папы учеников, 2 продавца в магазин «Школьник», продавец в магазин «Продукты», продавец цветов.

Беседа перед игрой:

Воспитатель обращается к детям:

- Дети, скажите какой сейчас месяц, число?

Ответы детей.

- Какое важное событие в вашей жизни произойдет 1 сентября этого года?

Ответы детей.

- А вы хотите совершить путешествие в этот день, т.е. в 1сентября.

Ответы детей.

- А вам хотелось бы сейчас стать школьниками?

Ответы детей.

- Но чтобы идти в школу нам нужны школьные принадлежности. Где можно их приобрести?

Ответы детей.

- А кто школьникам покупает школьные принадлежности?

Ответы детей.

- Значит в нашей игре будет семья, и в семье будут роли….

Ответы детей.

- Семья пойдет в магазин покупать школьные принадлежности, а в магазине работают …. (дети продолжают), а те кто покупает ….

Ответы детей.

- В магазине у нас будут роли…..

Ответы детей.

- Ученики придут в школу, а в школе работают….?

Дети перечисляют.

- Давайте составим небольшой план нашей игры.

Сначала учитель и продавец занимают свои места. Остальные дети разделятся на подгруппы, т.е. семьи договаривайтесь кто из вас будет мама, папа, ученик.

- Где будут жить наши семьи?

Ответы детей.

- После того, как распределились по домам, что делают родители и ученики?

Ответы детей.

- Купили школьные принадлежности и что вы делаете дальше?

Ответы детей.

- Правильно, семья возвращается домой и …..

Ответы детей.

- Дома школьники укладывают портфель, а затем….?

Дети: ученики идут в школу, а родители провожают.

- Ив школе начинается ….. (урок).

- В школе будут 2 урока, что делают в это время родители?

Ответы детей.

- Что делают ученики, когда заканчиваются уроки в школе?

Ответы детей.

- А сейчас распределим роли.

Воспитатель даёт возможность детям самостоятельно распределить роли. Если возникают споры, предлагает использовать считалки.

- А сейчас, дети, давайте закроем глаза и все вместе назовём каждый месяц года: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь. Откроем глаза и посмотрим на календарь (на доску).

Сегодня – 1 сентября!

Ход игры:

  1. Учитель и продавцы занимают свои места.
  2. Остальные дети делятся на подгруппы по 3-4 человека, договариваются, кто из них будет мама, папа, ученики 9возможно: бабушки и дедушки).
  3. Семья идет в магазин покупать школьные принадлежности.
  4. Родители покупают цветы для учителя.
  5. Родители провожают ученика в школу.
  6. В школе дарят цветы учительнице.
  7. Родители возвращаются домой и договариваются, кто из них идёт на работу, а кто остается дома ждать ученика со школы.
  8. Звенит звонок. Учитель знакомится с учениками и начинается 1 урок.
  9. Родители, которые остались дома, достают игрушечную посуду, затем идут в магазин «Продукты» и готовят обед, т.е. готовятся к встрече школьника.
  10. Звонок с урока. Перемена. Учитель предлагает детям поиграть, одни дети играют, другие отдыхают.
  11. Звенит звонок на второй урок. Учитель проводит урок рисования.
  12. Звонок с урока. Родители приходят в школу встречать учеников.
  13. Ученики прощаются с учителем, идут домой с родителями.
  14. Дома их ждёт «вкусный» обед.
  15. Затем вся семья собирается дома, взрослые и дети обсуждают события, которые произошли за день.

В ходе игры воспитатель, он же и «вахтёр» наблюдает за детьми, при необходимости вмешивается в игру или включается в игру.

Те дети, которые были продавцами могут пойти в школу учиться, а учитель после уроков может прийти домой к ученикам.

Итог игры: воспитатель приглашает детей к себе, спрашивает понравилось ли им игра. Что понравилось больше всего? Хотят ли дети идти в школу? И что они могут сказать об учителе, какая она (он)? О чём рассказывал учитель на уроке?

Воспитатель благодарит детей за хорошую игру:

  • «учителя» за интересное проведение урока.
  • «учеников» за хорошую учебу.
  • «родителе» за заботу о своих «учениках».
  • «продавцов» за быстрое обслуживание и вежливое обращение с покупателями.

Игра получилась интересная, спасибо, дети, за игру!