Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета для детей с недостатками речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Всем известно, что на развитие ребёнка дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В образовательном учреждении в состав коррекционно-развивающей среды входит и логопедический кабинет.

Приложение

Основное назначение логопедического кабинета это создание условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. В нашем образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, есть дошкольные группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Чаще всего такие нарушения сопровождаются и нарушением речи. Наш логопедический кабинет представляет собой комнату сказок, в которой, играя, ребенок знакомиться с правильным произношением звуков (фото 1–2). Играть всегда интереснее, чем просто повторять упражнения. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки, даёт возможность педагогу многократно повторять с детьми логопедические упражнения. В игре формируется и развивается речевая деятельность.

Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.

Основой оформления логопедического кабинета является “Сказочный город”, который расположился по периметру всех стен кабинета. Это дидактическое пособие, выполненное руками педагогов, представляет собой серию сказочных домиков, деревьев, дороги по которой двигаются машины, сказочных облаков, солнышка, пролетающих вертолетов, птиц (фото 3–6).

Все формы выполнены из ткани и ковролина, дополнены липучками, что дает возможность изменять места предметов. Окна, двери, мансарды сказочных домиков открываются. Каждая дверь имеет свой “замочек”. Это кнопки, молнии, шнуровки, застёжки, пряжки, липучки, пуговицы. В домиках необычные жильцы – это предметы, в названии которых живут “трудные” звуки. Узнать, кто живет в домике, можно открыв замок. Жители меняют места, ходят, друг к другу в гости. Никогда заранее не узнаешь, кто у кого гостит. Желание попасть в гости к сказочным персонажам помогает выполнять непростые задания (фото 7–9).

Например, игровое задание “Рассели жильцов в домик” на закрепление произношения звука “с” – ребенок выбирает картинки, расселяет и отчетливо называет их : “В этом доме живут сова, лиса, сом, оса и слон”. Или “Назови кто лишний” на закрепление произношения звука “ш” – открывая каждую дверцу ребенок называет жильцов (шапка, мышка, шуба, кошка, жук), определяет кто лишний, убирает картинку и называет предметы или игрушки которые могли бы жить в этом доме. В игровом задании “Назови соседей” на закрепление произношения звука “ль” дети учатся составлять предложения с данными картинками: “Лев живет рядом с лягушкой, а лиса рядом с улиткой” и т.д. Или “Кто в домике живет?” на автоматизацию звука “р” в предложениях, открывая поочередно двери домика дети составляют предложения: “На первом этаже живут муравей и рак. На втором этаже живут ворона и воробей. Под крышей живет комар.” Как вариант задания – дети называют жильцов и определить позицию звука “р” в словах.

Домики расположены вдоль дороги, выполненной так же из ковролина, по которой едут автобусы, грузовые машины. Машины и автобусы собираются из деталей: кабина, кузов, колёса которые крепятся при помощи липучек. Машины могут перевозить овощи, фрукты, игрушки. В автобусах могут ехать животные, звери, насекомые, птицы в зависимости от лексических тем и поставленных задач. Все пассажиры и груз так же снабжены липучками, что позволяет детям менять их местами (фото 10–12).

Вдоль дороги и около сказочных домиков растут сказочные деревья, выполненные из ковролина, которые меняют листву, обитателей, по сезонам. Зелёные ели наряжаются к Новогоднему празднику игрушками, в названии которых есть звуки необходимые для автоматизации. На лужайках растут цветы, грибы. Их мастерим вместе с ребятами. И располагаем по различным признакам: по звуку, который нужно повторить (ромашки, розы, нарциссы, маргаритки), по цветовому признаку (красные маки и розовые маргаритки; голубой лен и желтый полынок), по сезону и просто по желанию ребенка). В сказочном городе проплывают сказочные тучи, из которых “капает дождь” или “падают снежинки”. Солнышко в сказочном городе может улыбаться и грустить. Все эти предметы подвижны, они крепятся липучками или двигаются по натянутой леске (фото 13–15).

Центральное место в сказочном городе занимает пособие В.В.Воскобовича “Ларчик”. Оно представляет собой игровое поле, выполненное из ковролина. Мы обыграли его деталями сказочного дома (крыша, труба, забор, растения огорода и т. д.) Детали так же, выполнены из ковролина, и приспособлены для фиксации на нём дидактического и игрового материала липучки (контактной ленты). Поскольку игровое поле большого размера, то на нем можно отрабатывать произнесение изолированного звука, выкладывая шнурок, контактную ленту, произнося нужный звук (фото 16).

Например: “Как долго кипит чайник?”. Крепим на игровое поле большой чайник и ребёнок с помощью контактной ленты изображает клубы пара, который выходит из носика чайника и при этом произносит изолированный звук “с”. Закрепляя автоматизацию звука “с” в слогах ребёнок с помощью контактной ленты разного цвета строит лесенки. Около каждой лесенки картинки лисы, зайца, собаки, волка. Лиса поднимается по ступенькам с песенкой “са-са-са”, заяц “со-со-со”, собака “су-су-су”, волк “сы-сы-сы” и т.д. (фото 17–18).

Игровое поле “Ларчика” может быть использовано для крепления картинок и составления пересказа по ним, сочинения коротких сказок, рассказов насыщенных определённым звуком. В процессе рассказа ребёнок действует с картинками, перемещает их, сопровождая рассказом о своих манипуляциях.

Плоскостной сказочный город, расположенный по стенам кабинета добавлен объемными предметами. Это гриб-великан, который хранит загадки. Он выполнен, из папье-маше и занимает центральное место в Сказочном городе (фото19).

Шляпка гриба снимается, ножка полая. В ней могут прятаться игрушки с определённым звуком, карточки с различными заданиями, подарки за удачно выполненную работу. На полках развивающие игры, конструкторы, шнуровки, карточки с заданием, книги, фломастеры. На магнитной доске, которая прикреплена к щиту, закрывающему батарею, можно рисовать, печатать буквы (фото 20).

Многие учителя-логопеды ищут новые дидактические пособия, чтобы повысить интерес к занятиям. В журналах часто идет разговор о дидактических “куклах – игрушках”. Есть такая игрушка и у нас. Это лягушонок – “Квак” (фото 21–22). Для детей младшего и среднего дошкольного возраста это любимый персонаж. Выполнен он из ткани, туловище набито ватой, голова с большими глазами и открытым ртом, в котором яркий и подвижный язычок. На передних лапках перчатки. Вместе с лягушонком “Кваком” дети выполняют артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Он часто присутствует на занятиях и хвалит детей за успехи.

Логопедический кабинет посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Таким детям нужна постоянная смена положения позы: сидя, стоя, лёжа. В кабинете дети могут менять положения и разгрузить позвоночник на лежаменах, подушках. Лежа дети работают с “волшебным шнурком”, продевая его в специальные отверстия. Собирают в корзинку фрукты или овощи прошнуровывая, чтобы плотно держались. Дети старшего возраста пользуются развивающей игрой В.В.Воскобовича “Шнур-грамотей” и “Конструктор букв”. С помощью шнура соединяют и проговаривают слоги, пишут короткие слова из 3-х, 4-х букв (БАК, МИР, МАША, ЖАЛО и т.д.), развивая навыки чтения, словотворчества, мелкую моторику (фото 23–24).

На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. Задания, которые ранее дети получали из альбома, книги теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. Мы стараемся подбирать задания в соответствии с тематикой среды, живущих в ней “сказочных персонажей” и потребности детей (фото 25).

Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи. А “сказочные” методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.