Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Конспект урока "Наши меньшие братья"

Разделы: Преподавание МХК и ИЗО


Цели:

  1. Расширить знания учащихся о художниках-анималистах;
  2. Формировать умение учащихся изображать кошек, собак, передавать пропорции фигуры животных.
  3. Формировать умение учащихся передавать фактуру шерсти животных, окраску.
  4. Воспитание у детей интереса и любви к животным, ответственного и эмоционально - отзывчивого отношения к ним.

Инструменты и материалы: альбомные листы, карандаш, кисти (поролоновые), краски (гуашь, акварель), фломастеры, карандаши.

Зрительный ряд: изображения собак и кошек, динамические таблицы, репродукции В.Серова и В.Ватагина.

Ход урока

1. Организация класса

Прозвенел звонок,
Начался урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
Сегодня опять
Будем с вами рисовать.

2. Вступительная беседа

1) Сообщение темы и целей урока.

- Тема урока сегодня называется “Наши меньшие братья”.

- Мы посвятим наше занятие нашим меньшим братьям – животным. На уроке научимся рисовать кошек и собак. Раскрашивать будем способом “тычкование” поролоновыми кисточками.

2) Слово учителя об анималистическом жанре.

- Как называют художников, которые рисуют животных?

- Художники- анималисты.

- Верно. Потому что слово “анималисты” произошло от лат. “animal”- животное.

Анималистический жанр является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов, (краски они делали из природных материалов: земли, глины, растений).

В Древнем Египте люди сооружали огромные скульптуры богов-животных.

В Древней Греции изображениями животных украшали посуду, оружие, музыкальные инструменты. Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, иллюстрациях, скульптурах, предмета быта (показ иллюстраций).

Изображение животных требует пристального изучения их внешнего вида, пластики, строения формы тела.

3) Просмотр репродукций.

В произведениях известных художников красота животных показана с большой выразительностью. К таким художникам относится Валентин Александрович Серов. В своих работах он старался передать характер, индивидуальные черты животных. Его работы отличаются внешним изучением натуры, строения животного, они светлы и радостны. Известны его многочисленные наброски, рисунки и иллюстрации к басням И. Крылова.

Другим известным художником- анималистом является Василий Ватагин. Он очень любил животных и всю жизнь изучал их повадки и пластику. Он работал различными художественными материалами – графическими и цветными карандашами, акварелью, тушью, углем, создавал скульптуры, керамические игрушки. Особенно Василий Ватагин любил рисовать животных с натуры, наблюдал за ними.

4) Литературный ряд.

Не только художники посвящали свои произведения животным, но и поэты и писатели.

- Послушайте небольшое стихотворение И. Токмаковой. (Читает подготовленный ученик).

Подарили собаку.
Нет, не просто подарили,
В лень рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока…
Он идет смешной- смешной,
Путается в лапах.
Подрастет щеночек мой –
Он поправдашний, живой.

- Также многие писатели рассказывали нам о животных в своих произведениях: Е. Чарушин, В. Бианки учат нас любить и бережно относиться к ним (представляю выставку книг).

- В устном народном творчестве много загадок о животных, в которых тонко подмечены основные внешние и внутренние черты животных.

- Какие загадки о кошках и собаках знаете вы?

+ Мягкие лапки, в лапках цап - царапки.

+ С хозяином дружит, дом сторожит.

- Много песен о животных написали детские композиторы. Одной из таких песен является песня “Пропала собака” (дети слушают и подпевают).

У большинства вас дома тоже есть кошки и собаки, и у вас было задание написать о них мини-сочинение. (2 ученика)

- В своих рассказах вы сумели передать любовь к братьям нашим меньшим и конечно нельзя забывать о том, что содержать животное – это большая ответственность: животным необходимо не только уход, но и доброе отношение к ним, ласка. Животное – это не игрушка, которой можно поиграть и забыть о ней.

3. Подготовительная работа

1) Анализ образца.

- Сегодня мы будем рисовать кошек, собак.

- На какие части можно условно разбить фигуру животных?

+ Голова, шея, туловище, лапы, хвост.

- Каковы особенности строения фигуры кошки, собаки?

+ У собаки более сильные лапы, челюсти.

+ У кошек плавные очертания фигуры

- Существует много разных пород кошек и собак. В зависимости от этого у них разное строение фигуры, окрас и длина шерсти. Но есть основные правила построения фигуры кошек и собак.

2) Этапы работы (по динамической таблице):

а) работа карандашом:

  • определим расположение листа (зависит от позы животного);
  • намечаем общую высоту, ширину;
  • определяем основные пропорции животно