Интегрированное логопедическое занятие по теме "Зимние развлечения. Дифференциация звуков и букв Ж–Ш"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Тема:

  • Лексическая: Зимние развлечения.
  • Коррекционная: Дифференциация звуков и букв ж-ш
  • Грамматическая: Творительный падеж множественного числа существительных. Родственные слова.

Цели:

  • коррекционные:
    • уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [з-с, з’-с’], установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции,
    • совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление),
    • развивать межполушарное взаимодействие,
    • обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей:   подбора родственных слов (парадигматические связи),
    • совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи),
    • развивать высшие психические процессы;
  • обучающие:
    • вспомнить правило правописания жи-ши,
  • здоровьесберегающие:
    • содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
  • воспитательные:
    • формировать положительную учебную мотивацию,
    • воспитывать чувство эмпатии (сопереживания).

Дидактические средства: изображения двух девочек Шанди и Жанны, звуковые символы, звуковые линейки, схемы слов для предложения, предметные и сюжетные картинки, изображения снеговика и снежинок (для релаксации).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Подготовительный этап

1.  Мобилизирующий этап

Задача: эмоциональный настрой.

Даются указания.
– Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).

Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).

– А сейчас сядет за парту тот, кто назовёт первый и последний звуки своего полного имени.

2. Вводный в тему

Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач.

Приём: «включение в игру».

На доску вывешиваются картинки, на которых изображены лето, велосипед, лыжи.

– Ребята, для того чтобы узнать, о чём мы будем говорить на занятии, вам необходимо выполнить следующее задание. Перед вами пара картинок, на которых изображены лето и велосипед, вам необходимо к картинке с изображением лыжи подобрать пару по такому же принципу. Внимательно послушайте слова и назовите (снег, мороз, зима, шуба). Объясните свой выбор.
–  Кто поможет мне назвать тему занятия?
– Правильно! Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме и зимних развлечениях.
– Ребята, а чем же богата наша зима? (холодом, морозами, снегопадами, вьюгами, метелями).
– Ах, совсем забыла! Ребята, по дороге в школу я встретила девочку Жанну, и она мне рассказала грустную историю. Жанна получила письмо от своей африканской подруги Шанди, которая по телевидению узнала о северной зиме. Шанди очень жаль надымских детишек. Она думает, что вы всю зиму не играете во дворе.
– Мы с вами сможем помочь Жанне?
– А как? (Дети предлагают нарисовать рисунки, сделать фотографии, найти картинки)
– Конечно!
–Я подобрала сюжетные картинки, да вот чтобы вы смогли увидеть, необходимо выполнить задания.
– Вы согласны?
– Я рада, что вы согласились помочь Жанне. Тогда за дело.

II. Основная часть

I этап

Задача: развитие фонематического восприятия.

Нацеливание.

– Я буду произносить слоговые ряды с «дежурными» звуками, а вы внимательно смотрите и слушайте, а затем повторите точно также.

– жа – жа – ша – ша; жу – шу – жу – шу;  жи – ши – ши – жи; шо – жо – жо – шо.

Слоговые ряды сопровождаются движениями рук (на слог со звонким согласным – хлопок, а с глухим согласным – стук кулачков).
Подведение итога этапа.
Сюжетная картинка переворачивается. (Девочка катается на коньках.)

II этап

Задача: развитие фонематического восприятия.

– Ребята, сейчас мы проверим, кто у нас самый внимательный. Положите перед собой беговые дорожки и фишки. Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом. Я буду называть слова, а вы делайте ходы. Фишки распределяйте по первому звуку в словах.

– Уточните, пожалуйста, фишки синего цвета с колокольчиком  и без колокольчика для каких слов-«спортсменов»?

Учитель-логопед называет слова: пушистый, снежок, жгучий, трещит, шапка, запорошило, заснеженный.

– Итак, с каким счётом мы закончили эстафету?
 Я рада, что вы все были внимательными.

Подведение итога этапа.

Сюжетная картинка переворачивается. (Дети лепят снеговика.)

III этап

Задача: развитие звукового анализа.

– Ребята, сейчас вам необходимо выложить с помощью звуковых символов на звуковых линейках слово –  снежинка.
– Сначала произнесите данное слово, выполняя на каждый звук упражнение «Колечки».
– А теперь переверните беговые дорожки. Перед вами звуковая линейка.
– Достаньте, пожалуйста, звуковые символы из коробочек и выложите слово.

Один из учащихся работает у доски. Проблемная ситуация:  в одной из коробочек недостающее количество звуковых символов синего цвета. Индивидуальная помощь.

– Поднимите руки, у кого готово слово. Хорошо, я вижу, что вы все справились с этим заданием.
– Ребята, посмотрите теперь на доску, давайте вместе, сравним и проверим. Молодцы!
Я рада, что вы все были внимательными.
– Назовите количество звуков в слове; сколько гласных; сколько слогов; сколько согласных (звонких, глухих) звуков?
– Назовите «родственников» слова снежинка.

Подведение итога этапа. Сюжетная картинка переворачивается. (Дети с горки катаются на санках.)

IV этап.  Динамическая пауза

Задача: снятие усталости и напряжения.

Ребята,  мы  с  вами хорошо поработали,  а теперь давайте отдохнём. Подойдите все ко мне. Давайте вспомним физминутку, которую мы на прошлом занятии выучили «Хлопья белые».

Хлопья белые летят,(лёгкий бег на месте)
Холоднее стало, (приседания)
Только, зимушка, ребят (наклоны туловища влево-вправо)
Ты не испугала. (прыжки на месте)
Нет! Нет! Ты не испугала.

Задача: развитие слогового анализа и синтеза.

– А теперь представьте, что каждый из вас снеговик и на вас падают снежинки-слоги. Собирайте снежинки-слоги и называйте слова.

ют-да-па – падают,
ка-муш-зи – зимушка,
зец-ро-мо – морозец,
ки-жин-сне – снежинки,
бы, ро, суг – сугробы,
ры-зо-у – узоры.

–Я рада за вас, вы хорошо запоминали слоги-снежинки и правильно называли слова. Немного отдохнули, а теперь присаживайтесь на свои места.

Подведение итога этапа. Сюжетная картинка переворачивается. (Мальчик спускается с горки на лыжах.)

V этап

Задача: развитие языкового анализа.

– Ребята, когда мы с вами отдыхали, вьюга у нас в кабинете проказничала. Посмотрите на доску. Как вы думаете, что это написано?

снежокпадаетназемлю

– Так, вьюга соединила все слова. Вам теперь необходимо восстановить предложение и составить к нему схему. Сначала давайте вспомним «законы» предложения, которые помогут вам грамотно составить схему предложения.
– Правильно! А теперь произнесите предложение, выполняя последовательно на каждое слово упражнение «кулак-ладонь-ребро».
– Составьте схему данного предложения.
– Поднимите руки, у кого готовы схемы. Ребята, давайте похлопаем тем, кто справился с заданием.

Сюжетная картинка переворачивается. (Дети играют в снежки.)

– Ребята, мы выполнили все задания. Посмотрите, пожалуйста, на картинки, которые мы отдадим Жанне для Шанди. Вспомните ваши зимние развлечения.

Подведение итога.

III. Заключительная часть

I этап

Задача: подвести итог занятия.

– Что учились делать на занятии? Кому было трудно?  Почему?
– Что понравилось? Что не понравилось?
– С какими заданиями легко справились?

Подведение итога этапа. Дети анализируют свою работу на занятии.

II этап

–  А  сейчас  пароль  на выход:  из  кабинета выходит тот,  кто  составит предложение по одной из сюжетных картинок, которые мы отдадим Жанне для Шанди. Составленное предложение соотнесите со схемой (схемы на доске).

Примечание: сначала приглашаются более сильные учащиеся, чтобы их ответы услышали все.