Урок-лекция в 10-м классе на тему "Петербург Достоевского, вымышленный и реальный"

Разделы: Литература


Цели урока:

1. Познакомить уч-ся со страницами биографии Ф.М.Достоевского, связанными с Петербургом, и с произведениями об этом городе и его обитателях.

2. Побудить учащихся к чтению произведений Ф.М.Достоевского.

Содержание

1. Введение

2. Основная часть:

1) Петербург в судьбе юного Ф.М. Достоевского.

2) Начало писательской деятельности. Роман “Бедные люди”.

3) Гражданская казнь петрашевцев.

4) Возвращение из ссылки. Работа в журналах “Время” и “Эпоха”.

5) Начало работы над романом “Преступление и наказание”.

6) Прогулка по городу с героями романа “Преступление и наказание”.

3. Заключение.

4. Приложение.

5. Список литературы.

Введение

Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – “Онегина” глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

С.Я.Маршак

Имя великого русского писателя Ф.М.Достоевского стоит в ряду выдающихся имён не только русской, но и всей мировой литературы.

Поисками ответа на “жгучие вопросы жизни” пронизаны все его произведения. “В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всём, что он писал: это боль в человеке, который признаёт себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе”, – говорил о нём Н. Добролюбов.

Жизнь и творчество Фёдора Михайловича тесно связаны с Петербургом. “Петербург, не знаю почему,- писал он,- для меня всегда казался какой-то тайною”. И в эту тайну ему хотелось проникнуть, понять, как и чем живут жители громадного города.

Целью моей работы является: выяснить, какое значение в жизни писателя и его творчестве имеет Петербург.

Основная часть

В 16 лет, в 1837 году после смерти матери отец отвёз Михаила и Фёдора в Петербург и поместил их в Инженерное военное училище. (Оно располагалось в Михайловском замке, величественно-мрачном здании, вобравшем в себя особые тайны. В этом замке с молчаливого согласия сына был убит Павел I – и с тех пор, по курсантским преданиям, в Инженерном замке жило привидение убиенного императора).

У Фёдора не было тяги к карьере военного, но ослушаться отца он не мог. Вступительные экзамены братья выдержали – набрали наибольшее количество баллов. Однако во время медицинского осмотра произошла ошибка – здорового Михаила забраковали, а болезненного Фёдора зачислили. Михаил после этого уехал в Ревель, где вскоре и женился.

Инженерное училище угнетало Достоевского, но в 1842 г. он всё же сдал экзамены на чин инженера-подпоручика, проработал около трёх лет по должности, а в апреле 1845 г. уволился со службы. В приказе по корпусу были отмечены его “служебные заслуги”: “По выборам дворянства не служил, в походах не бывал, особых поручений не имел, наград, высочайших благоволений и похвальных листов не получал”.

Достоевский решает заняться литературным трудом. Первым произведением Фёдора Михайловича был роман “Бедные люди”. Он был написан в 1845 году и сразу же получил признание В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова да и всей редакции журнала “Современник”, куда этот роман был отнесён. Сам Достоевский о встрече с Белинским говорил так: “Это была самая восхитительная минута в моей жизни.

Роман “Бедные люди” – это история в письмах, которыми обмениваются живущие в одном из мрачных районов Петербурга скромный чиновник Макар Девушкин и сирота Варенька Добросёлова, зарабатывающая на жизнь шитьём. Девушкин -мелкий чиновник, тип “маленького человека”, то, что уже читалось у Пушкина и Гоголя. Униженные во внешнем существовании эти герои обретают богатство и полноту жизни в переписке, которая раскрывает пред читателями сокровища их душ. О том, в каких условиях живет Девушкин, рассказывает одно из его писем Вареньке, живущей напротив: “Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую все двери да двери, точно нумера, все так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое и по трое. Порядку не спрашивайте – Ноев ковчег!..” Воздух в этом жилье такой, что в нем даже птички не живут, “чижики так и мрут”. Лестница доходного дома, в котором живет герой “Бедных людей”, "винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны, и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты..."

Трагедия “маленького человека”, как её увидел Достоевский, не только в материальной нищете и забитости. Самое страшное – каждодневное оскорбление личного человеческого достоинства, заставляющее человека чувствовать себя “ветошкой”, затёртой грязными ногами. Любовь Макара Девушкина к Вареньке сродни отцовскому чувству. Она проявляется в трогательных поступках немолодого уже человека. Он отсылает девушке свои невеликие сбережения, спасет её от сводни, но это не помогает ему. Макар и Варенька по-настоящему не слышат друг друга, а, следовательно, даже их не начавшиеся отношения обречены.

В.Г.Белинский так охарактеризовал роман “Бедные люди”: “Да вы понимаете ль сами, что вы такое написали! ... Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали.... Вам правда открыта и возвращена как художнику, досталась как дар, цените же этот великий дар и будьте великим писателем!”

Большинство героев Достоевского не видят красот северной столицы. Они словно не замечают их, замкнутые в темных переулках и дворах, загнанные в каморки, похожие на шкафы или убогие угловые комнаты. Достоевский называл Петербург “самым умышленным и отвлеченным городом в мире”. Этот город с его трагическим и мистическим ореолом полнее раскрывал внутренний мир героев, оттенял, высвечивал их душу.

В 1787г. Достоевский начинает посещать “пятницы” М.В.Буташевича-Петрашевского, “виновника” первого после декабристов крупного политического процесса. Обвинение петрашевцам выдвинули весьма серьёзное – антигосударственная деятельность. Петрашевцы были много либеральнее декабристов. Достоевский говорил, что любит ходить на пятницы “просто поболтать” – о возможности крестьянской, судебной и земской реформ. В это общество входили М.Е.Салтыков-Щедрин, поэты Плещеев, Майков; приходили на вечера композиторы М.И.Глинка, А. Рубинштейн, художник Федотов, профессор Вернадский.

В начале весны 1849г. Достоевский читал у петрашевцев письмо Белинского к Гоголю, что и было потом поставлено ему в вину, а в конце апреля состоялось последнее заседание. Разговаривали о цензуре, о её задачах и методах, разъехались около трёх часов ночи, а под утро пришлось встречать незваных гостей – жандармов. Всего в Петропавловскую крепость в эту ночь было привезено 36 человек. Достоевского поместили в Алексеевский равелин. При допросах допускалось “медицинское” вмешательство – наркотические вещества, морение голодом и жаждой. Трое петрашевцев во время следствия сошли с ума...

А затем был устроен “спектакль” по заранее составленному сценарию: 21 петрашевцу вынесли смертельный приговор. 22 декабря 1849г. их привезли на Семёновский плац, возвели на специальный эшафот, построили в ряд, зачитали приговор о расстреле и начали приготовлять к казни...

Царское “прощение” принес фельдъегерь. По новому приговору Достоевскому назначалась каторга на четыре года и потом служба рядовым в Сибири, тоже на четыре года. Преступников отвезли в Петропавловскую крепость. А затем будет Омский острог, арестантов посетят жёны декабристов: С.Ф.Дурова, Н.Ф.Фонвизина, П.Е.Анненкова.

Н.Ф.Фонвизина подарила Достоевскому Евангелие, единственную книгу, разрешённую в остроге, со спрятанными в переплёте десятью рублями. Этот экземпляр Евангелия будет у Достоевского в руках в день смерти...

“Жили мы все в куче, все вместе в одной казарме (политические вместе с уголовными) ... Все полы прогнили. Затопят шестью поленами печку, тепла нет, а угар нестерпимый, и вот вся зима.... Блох, вшей и тараканов четвериками.... В пост капуста с водой и больше ничего. Вечная вражда, ссора вокруг тебя, брань, крики, шум, гам, всегда под конвоем и никогда один – и это четыре года без перемен...” – писал Достоевский брату Михаилу в феврале 1854г. “Был несколько раз болен” – это значит, нажил падучую, т.е. эпилепсию. Любой её приступ начинался неожиданно и мог оказаться смертельным.

Однако Достоевский, несмотря на перенесенные тяготы, считал, что каторга спасла его, что именно здесь он стал новым человеком, понял себя и Христа. А вместе с обретением Христа приходит пересмотр и социальных взглядов. С каторги писатель возвращается монархистом, философом, увидевшим в революции не “движение к новой жизни”, а бунт и ничем не оправданное насилие.

После четырёх лет каторги он служит рядовым в линейном батальоне в Семипалатинске. В апреле 1857г. ему было возвращено дворянство, а с ним и право публикации.

В конце 1859г. он возвращается в Петербург. Город встретил Достоевского восторженно: в нём видели экс-политического преступника, почти революционера. Но Достоевский давно уже стал другим. Брат Михаил получил разрешение издавать свой журнал “Время”, и Фёдор Михайлович ушёл с головой в работу. Публикуются “записки из Мёртвого Дома”, печатается начало романа “Униженные и оскорблённые”, журнальные очерки, статьи. Однако альманах “Время” вскоре закрывается. Официальным поводом для этого стала статья Н.Н.Страхова “Роковой вопрос”. После закрытия альманаха Михаил Достоевский принялся издавать журнал “Эпоха”, который потерпел полное поражение и благополучно исчез, не оставив после себя ничего, кроме долгов.

В 1864 г. умер брат Михаил, после которого осталось 300 рублей, на которые он был похоронен, и 20 тысяч рублей долгу. Достоевский берёт на себя обязательство по выплате долгов брата и обеспечению родственников.

Нищета писателя в это время, в середине 60-х годов, принимает угрожающие размеры. Этим не преминул воспользоваться издатель Ф.Стелловский, который, пользуясь нуждой многих писателей, заключал с ними кабальные договоры и покупал сочинения за бесценок. Он пообещал Достоевскому 3000 рублей. Писателю приходилось выбирать – контракт с издателем либо долговая тюрьма. Условия договора были следующими: Достоевский продавал право на издание трёхтомного собрания сочинений, а к ноябрю 1866г. вдобавок должен был предоставить роман. В случае нарушения условий все права на издание любых произведений писателя переходили к Ф.Стелловскому сроком на 9 лет.

Получив деньги, Фёдор Михайлович выплачивает срочные долги, а затем со 175 рублями отправляется за границу в надежде на нормальную и спокойную работу. Однако его дорога лежит через Висбаден, город, в котором 4 года назад Достоевским обуяла губительная страсть – игра в рулетку. Здесь, окончательно проигравшись, он сидит в грязной дешёвой гостинице на одном чае. Тут появляется замысел романа “Преступление и наказание”: “Это – психологический отчёт одного преступления.... Молодой человек решился убить старуху, дающую деньги под проценты...” А в январском номере “Русского вестника” за 1866 год появляется первая часть знаменитого романа.

Однако надо было поторопиться с обещанным Стелловскому романом – уже октябрь 1866г., а из романа готов лишь план да несколько набросков. Знакомый Достоевского Милюков А.С. предложил раздать друзьям задание написать текст, а после соединить. Писатель, естественно, отказался. Тогда Милюков предложил для быстроты взять стенографистку. Эта идея оказалась как нельзя более удачной. Роман был написан за 26 дней и передан 28 октября Стелловскому. От кабального договора Достоевский освободился. А стенографистка, записавшая роман, студентка Анечка Снеткина стала женой Достоевского Анной Григорьевной.

Художественное пространство и время в романе Ф.М.Достоевского сложны и многоплановы. Действие романа начинается в Петербурге в начале июля 186... года, роман, судя по всему, не менее, чем “Евгений Онегин”, рассчитан “по календарю”.

Реформы прошли, настала буржуазная эпоха, эпоха расчёта и дела.

Художественное время основной части повествования вмещается в тринадцать дней, насыщенных для главного героя внешними и внутренними событиями. Достоверность деталей мест, описываемых в романе, предельна. С топографической точностью воссоздаёт писатель реалии города, в котором живут и страдают его герои. Для автора было важно, чтобы все реалии текста были узнаваемы, ибо в этом случае возникает эффект сопричастности к происходящему. Но в то же время автор создаёт атмосферу полусна-полуяви, в которую читатель погружается вслед за героем, и ощущение достоверности тут же покидает его.

Петербург в романе – не объективная реальность, а часть внутреннего мира героя. Ничто не существует вне мира его оскорблённой души. Все основные страшные события происходят на улицах Петербурга. Есть в центре старого города, неподалёку от Вознесенского проспекта, дом 19/5 на углу улиц Пржевальского и Гражданской. Перед этим домом часто останавливается экскурсионный автобус, и голос экскурсовода объявляет: “Перед нами дом Раскольникова”.

Вспомним первую страницу романа: “В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-му мосту”. Что это за таинственные названия: С-й переулок и К-н мост.

Анна Григорьевна Достоевская, жена писателя, в 1907 году расшифровала эти обозначения и другие, так часто встречающиеся в романах Достоевского. Стало ясно, что “С-й переулок” означает Столярный переулок (ул. Пржевальского), “К-н мост” – Кокушкин мост через Екатерининский канал (канал Грибоедова), “В-й проспект” – Вознесенский проспект (проспект Майорова), “...ский мост” – Вознесенский мост, “Т-в мост” Тучков мост, “бесконечный ...ой проспект” – Большой проспект на Петроградской стороне.

А теперь войдем в широкую подворотню дома № 19/5. (Отметим, что и этот дом имеет срезанный угол с балконом, как и большинство домов, связанных с именем самого Достоевского и его героев). Из ворот повернём сразу направо и через угловую дверь во дворе попадаем на узкую и крутую лестницу с полуарками сводов внутренней стены. Поднимемся на последний этаж. Прямо на лестничную площадку выходит окно и дверь кухни (редкая планировка, не встречающаяся в других подъездах).Несколько уже совсем узких ступеней ведут вверх к небольшой коричневой двери. Если её открыть, мы увидим, что она стоит непосредственно на лесенке, тянущейся на чердак дома. Здесь могла быть каморка, подобная раскольниковской.

Итак, в этом доме есть окно и дверь кухни, мимо которой проходил Раскольников, крутая лесенка на самый чердак, где, по всей вероятности, и была каморка, и даже дворницкая под воротами дома с двумя ступеньками вниз.

“Чрезвычайно жаркое время” – это не просто метеорологическая примета: как таковая она была бы лишней в романе (не всё ли равно – летом или зимой совершается преступление?). Через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока. Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления...

Жильё Раскольникова: “Каморка под самой кровлей высокого пятиэтажного дома походила более на шкаф, чем на квартиру”. Её он “нанимал от жильцов” – символ крайней неустроенности, неукоренённости героя: у него не только своего дома нет, но он даже нанимает каморку у тех, кто сам не имеет своего дома и, в свою очередь, нанимает квартиру.

Соня Мармеладова тоже нанимает комнату “от жильцов” и, побывав у Раскольникова, замечает: “Не знала, что вы тоже от жильцов живёте”.

Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся “на аршине пространства”, дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе. Из дома на углу бывшего Столярного переулка и Средней Мещанской улицы отправимся по следам Родиона Раскольникова. Сначала повернём налево, потом направо в бывший Столярный и по нему дойдём до Кокушкина моста, не переходя его по набережной канала, проследуем до Вознесенского моста, перейдём его и по другому берегу канала Грибоедова дойдём до Средней Подьяческой улицы. По этой узкой улице, сохранившей старое своё название, мы отправимся до углового дома № 15. Одной стороной дом выходит на Среднюю Подьяческую, а другой стороной – на канал Грибоедова. И, конечно же, дом этот имеет тупой угол, к которому мы уже привыкли, следуя за героями Достоевского. Действительно, в этом доме два двора и две почти сквозные подворотни. Двор дома похож на огромный колодец с множеством окон и тоже очень напоминает двор, нарисованный Достоевским.

Если вы хотите пройти к квартире процентщицы, то вам достаточно будет сделать несколько десятков шагов из ворот дома (они выходят на Среднюю Подьяческую) вправо по двору и найти первую от ворот дверь. Затем подняться на четвертый этаж.

Точное указание маршрутов своих литературных героев позволило определить и адрес дома Сони – канал Грибоедова, 73. Только раньше дом этот был трёхэтажный, а теперь он надстроен: появился ещё один этаж.

А.Г.Достоевская рассказала в своих воспоминаниях, что Фёдор Михайлович, гуляя с ней по петербургским улицам в районе Вознесенского проспекта, показывал и дом Раскольникова, и дом процентщицы, и тот камень во дворе дома, под которым Раскольников спрятал драгоценности. В настоящее время, конечно, не найти этого камня, да и дом этот сильно перестроен.

В романе очень часто встречается одно слово – “жёлтый”. Это основной цвет романа. Каморка Раскольникова оклеена “грязными жёлтыми” обоями. В квартире старухи-процентщицы комната с желтыми обоями, мебель из “желтого дерева”, картинки “в жёлтых рамках”.

Сама старуха носит “пожелтевшую кацавейку”. Даже во сне, когда Раскольников как бы повторяет убийство, ему бросается в глаза “желтый диван” в комнате старухи.

В полицейской конторе, где Родион падает в обморок, ему подают “желтый стакан, наполненный желтою водою”. Само лицо героя после болезни становится “бледно-желтым”. “Желтое” лицо у Мармеладова. В комнате Сони опять-таки “желтоватые” обои. В кабинете Порфирия Петровича мебель из “желтого дерева”, а лицо следователя – “темно-желтое”. У женщины, которая бросается в канаву на глазах у Раскольникова, “желтое лицо”. На Петровском острове “ярко-желтые” домики...

Вообще-то в романе очень мало красок, и ни один цвет, кроме желтого, не повторяется более, чем несколько раз.

Желтый цвет символизирует в романе некий существенный смысл: это цвет того мира, того пространства, где было задумано и совершено преступление. Желтый цвет характеризует и внутренний мир Раскольникова.

Соня Мармеладова живет “по жёлтому билету”. И это жуткое значение как бы входит в состав общего значения слова “жёлтый”. Комната Сони оставляет впечатление пещеры: её неправильная форма, острый угол, теряющийся в темноте, запертые наглухо входы и выходы, сырость и угар.

Многие живут ещё хуже, чем Раскольников и Соня, хотя, если задуматься, то приходит мысль о том, что люди живут не только в душных комнатах трущобного Петербурга, но и во внутренней духоте, теряя человеческий облик.

Пьяный, опустившийся полубезумный Мармеладов явно понимает ужас и безвыходность положения, в котором находится его семья: жена сгорает в чахотке, дети голодны и раздеты.

Соня ради спасения семьи продаёт себя. Раскольников, побывав в этой семье, потрясён ещё более невыносимыми условиями жизни. Не лучше судьба и матери Раскольникова, и его сестры Дуни. Получив письмо от матери, Раскольников узнаёт об оскорблении, какое Дуня терпит, служа в доме Свидригайлова гувернанткой, и о её решении выйти замуж за надворного советника Петра Петровича Лужина, сделавшего ей предложение. “Почти всё время, как читал Раскольников, с самого начала письма, лицо его было мокро от слёз; но когда он кончил, оно было бледно, искривлено судорогой, и тяжёлая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам.... Сильно билось его сердце, и сильно волновались его мысли: “На Голгофу – то тяжело всходить. Гм.... Так, значит, решено уж окончательно за делового и рационального человека изволите выходить, Авдотья Романовна, имеющего свой капитал, и, кажется, доброго. Это кажется всего великолепнее!..”

А Пульхерия Раскольникова! – вечно страдающая от нищеты и нехватки денег, вынужденная закладывать свой пенсион в счёт долгов. Это мать, морально страдающая за детей: за невозможность Дуни сделать свой выбор, за невозможность Родиона получить образование в университете.

Встанем у дома Раскольникова на углу двух улиц. Куда ни бросишь взгляд, повсюду он упирается в стены зданий. Такое впечатление, что дома со всех сторон преграждают нам выход из этого удивительного перекрёстка. Эта замкнутость, не очень типичная для других районов города, планировка словно подчеркивают безвыходность и обречённость героев “Преступления и наказания”.

Здесь, на Сенной площади, Раскольников услышал разговор о том, что завтра, в 7 вечера, старуха процентщица останется одна в квартире; здесь, на Сенной площади, он почувствовал угрызения совести. Эта площадь словно притягивает Раскольникова, он каждый раз, петляя по городу, выходит на неё.

Родион то и дело бесцельно бродит по Петербургу. Чаще всего он оказывается на Сенной площади (она рядом с его домом). Здесь был рынок, где торговали скотом, овсом, сеном (отсюда и название).

С самого раннего утра и допоздна шумела, галдела Сенная. Бесконечное число ларей, лотков, возов делали эту площадь одним большим базаром с грязью, гнилью и зловонием.

Герои “Преступления и наказания” поставлены, как правило, в такие жизненные тупики, когда “идти больше некуда”.

Раскольников от старухи-процентщицы “хотел бы уже уйти, но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда...” Здесь эта фраза звучит как бы в обыденном, житейском смысле, но вместе с тем несёт в себе и общий смысл безысходности положения героя. Он как бы замкнут на этом аршине пространства – от своей каморки до квартиры старухи.

Житейская мудрость Мармеладова: “А ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти”, – превращается в своеобразный символ жизненных тупиков, а вместе с тем необходимости выхода из них.

Понимание безвыходности в той или иной форме присуще всем героям романа. Соня согласилась пойти на улицу, “ибо некуда было пойти”, некуда идти и Свидригайлову, и он находит свой выход – в своём аршине пространства, в самоубийстве. “Куда бы старухе уйти?” – недоумевает Раскольников. Алёне Ивановне действительно некуда идти и в простом обыденном смысле, да и в плане общей безвыходности – её аршин пространства тоже предрешён.

Достоевский делает город свидетелем и участником всех страшных событий. А вот портреты людей, живущих в этом городе:

  • это сам Раскольников, “замечательно хорош собой”, но “опустился и обнеряшился”;
  • это “пьяные”, всякого рода промышленники и лохмотники;
  • Мармеладов с жёлтым, отёкшим, зеленоватым лицом, “руками грязными, жирными, красными, с чёрными ногтями”, с былинкой в волосах – признаком бездомности;
  • старуха-проценшица “с острыми и злыми глазками”;
  • Катерина Ивановна, “ужасно похудевшая женщина с раскрасневшимися до пятен щеками...”;

В этом городе встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все они похожи друг на друга: серые, как улицы, на которых живут. От встреч с людьми остаётся ощущение “чего-то грязного, жалкого, безобразного”.

“Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”, – констатирует Свидригайлов. И действительно, Петербург – театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как шахматная доска. Единственное отступление от плоскости – это арки мостов; единственное нарушение прямизны – это изгибы рек и каналов.

Петербург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряжённая искусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красотами города и одновременно сходить с ума от чувства замкнутости и одиночества. Петербург – символ страшного мира, где всё продаётся и покупается, где нет спасения бедному и слабому, где царят “волчьи” законы.

Со всех страниц романа веет одиночеством и безысходностью потерянного человека в этом каменном “мешке”, называемым городом. Достоевский мечтает найти выход из царства вражды и наживы, но роман не показывает выхода из тупика. Тупик ждёт каждого из героев. Бросается с моста женщина, кончая самоубийством; раздавлен коляской Мармеладов; совершает убийство Родион Раскольников; пьют, не видя выхода, чтобы забыться, герои Достоевского. Это всё жизненные тупики доведённых до отчаяния людей. Они стали самой страшной реальностью и для самого писателя.

Заключение

Уроженец Москвы, Достоевский, тем не менее, почти всю свою жизнь (исключая годы каторги, ссылки и пребывания за границей) прожил в Петербурге. И всё творчество великого писателя было теснейшим образом связано с этим городом. Здесь, в столице самодержавной России, были созданы лучшие его произведения. Петербургу Достоевский посвятил многие страницы своих романов и повестей. Именно в Петербурге остановилось его сердце и закончилась жизнь. И на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры он обрёл вечный покой...

Слава великого писателя далеко перешагнула границы нашей страны, его сочинения и сегодня читают в самых отдалённых уголках земного шара. Они правдивы, искренны, гуманны...

<Приложение>