Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Аквариум – маленькая искусственная экосистема"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить и конкретизировать знания об экосистеме, об искусственной экосистеме.
  2. Выявить взаимосвязь обитателей аквариума разных “профессий”.
  3. Развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе.
  4. Развивать чувство любви к природе, понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живой материи.

Оборудование: рисунок аквариума, рисунки обитателей аквариума; карта полушарий; таблица круговорот веществ в аквариуме; микроскопы, таблички с названиями “профессий” живых обитателей аквариума, книги об обитателях аквариума.

ХОД УРОКА

I.- Доброе утро. Пусть день будет ясным, а наш урок добрым. Пусть он откроет вам радость познания и радость общения.

II. Актуализация знаний.

- Что такое экосистема?

- Назовите “профессии” живых обитателей экосистемы.

- С какими экосистемами мы познакомились?

- Почему в природе одна экосистема может постепенно перейти в другую?

- Почему экосистема поля называется искусственной?

III. Сообщение темы, цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной искусственной экосистемой, маленькой по сравнению с экосистемой поля, с экосистемой аквариума.

- На уроке мы будем работать в 4-х группах:

  • историки-аквариумисты;
  • исследователи живых организмов аквариума трех профессий: производителей, потребителей, разрушителей. В течение урока создадим проект аквариума – маленькой искусственной экосистемы.

IV. Работа над темой урока.

1. Слово историкам.

Ученик: В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум – это искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.

Из истории аквариума: первый аквариум появился в Китае во второй половине 14 века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати и чиновников. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные и причудливые виды золотых рыбок.

В России аквариумистика стала развиваться с конца XIX века. В 1901 году в Киеве был открыт завод аквариумных рыб – большое отапливаемое здание, в котором помещалось 250 бассейнов с декоративными рыбками.

Сегодня в аквариумах живет около 1000 видов рыб.

2. Работа по учебнику стр. 60, задание № 2.

- Рассмотрите иллюстрацию аквариума. Назовите неживые части экосистемы аквариума.

Сообщения детей:

Грунт – это мелкий гравий просеянный, промытый речной песок серого цвета. Мелкий песок желтоватого-оранжевого цвета непригоден – в нем соединения железа, которые вредны для рыб и улиток.

Так же на дно можно положить декорации, например, камни, коряги. Все обязательно дезинфицируют кипячением с добавлением соли.

Вода – может быть водопроводной, но ее обязательно надо отстоять трое суток.

3. - Назовите живые организмы, относящиеся к профессии “производителей”.

Ученик: – Чаще всего аквариумные растения неправильно называют водорослями. На самом деле – это цветковые растения с красивыми листьями, цветут они очень редко.

- Слово о производителях:

а) Эхинодорус амазонский. Родина – Южная Америка (Амазонка). Очень распространенное в наших аквариумах растение, т.к. весьма неприхотливое и достаточно красивое. В высоту достигает 30–40 см, растет равномерно в течение всего года.

б ) Роголистник темно-зеленый. Распространен в умеренно-теплых областях всего земного шара в стоячих и медленно текущих водах. Растет быстро, нетребователен к условиям содержания. Его можно выращивать как плавающим в толще воды, так и высаженным в грунт. Растение очень легко размножается делением стебля. Чтобы получить отросток достаточно маленького кусочка стебля.

4. - Назовите живые организмы, относящиеся к профессии “потребителей”.

- Слово о потребителях:

а ) Барбусы. Родина – пресноводные бассейны тропических областей Африки и Азии. Существует несколько видов этих рыб: полосатые (4–5 поперечных полос черного цвета), огненные, черные. Самцы имеют бойцовский характер, но их столкновения быстро заканчиваются и вреда друг другу не наносят.

б ) Сомик (материал в учебнике) родина – водоемы Южной Америки.

в) Меченосец. Родина – Мексика. Свое название получил благодаря своеобразной форме хвостового плавника, напоминающего меч.

г) Скалярия. Родина – реки Амазонка и Ориноко. Это одна из самых красивейших аквариумных рыб. Грациозность движений, манера спокойно и важно плавать придает скалярии особую декоративную ценность.

5. - Кто является в аквариуме разрушителями?

- Слово о разрушителях:

а) Катушка красная. Ее размер достигает двух см. раковина имеет окраску от розовато-серого до темно-красного оттенка.

Красные катушки подъедают остатки корма, упавшего на дно, снимают с поверхности воды бактериальную пленку, хорошо очищают стенки аквариума от обрастаний водорослями, уничтожают остатки гниющих растений.

б) В аквариумной воде огромное количество бактерий. Если вода в аквариуме мутнеет – это показатель увеличения размножившихся бактерий.

Человек регулирует биологические процессы с помощью технических приспособлений: лампы для освещения, компрессора для подачи кислорода в толщу воды, нагревателя воды для поддержания температуры.

6. - А чем питаются рыбы, моллюски?

Рачки: Циклопы, дафнии. Их человек может выловить сачком в пруду в летнее время, хранить в обычной стеклянной банке. Это прекрасный корм для обитателей аквариума, которые являются “потребителями”. Также можно кормить сушеными рачками, которых можно приобрести в специальных зоомагазинах.

7. Мир аквариума разнообразен и многочисленен.

8. Все живые организмы мы разделили по профессиям: производители, потребители, разрушители.

- Какой круговорот веществ они осуществляют в этой маленькой экосистеме, рассмотрим:

Учебник стр. 61, № 3, таблица- заполнение. Самостоятельная работа в группах.

Обобщение.

    “Профессия” живых организмов

    Дают другим организмам

    Получают от других организмов

    Производители Кислород, пищу – органические вещества Углекислый газ, неорганические вещества
    Потребители Углекислый газ, пищу – органические вещества Кислород, пищу – органические вещества
    Разрушители Неорганические вещества, углекислый газ Кислород, органические вещества

9. Подведем итог. В аквариуме живыми организмами поддерживается круговорот веществ. Значит, это экосистема. Почему искусственная?

Решим задачи для аквариумиста.

Стр. 60. Лена и Миша – по ролям читают.

- Кого из обитателей экосистемы Лена забыла поселить в аквариум?

Стр. 63, № 4

- Почему так нельзя содержать рыбок?

V. Итог. - Что дают человеку знания аквариума?

- Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе, понимание красоты. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляют человека от стресса, снижает кровяное давление, дает заряд энергии и бодрости.

- Поднимите руку те, кто получил заряд бодрости, радость общения, радость познания.

Домашнее задание: стр. 60–63, № 2, 5; нарисовать маленькую искусственную экосистему: террариум для крокодила, черепахи, для змеи.