Работа с лингвистическими словарями как средство формирования общеучебных умений и навыков

Разделы: Начальная школа


Любой язык по-своему богат и красив. Но родной язык для каждого человека самый лучший. В этой статье мы попытались раскрыть некоторые виды работы с лингвистическими словарями, позволяющие показать детям красоту и богатство русского языка. Используемые нами виды работы помогают учащимся понять

  • значение слова,
  • применение,
  • употребление его в речи,
  • яркость и образность.

Предлагаемая система работы не требует выделения в курсе русского языка специальных часов, так как она соотноситься с основными разделами программы.

Наш язык – это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов.

Лексическая сторона, по сравнению с фонетической и грамматической, отличается неисчислимостью своих единиц. Точное число слов, каким располагает русский язык, назвать невозможно, потому что одни слова в нем постоянно создаются, а другие уходят из употребления. В русском языке много профессиональных слов и терминов, используемых в речи лиц, владеющих той или иной профессией, специальностью, и этот пласт лексики русского языка расширяется в связи с появлением новых отраслей народного хозяйства, развитием науки и техники.

С основными лексическими понятиями учащиеся знакомятся уже в 1 классе.

Слово рассматривается многосторонне:

- с точки зрения употребления,

- происхождения,

- однозначности или многозначности,

- наличия или отсутствия синонимов, антонимов, омонимов.

Такой подход к слову помогает учащимся понять лексическую систему языка, увидеть ее постоянное изменение. Поэтому словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения занимает важное место в общей системе работы по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.

К сожалению, многие первоклассники приходят в школу с недостаточным словарным “багажом”. Дети не умеют составлять предложения, выстраивать предложения в логическую цепочку в тексте, общаются только при помощи употребляемых в просторечии слов и междометий, нередко используя неполные предложения. Помочь ребенку овладеть лексикой родного языка призваны словари.

Словари являются пособием по лексике русского языка и развитию речи на всех ступенях обучения, а особенно в 1 – 5 классах.

При работе со словарями важно научить детей поисковому, просмотровому чтению, совершенствовать навык чтения, пользоваться справочным аппаратом словаря, прежде всего указателями слов, алфавитными индексами.

Для работы с оглавлением словаря необходимы специальные упражнения. Начинать выполнять их можно уже в период обучения грамоте. В этот период ведется серьезная работа над фонетико-графическими умениями и навыками, над осознанием слова как единицы языка и речи. Большую роль в этой работе играет формирование приемов умственной деятельности:

- выделять в изучаемых предметах (в словах, в звуках) свойства (признаки);

- учить выделять в предметах существенные признаки (главные свойства);

- выделять основания для сравнения изучаемых предметов.

Организовывается эта деятельность при работе со схемами, которые позволяют анализировать звукобуквенный состав слова, усваивать графическую систему русского языка. В таком случае упражнения с оглавлением по работе над поисковым и просмотровым чтением должны носить синтетический систематический характер, помогая решать одновременно круг названных задач. Уже на начальном этапе обучения важно научить детей хорошо понимать, что представляет собой словарная статья, которая, позволяет решать следующие задачи:

- развитие речевого мышления, наблюдательности, способности действовать “в уме”;

- накопление в памяти школьников “правилосообразных морфемных блоков”;

- формирование важных общеучебных умений и навыков работы с лингвистическими словарями, самоконтроля, просмотрового, поискового и ознакомительного чтения;

- развитие интеллекта и развитие интереса к языку.

В начальной школе мы знакомим детей со следующими словарями:

  • “Словарь русского языка” С. И. Ожегова;
  • “Орфографический словарик” П. А. Грушникова;
  • “Словарик синонимов и антонимов” М. Р. Львова;
  • Фразеологический словарик “Учусь понимать образные выражения” Г. М. Ставской;
  • Толковый словарь “Что это? Кто это?” в 2-х частях А. А. Бондаренко, И. В. Гурковой;
  • “Школьный словообразовательный словарь русского языка” А. Н. Тихонова и др.

Предлагаем некоторые виды заданий и упражнений для работы со словарями на уроках русского языка и литературного чтения, с целью развития речи и повышения орфографической зоркости, а также развития творческих способностей учащихся.

Одними из первых упражнений по “Орфографическому словарику” П. А. Грушникова в 1-ом классе (I полугодие) являются следующие задания:

Упражнение 1. На стр. 8-9 найти слова, в которых:

  • 1 слог (вброд, вдоль, вдруг);
  • 2 слога, (быстро, вагон, ванна, ваниль и т. д. );
  • 3 слога (вазелин, валежник, валенки, варежки, варенье и т. д. ).

Упражнение 2. На стр. 24 найти слова, в которых:

  • 1-ый слог – ударный (каменщик, камера, камешек, капелька, карточка);
  • 2-ой слог – ударный (калач, калека, калина, калитка, калоша, камин, каморка и т. д. ).

По ходу работы с данными упражнениями идет объяснение непонятных по значению слов с использованием толкового словаря.

Упражнение 3. На стр. 74 найти слова в соответствии с заданной схемой:

                                                                                                                (язык, юннат)                                                          (юный, якорь)

УМК “Школа XXI в. ”

1 класс (II полугодие)

Упражнение 4. На стр. 59 найти слова, из которых “убежали” гласные:

р ц п т (рецепт)
р з д (резеда)
р м н т (ремонт)
р ш т к (решетка)
  • I этап работы: учащиеся находят и записывают слова, выделяя “убежавшие” гласные.
  • II этап работы: дети объясняют непонятные слова или находят их значение по толковому словарю.
  • III этап работы: составление предложений с одним или несколькими словами.

2 класс.

Упражнение 5. Из данного ряда слов найти и выписать слова, которые пишутся с буквой “а”, (“о”, “е”).

т . пор

р . кета

ст . лица

м . лина

ур . жай

косм . с

к . стер

к . рзина

Составить предложение с каждым из выбранных слов.

Упражнение 6. Сделать подборку слов, начинающихся с заданной буквы, из 3-х слогов, в которых первый безударный гласный нельзя проверить.

Упражнение 7. При изучении темы “Родственные слова”.

Найти на стр. 71 или подобрать самостоятельно родственные слова к слову цвет

Далее используем “Словообразовательный словарь русского языка” А. Н. Тихонова. Выясняем, что корень цвет образует 2-е группы разных по значению родственных слов.

 Записать обе группы слов, с одним из слов каждой группы составить предложение.

Упражнение 8. При изучении темы “Правописание приставок”.

На стр. 58 найти слова с приставками по модели:

 - Почему данные слова пишутся с двойной согласной?

3 класс.

Упражнение 9. Используя словарик П. А. Грушникова или орфографический словарик учебника выбрать 5 – 10 слов, с которыми можно составить небольшой рассказ на предложенную тему, например “Вокзал”, “Школа”, “Экскурсия”.

Учащиеся самостоятельно придумывают рассказы, которые далее можно использовать в виде диктантов.

Пример взят из опыта работы (Диктанты, придуманные детьми):

- В Москве много вокзалов. С этих вокзалов идут поезда на север, восток, запад и юг. На вокзале можно купить газету и позвонить по телефону. На вокзале много народа.

- Ученик написал свою фамилию на стене в коридоре. Директор школы пришел в класс, поздоровался с ребятами и поругал ученика. Учитель поговорил с мальчиком и написал замечание в дневник. Ученику стало стыдно.

- Мы ходили на экскурсию в осенний парк. Деревья стояли в желтом уборе. Береза, рябина, осина тихо шептались. Ветер кружил падающие листья. Возле сирени о чем-то щебетали воробьи, а где-то в стороне трещала сорока и каркала ворона. Домой мы возвращались на автобусе.

Упражнение 10. При знакомстве с новым словарным словом пассажир, проводим следующую работу.

Уточняем с учащимися, каким способом можно совершать путешествия, с какой целью совершаются путешествия.

Формулируем словарную статью, т. е. значение этого слова.

Уточняем значение по толковому словарю С. И. Ожегова.

Предлагаем учащимся составить тематическую подборку слов к слову пассажир по памяти или используя орфографический словарик:

-вокзал, вагон, погода, компас, перрон, самолет и т. д.

Такой вид работы помогает учащимся закрепить умение правописания изученных слов.

Далее можно предложить работу в парах по составлению предложений со словом пассажир и др. словами.

Также можно к слову пассажир подобрать синонимы, используя “Словарик синонимов и антонимов” М. Р. Львова:

- путник

- странник

- турист

“Словарик синонимов и антонимов” М. Р. Львова, который мы используем на уроках русского языка и литературного чтения, расширяет знания детей о многообразии слов и красоте родного языка.

Упражнение 1. При подготовке к сочинению “Осень” знакомимся с синонимами к слову красный. Используем данные синонимы при описании листьев разных деревьев.

Упражнение 2. При записи словосочетаний учимся точному употреблению того или иного слова синонима:

- Лампа горит или лампа пылает? Как правильно?

Дети высказывают свое мнение. Подводим итог.

На следующем уроке продолжаем работу со словом гореть по фразеологическому словарю. Предлагаем учащимся объяснить значение фразеологического оборота “Работа горит в руках”.

3 - 4 класс

Еще один вид заданий, применяемых на уроках русского языка для развития осмысленного точного употребления слов - это упражнения по фразеологическому словарю Г. М. Ставской “Учусь понимать образные выражения”.

Упражнение 1. На нескольких уроках чистописания прописываем по одному фразеологическому обороту.

Дети предполагают смысловое значение оборота и объясняют его.

После этого учащиеся уточняют значение по словарю, сравнивают с предполагаемым.

Составляют предложение с образным выражением и записывают в тетрадь.

Упражнение 2. Предлагаем детям несколько предложений, в которых нужно применить подходящий по смыслу фразеологический оборот, уже знакомый учащимся из предыдущих уроков.

Например:

Нина Матвеевна была непохожей среди всех учительниц, одетых в синее и черное. Она носила яркие одежды.

Учащиеся должны выбрать из данного набора фразеологизмов наиболее подходящий для характеристики Нины Матвеевны.

Как сказать по другому: Нина Матвеевна была

- божий одуванчик

- голова садовая

- белая ворона

- себе на уме

Дети подбирают образное выражение и сравнивают со словарем.

Упражнение 3. При знакомстве с фразеологическим оборотом “без царя в голове” уточняем значение по фразеологическому словарю;

Предлагаем подобрать синонимы или найти их в словаре М. Р. Львова

- неуемный

- бестолковый

- неразумный

- тупой

Объясняем оттенки значений каждого слова, т. е. составляем словарную статью (впоследствии ее можно сверить с толковым словарем С. И. Ожегова).

Вся работа проводится совместно с детьми. Такие упражнения учат ребят более точно употреблять слова при написании сочинений, текстов-рассуждений и пробуждают интерес учащихся к родному языку.

На уроках литературного чтения при знакомстве с баснями И. А. Крылова уделяем огромное значение “крылатым выражениям”.

Прочитав басню, находим фразу, которую дети уже встречали ранее в речи. Определяем смысловое значение этого оборота и сверяем мнение учащихся с фразеологическим словарем или книгой М. Булатовой “Крылатые выражения”, М. Просвещение,1958 г. Подобную работу можно проводить при изучении “Мифов Древней Греции”, поэзии А. С. Пушкина.

Различные виды заданий и упражнений, которые мы предлагаем учащимся, развивают творческое мышление, выражающееся в открытии нового (субъективно), до того неизвестного:

  • свойства предмета;
  • значения слова;
  • употребления слова (выражения) в речи и т. д.

Творческое мышление предполагает повышение мотивации к изучению учебных предметов, окружающему миру. Использование различных словарей на уроках русского языка и литературного чтения позволяет получить хорошие результаты грамотного письма и развитой речи учащихся.