Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Технология решения задач с помощью компьютера". 11-й класс

Разделы: Преподавание информатики


Приложение 1

Тип урока: Комбинированный – урок изучения новой темы, формирования и закрепления умений и навыков.

Цели урока:

  • повторить и закрепить знания и умения работы в MS Excel;
  • использовать знания, полученные на уроках информатики по технологии решения задач на компьютере;
  • повысить интерес к учебному материалу;
  • развивать кругозор и умение вести грамотный диалог с компьютером;
  • правильно применять специальные термины и свободно оперировать ими;
  • воспитывать общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость, терпение, бережное отношение к школьной технике.

Основные задачи урока:

Образовательные:

  • формировать умения составлять алгоритмические конструкции разных типов;
  • формировать умения пользоваться технологией обработки текстовой информации на компьютере.

Развивающие:

  • способствовать развитию приемов алгоритмического мышления;
  • способствовать развитию интеллекта.

Мотивационные:

  • развивать познавательный интерес;
  • способствовать применению полученных знаний и умений в различных информационных ситуациях.

Воспитательные:

  • формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
  • способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.

Оборудование урока:

  • компьютеры с ОС MS Windows;
  • приложение MS Windows – ЭТ MS Excel;
  • Microsoft Visual Basic 5.0;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • презентация по теме;
  • карточки – задания с вопросами для самостоятельной работы.

При подготовке данного урока использовалась литература:

Информатика и информационные технологии. Угринович Н.Д. Учебное пособие для 10–11-х классов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000 г.

Практикум по информатике и информационным технологиям. Угринович Н.Д. Учебное пособие для 10–11-х классов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000 г.

Информатика. Задачник – практикум в 2 т./ Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера: том 2 – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000 г.

Материалы с сайта http://www. klyaksa.ru/

Оформление доски: дата, название темы урока, расчетные математические формулы.

План урока:

Организационный момент. Объявление целей урока.

Постановка задачи. Разработка информационной модели.

Первичное закрепление. Проверка ответов.

Физкультминутка.

Разработка компьютерной модели. Компьютерный эксперимент.

Анализ результатов моделирования.

Выполнение задания для самостоятельной работы.

Подведение итогов урока. Выставление оценок. Ответы на вопросы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА

I ЭТАП. Организационный момент. Объявление целей урока.

Организация внимания (усиление мотивации, активизация познавательного интереса):

Решите анаграмму: ЕРЕШИНЕ ДАЧАЗ

Таким образом, тема сегодняшнего урока “Решение задач на компьютере”. Как вы думаете, какие цели, мы должны поставить перед собой.

Высказывание учеников, учитель подводит итог.

II ЭТАП. Постановка задачи.

1. Информационный блок.

Актуальность темы (социализация)

Учитель:

Школьный учебный предмет "Информатика" характеризуется глубокой прикладной направленностью. Сегодня разработаны программные продукты, с помощью которых рядовой пользователь очень быстро решает прикладные задачи. Перед нами может стоять задача, для решения которой на компьютере уже имеется готовая программа. Если у нас есть право на её использование, то мы можем применить эту программу. Так, для работы с текстом, графическим изображением, для типовых расчетов чаще всего используют разработанное специалистами прикладное программное обеспечение. Одной из таких программ, завоевавших репутацию надежного инструмента для повседневного аналитического труда, является процессор электронных таблиц Excel. Но если для решения задачи хотят прибегнуть к помощи компьютера, а готовой программы нет, как поступить в этом случае?

(Ответ учеников)

Учитель:

Понадобится освоить весь процесс решения задач на компьютере, создав свою оригинальную (уникальную) программу. В этом случае процесс решения задачи на компьютере включает в себя следующие основные этапы:

  1. Постановка задачи:
  2. Выбор метода решения (построение математической модели)
  3. Разработка алгоритма.
  4. Составление программы на языке программирования, отладка и тестирование программы.
  5. Реализация программы на компьютере.
  6. Анализ полученных результатов.

Приложение 2

Обсудим суть этих этапов, начиная рассмотрение вопроса с составления компьютерных программ (учащиеся получают материал, разбирают его, используя прием ИНСЕРТ-чтение с пометками)

Составление программ

Компьютер может многое, однако, это всего лишь аппарат, хотя и совершенный. Он решает задачи, быстро и точно выполняя команды. Эти команды должен предоставить компьютеру человек. Последовательность команд составляет хранимую в памяти компьютера программу. Современную программу решения определенного класса задач программист пишет на языке программирования и затем, как говорят, реализует на компьютере.

Реализация программ на компьютере

Это значит, что текст программы вводят с клавиатуры в оперативную память и проводят её отладку. Отладка программы означает не только устранение синтаксических ошибок, в поиске которых помогает транслятор. Также должна обязательно производиться проверка работы программы на конкретных вариантах исходных данных, подобранных так, чтобы хватить все возможные для данной задачи случаи.

Анализ полученных результатов

Анализируя получаемые результаты такого контрольного расчета, в случае их правильности можно сделать вывод о правильности всех предшествующих программированию этапов. Как же определить, что результаты получены правильные?

Для этого применяют разные подходы:

  • сравнивают полученные результаты с результатом, полученным вручную или с помощью калькулятора.
  • Сопоставляют результат, полученный в результате работы компьютерной программы, с экспериментальными фактами, теоретическим воззрениями и другой считающей достоверной информацией об изучаемом объекте.

После проведения тех или иных правомерных сравнений может возникнуть необходимость уточнения метода или модели, составления нового алгоритма и соответствующей ему программы и повторения процедуры компьютерных расчетов, причем до тех пор, пока анализ получаемых результатов не подтвердит получаемых результатов, их приемлемость.

Разработка алгоритма

В основу программы для компьютера кладется алгоритм решения данной задачи, то есть система точных и понятных предписаний (команд) о последовательности действий, позволяющее за конечное число шагов получить результат. Этап алгоритмизации заслуженно считается наиболее творческим, но и самым трудным. Алгоритм отражает всю логику наших рассуждений при решении задач, но обязательно учитывает, что исполнителем алгоритма является компьютер – автомат с определенным набором возможностей и устройств для выполнения команд. Поэтому алгоритм, разработанный нами с ориентацией на компьютер как на исполнителя, должен обладать свойствами дискретности, понятности, детерминированности, результативности и массовости. Алгоритм создается в форме, допустимой для конкретного типа алгоритма, чаще всего в графической, в виду универсальности её применения и наглядности. Таким образом, разработка алгоритма включает:

  • Выбор метода проектирования алгоритма
  • Выбор формы записи алгоритма (словесный, блок-с