Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

"Своя игра" по литературе

Разделы: Преподавание литературы


Цели:

1. образовательная.

Проследить жизненный и творческий путь великих писателей XIX века (А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева), раскрыть содержание произведений: “Гроза”, “Обломов”, “Отцы и дети”; в игровой форме проверить, углубить и систематизировать знания учащихся, подвести итог изучению данных произведений;

2. развивающая.

Формировать умение работать с текстом, навыки сопоставительного анализа героев, умение монологизировать и доказывать свой ответ;

3. воспитательная.

Воспитывать творческое восприятие к предмету, познавательную активность в учащихся, эстетическое понимание произведения и любовь к литературе в целом.

Оборудование:

  1. портреты великих писателей XIX века (А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева), их произведения;
  2. 18 карточек-секторов с названиями произведений и указанным количеством баллов;
  3. таблички на столиках с названиями групп (команд);
  4. призы, грамоты;
  5. магнитофон.

Организация игры:

Формируются три группы: 1. “Жизнь и творчество А.Н. Островского”, 2. “Жизнь и творчество И.А. Гончарова”, 3. “Жизнь и творчество И.С. Тургенева”, в каждой из которой выбирается капитан. Игра состоит из двух туров. За каждое правильно выполненное задание команда получает от 10 до 100 баллов в зависимости от степени трудности заданного вопроса.

“Своя игра”. Первый тур.

Первый вопрос - домашнее задание (10 баллов) - очерк жизни и творчества писателя, краткое содержание произведения.

Второй, третий, четвёртый вопросы – работа с текстом (30, 50, 70 баллов) – раскрыть образ главного героя, сопоставить героев, объяснить смысл заглавия и т.д.

Пятый вопрос – творческое задание (100 баллов) – закончить по-своему произведение.

“Своя игра”. Второй тур.

Учитель задаёт вопрос, касающийся всех трёх произведений. Учащиеся отвечают, и сами оценивают его стоимость.

Участники игры должны повторить известный им материал: основные даты, биографические сведения, тексты произведений, критические статьи. В каждой команде они могут определить “ответственного” за каждого героя произведения (“специалист” по Катерине, Обломову, Базарову и т.д.).

Этапы игры:

  1. Организационный момент.
  2. “Своя игра”. Первый тур.
  3. “Своя игра”. Второй тур.
  4. Подведение итогов.
  5. Вручение призов, грамот.
  6. Вывод.

Система баллов:

На табло указано максимальное количество баллов – от 10 до 100. Это возможно в том случае, если учащиеся подробно ответили на заданный вопрос, если нет, то ведущая сама корректирует и оценивает стоимость их ответа.

Жюри

Выбирается из числа лучших учителей.

Ход игры:

Пьеса А.Н. Островского

“Гроза”

10 30 50 70 100
Роман И.А. Гончарова

“Обломов”

10 30 50 70 100
Роман И.С. Тургенева

“Отцы и дети”

10 30 50 70 100

I. Организационный момент.

Звучит классическая музыка.

Здравствуйте, уважаемый 10-ый класс! Здравствуйте, уважаемые коллеги и уважаемые гости! Сегодня открытый урок по литературе. В гостях у нас “Своя игра”. Это известная телевизионная игра. И я, её ведущая – Татьяна Валерьевна.

Представьте, что Вы в большой освещённой студии, в центре которой экран, разбитый на три сектора по определённым произведениям русской литературы XIX века, каждое из которых включает в себя пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий вопрос – домашнее задание “стоит” 10 баллов, второй, третий и четвёртый вопросы – работа с текстом “стоят” от 30 до 70 баллов, последний вопрос – творческое задание оценивается в 100 баллов. Если сможете ответить, то очки ваши. Если нет – очки снимаются. Если ответ неподробный или неточный, то присуждается некая часть от максимального количества баллов (например, не 70, а 60 баллов). Отвечает тот, кто был назначен “ответственным” за какого-либо героя или капитан. Можете совещаться друг с другом, поскольку Вы – команда.

По ходу игры ведущая объясняет назначение секторов:

“Музыкальная пауза” - игроки могут встать со своих мест, отдохнуть, потанцевать; желающие могут исполнить песню и получить дополнительные очки;

“Своя игра” - игрок, выбравший этот сектор, сам оценивает стоимость вопроса, и сам отвечает на него; если ответ правильный, то игроку присуждается названное количество очков, если нет – столько же очков снимается;

“Сюрприз” - игроку вручается неожиданный приз.

2. “Своя игра”. Первый тур.

1 сектор “Пьеса А.Н. Островского “Гроза”

1 вопрос (10 баллов) – домашнее задание. Очерк жизни и творчества Александра Николаевича Островского. Краткое содержание пьесы “Гроза”.

Ответ. 12 апреля 1823 года родился Александр Николаевич Островский в Москве в семье чиновника. Три года он учился в Московском университете на юридическом факультете. Но вскоре оставил университет и принял решение заняться литературой. Произведения, которые он написал: “Банкрот”, “Бедность не порок”, “Доходное место”, “Горячее сердце”, “Лес”, “Снегурочка”, “Волки и овцы”, “Бесприданница” и другие. Самым ярким произведением, которое входит в курс школьной программы, является пьеса “Гроза”.

Действие пьесы происходит на берегу Волги в городе Калинове. Главная героиня – Катерина, очень набожная, вольная, добрая и смелая девушка. Она замужем за Тихоном Кабановым. По своим убеждениям, складу ума и характера она противостоит представителям “тёмного” царства – Дикому и Кабанихе. Она влюбляется в Бориса, племянника Дикого, понимая, что это грех. Катерина гуляет с ним все десять ночей, когда уезжает её муж, Тихон. Затем прилюдно признаётся в этом. Героиня одинока в этом мире: ни Тихон, ни Борис не любят её по-настоящему. Осознавая это, и не в силах больше нести свой грех, она бросается в Волгу с обрыва.

2 вопрос (30 баллов) – работа с текстом. Островский часто использует фамилии действующих лиц для характеристики своих героев. Докажите, что фамилии представителей “тёмного” царства – Дикой и Кабанова (Кабаниха) - “говорящие”. Объясните их значение. Приведите примеры из текста (действие 1, явление 1, 3).

Ответ. Дикой “ни за что человека оборвёт”, “уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать ещё! Унять-то его некому, вот он и воюет”. После того как Дикого обругал один гусар, “домашние две недели прятались по чердакам и чуланам” (грубый, невежественный). “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются…” (жадный, скупой).

Кабаниха “нищих оделяет, а домашних заела совсем” (грубая, жадная); убеждена, что “без страха и порядка в доме не будет” (властная, деспотичная).

Фамилии героев “говорят” об их манере поведения, общения, образе жизни.

3 вопрос (50 баллов) – работа с текстом. Главная героиня пьесы – Катерина. Раскройте главные черты её характера (действие 1, явление 7; действие 2, явление 2; действие 4, явление 6).

Ответ. “Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…” (мечтательная, поэтическая, возвышенная натура).

Катерина рассказывает, что когда ей было шесть лет, её чем-то обидели дома, так она выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула её от берега, так что нашли её только на другое утро (горячая, решительная).

Прилюдно признаётся в том, что “все-то десять ночей гуляла” с Борисом (открытая, смелая, не боится людского суда).

4 вопрос (70 баллов) – “музыкальная пауза”. Тихон и Борис – одного поля ягоды? В чём их сходство и различие?

Ответ. Оба героя безвольные, подчиняются своим родным, делают то, “как им будет угодно”: Тихон – маменьке (Кабанихе), Борис – дядюшке (Дикому). Не могут противостоять “тёмному” царству, живут по указке, хотя и страдают от этого. Оба не любят Катерину по-настоящему: ни Тихон, ни Борис не берут её с собой, когда один уезжает в Москву (Тихон), а другой в Сибирь (Борис). Разница лишь в том, что Борис порядочно образованный человек в отличие от Тихона.

5 вопрос (100 баллов) – творческое задание. Представьте, что Вы – драматурги. Как бы Вы закончили пьесу?

2 сектор “Роман И.А. Гончарова “Обломов”

1 вопрос (10 баллов) – домашнее задание. Очерк жизни и творчества Ивана Александровича Гончарова. Краткое содержание романа “Обломов”.

Ответ. 18 июня 1812 года родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске, в купеческой семье. Три года он учился в Московском университете на словесном факультете. В 1835 году Гончаров занялся литературной деятельностью – пишет романтические стихи, повести. Позже он написал известную всем трилогию: романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”; два тома путевых очерков под названием “Фрегат Паллада”, критические статьи. Самым важным произведением, которое входит в курс школьной программы, является роман “Обломов”.

Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Мягкий, добрый человек, который проводит свою жизнь, лёжа на диване. Все его знакомые и особенно друг Андрей Штольц постоянно пытаются растормошить его, но всё безуспешно. Вскоре он знакомится с Ольгой Ильинской, которая хотела расшевелить его, вернуть к жизни. Но их отношения закончились разрывом. Илья Ильич женился на Агафье Матвеевне Пшеницыной, которая воспринимала Обломова таким, какой он есть. В её доме царил покой и культ еды. У них был сын Андрей. В конце романа герой умирает, хотя его духовная смерть наступила раньше, чем физическая.

2 вопрос (30 баллов) – работа с текстом. Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Раскройте его образ через портрет, интерьер, характер и взаимоотношения с другими героями (часть 1).

Ответ. “Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат… весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него”.

“По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память”.

По характеру герой мягкий, добрый, робкий, а главное - ленивый. Он не привык к движению, жизни, многолюдству и суете; боялся любви, чуждался женщин.

К Обломову приходят гости: Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Штольц. Он встречает их, лёжа на диване.

3 вопрос (50 баллов) – “своя игра”. Штольц – антипод Обломова? Если да, то докажите это по следующим параметрам: детство, образование, образ жизни (часть 1, 2).

Ответ. 1. Обломов детство провёл в Обломовке, где его холили и лелеяли. Штольц рос очень живым, озорным и самостоятельным мальчиком. 2. Илья учился слегка, чтобы добыть как-нибудь аттестат. Андрей с восьми лет сидел с отцом за географической картой, читал священную историю, учил басни Крылова. 3. Обломов бездействует, лежит на диване. Штольц много работает, бывает в свете, читает.

4 вопрос (70 баллов) – работа с текстом. Сравните отношение к Илье Ильичу Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны.

Ответ. Ольга хотела изменить Обломова, оживить его, вернуть к деятельности, но, к её сожалению, он давно умер. “Я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц”.

Агафья воспринимает Обломова таким, какой он есть. Она любит его. Жертвует своим имуществом в тяжёлые времена ради общего благополучия.

5 вопрос (100 баллов) – творческое задание. Представьте, что Вы – писатели. Как бы Вы закончили роман?

3 сектор “Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”

1 вопрос (10 баллов) – домашнее задание. Очерк жизни и творчества Ивана Сергеевича Тургенева. Краткое содержание романа “Отцы и дети”.

Ответ. 9 ноября 1818 года родился Иван Сергеевич Тургенев в Орле, в дворянской семье. Учился в Петербургском университете на философском факультете. Произведения, которые он написал: “Записки охотника”, “Муму”, “Ася”, “Первая любовь”, “Вешние воды”, “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Дым”, “Новь” и другие. Самым значительным произведением, которое входит в курс школьной программы, является роман “Отцы и дети”.

Главный герой романа – Евгений Васильевич Базаров. Он – нигилист, человек, который относится ко всему отрицательно, критически. У него есть друг – Аркадий Кирсанов, с которым он едет в имение Марьино к его отцу. Поколению отцов – Кирсановых противостоит поколение детей – Базаровых. Евгений глупо, безумно влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, которая не отвечает ему взаимностью. В конце романа он умирает.

2 вопрос (30 баллов) – “сюрприз”. Главный герой романа – Евгений Васильевич Базаров – новый и значительный тип в русском обществе, герой – нигилист, который относится ко всему отрицательно, критически. Базаров - материалист, эмпирик. Каково его отношение к женщине, литературе, природе, воспитанию?

Ответ. “Таинственных” отношений между мужчиной и женщиной он не понимает и не принимает как физиолог. Достаточно почитать анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду? Лучше пойти посмотреть жука.

“Не годится читать Пушкина, нужно читать что-нибудь дельное, например, Бюхнера (немецкий физиолог)”.

“Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник”.

“Всякий человек сам себя воспитать должен”. Пример этого – конечно же, он сам, Базаров.

3 вопрос (50 баллов) – работа с текстом. И.С. Тургенев назвал свой роман “Отцы и дети”. Объясните смысл заглавия и раскройте суть конфликта отцов и детей.

Ответ. Конфликт отцов и детей – это конфликт поколений или конфликт жизненных позиций. Базаров считает, что песенка отцов спета, поскольку они отставные. Дети, наоборот, продвинутые, живут по новым законам. Павел Петрович и Николай Петрович, в том числе, не принимали позицию Базарова. Старший Кирсанов был раздражён, его выводили из себя небрежные ответы и развязное поведение гостя. Его не убеждали его принципы. Он был явным оппонентом Базарова.

4 вопрос (70 баллов) – работа с текстом. Д.И. Писарев утверждал, что у Анны Сергеевны Одинцовой зародились чувства к Базарову, но она не дала им развиться. Так ли это? Подумайте и обоснуйте свой ответ.

Ответ. Действительно, у Одинцовой зародились чувства к Базарову, но она не ответила ему взаимностью, поскольку предпочла спокойную, пусть и скучную, жизнь. Базаров имел на неё большое влияние, но над ней долго взять верх никто не мог – она была очень горда, дорожила своей независимостью. Позже Анна Сергеевна вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного.

5 вопрос (100 баллов) – творческое задание. Представьте, что Вы – писатели. Как бы Вы закончили роман?

3. “Своя игра”. Второй тур.

А теперь второй, решающий тур. Он называется “Своя игра”. Тур может совершенно изменить положение. Правило второго тура: я задаю вопрос, а Вы на листочках пишите предлагаемые ответы, а рядом количество баллов. Если ответ правильный, то команде присуждается написанное количество очков, если ответ неправильный, столько же очков снимается. Вы можете всё потерять или же наоборот – приобрести!

Внимание, вопрос: Что объединяет все три произведения?

Ответ. Смерть героев: и Катерина Кабанова, и Илья Ильич Обломов, и Евгений Базаров – все умирают.

4. Подведение итогов.

5. Вручение призов, грамот.

6. Вывод.

Таким образом, ребята, мы проследили жизненный и творческий путь Александра Николаевича Островского, Ивана Александровича Гончарова, Ивана Сергеевича Тургенева, раскрыли содержание произведений: “Гроза”, “Обломов”, “Отцы и дети”; в игровой форме проверили, углубили и систематизировали Ваши знания, а главное - подвели итог изучению данных произведений.

Литература

  1. А.Н. Островский. Пьесы. – М., 2002.
  2. И.А. Гончаров. Обломов. – М., 2002.
  3. И.С. Тургенев. Избранное. – М., 2002.