Урок развития речи (проблемно-тематический) по теме: "Анализ текстов, объединенных темой «Духовное бытие человека. Экология души»"

Разделы: Русский язык, Экология


Тема: Анализ текстов, объединенных темой “Духовное бытие человека. Экология души”.

Цель:

1.Устные раздумья над высказыванием П.Я.Чаадаева.

2.Рассмотрение и сравнение текстов:

Из египетской “Книги мертвых”;
Библия. Десять заповедей Моисея;
“Моральный кодекс строителя коммунизма”.

3.Изложение-миниатюра: отрывки из статьи А.Лиханова.

План урока.

I. С 1994 года изложение стало одной из главных формой проведения итоговой аттестации за курс неполной средней школы.

Предполагаемый урок служит одним из способов тренировки учащихся перед экзаменом. Вам будут предложены тексты современного звучания, имеющие морально-этическое, культурологическое, экологическое содержание. Они помогут вам уяснить проблему, выразить на нее свой взгляд, а может быть, и сложиться убеждением.

II.Устные раздумья над высказыванием П.Я.Чаадаева.

1.Чтение текста.

…В жизни есть известная сторона, касающаяся не физического, а духовного бытия человека. Не следует ею пренебрегать; для души точно так же существует известный режим, как для тела; надо уметь ему подчиняться. Это – старая истина, я знаю, но мне думается, что в нашем отечестве она еще очень часто имеет свою ценность новизны. Одна из наиболее печальных черт нашей своеобразной цивилизации заключается в том, что мы еще только открываем истины, давно уже ставшие избитыми в других местах и даже среди народов, во многом далеко отставших от нас.

(П.Чаадаев)

2. Анализ текста.

- Что нам известно об авторе этого высказывания?

- Каковы основные мысли текста? Какие проблемы духовного развития человека поднимаются в рассуждении? Согласны ли вы с П.Я.Чаадаевым?

- Найдите в тексте опорные слова и словосочетания, необходимые автору для раскрытия своей позиции.

- Почему, несмотря на отсутствие в тексте самого слова, можно утверждать, что это высказывание об “экологии души”?

- Что такое экология (запись на доске, запись в тетради).

Экология (от греч. ойкос – “дом, убежище, родина”, логос – “учение, понятие, чтение”)

- Почему экологические проблемы сегодня приобрели столь острое значение?

- Как вы думаете, почему сегодня стало возможным говорить об “экологии нравственности”, “экологии культуры”, “экологии души”?

3. Оформление вывода.

Экология души:

  1. Охрана внутреннего мира от черствости, равнодушия, фальши.
  2. Восстановление душевной гармонии после каких-либо потрясений.

III.Рассмотрение и сравнение текстов.

1) Из египетской “Книги мертвых”.

Перед судом Осириса покойный клянется:

- Я не делал зла.
- Я не крал.
- Я не лгал.
- Я не убивал священных животных.
- Я не был причиной слез.
- Я не завидовал.
- Я не говорил дурного о царе.
- Я не пренебрегал богами.

2) Библия. Десять заповедей Моисея.

1.Да не будет у тебя других Богов, кроме меня.
2.Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3.Не произноси имя Господа своего всуе.
4.Шесть дней трудись, а в седьмой – отдыхай, как сделал и Бог при сотворении мира.
5.Почитай отца своего и мать.
6.Не убивай.
7.Не прелюбодействуй.
8.Не воруй.
9.Не лжесвидетельствуй.
10.Не желай имущества ближнего своего.

3) Моральный кодекс строителя коммунизма.

Черты нравственного облика нового человека четко сформулированы в Программе КПСС как моральный кодекс строителя коммунизма. В него входят следующие нравственные принципы:

- преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
- добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
- забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
- высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
- коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
- гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку – друг, товарищ и брат;
- честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
- взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
- непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
- дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
- непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

В этих нравственных принципах нашли свое выражение не только требования революционной пролетарской морали и лучшие черты передовых людей нашего общества, но также общечеловеческие моральные правила, которые вырабатывались народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками.

-Чем отличаются друг от друга эти тексты?

- Что их объединяет?

Вывод: Проходят тысячелетия, века, но нравственные проблемы остаются одними и теми же. Духовность как вера в высшие временные истины: Добро, Разум, Справедливость, Любовь.

- Назовите их.

IV.Изложение-миниатюра: отрывки из статьи А.Лиханова.

Новорожденный похож на чистый лист бумаги. Он никакой. Не плохой, не хороший, просто никакой.

Человек делает себя сам. Он воспитывает себя.

Каждый человек, маленький и большой, обязан отвечать за свои поступки.

Подлость – это подлость. И если человек, да особенно маленький, успел ее совершить, он вписал грязную строчку в тот белый лист. И напрасно думать, что в листе этом, как в неряшливой тетрадке, возможны исправления. Нет! Но, к счастью, у него много дней впереди, чтобы вписать в этот белый лист и свои светлые деяния.

Двойку или пятерку поставит в конце листа сама жизнь.

Первая строчка – начало жизни.

Хорошее, доброе, гуманное – как семя: оно прорастает.

- Чтение текста.

- Определение темы, основной мысли.

- Написание.

V.Выводы по уроку.

Приложение здесь.