Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

Разделы: История и обществознание


1. Характеристика темы:

Урок-аукцион посвящен обобщению знаний обучающихся по одному из разделов учебной программы, подготовке к контрольному тестированию.

2. Подготовительный этап к уроку-аукциону:

  1. Разработка плана урока, содержания, правил игры-аукциона.
  2. Продумывание, подготовка и написание заданий для игры-аукциона.
  3. Подготовка материального обеспечения: атрибуты для игры (молоток и гонг, карточка с названием акционерного общества для участия в аукционе, «черный ящик», картины, кроссворды, условные денежные единицы), таблицы.

Таблица №1: Банковский журнал

акционерные общества

стартовый капитал

вознаграждение

штрафование

остаток

1

«Мозголомы»        

Таблица №2: Таблица активности акционеров

Акционерное общество: (название)

Президент акционерного общества: ФИО

акционеры

2 лот

3 лот

4 лот

5 лот

6 лот

7 лот

8 лот

итог

1

Иванов И. И.                

Таблица №3: Общее табло

акционерные общества

1 лот

2 лот

3 лот

4 лот

5 лот

6 лот

7 лот

8 лот

итог

1 «Мозголомы»                  

Работа с обучающимися: создание акционерных обществ во главе с президентами (название акционерного общества, разработка вопросов для конкурентов); выборы банкира, спикера и консультантов.

3. Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Мы изучили обширную тему «История России XIV-XVIII веков. На данном уроке вы должны повторить и обобщить учебный материал по разделу программы, а также закрепить в памяти исторические понятия, определения, необходимые факты и даты. Возможно, кто-то из вас пополнит и расширит свои знания.

Урок будет проходить в форме игры-аукциона. Аукцион – продажа с публичного торга, при которой товар выставляется для осмотра. Товаром будут ваши знания. Вы работаете для себя и для своего акционерного общества (президенты представляют свои акционерные общества; в ходе игры заполняют таблицу активности своих акционеров). Ведет торги спикер, с помощью консультантов (представление спикера и консультантов). Результаты аукциона будут фиксироваться на общем табло. Президенты получают у банкира стартовый капитал в условных денежных единицах – 1000 у. е. Первоначальная цена лота – 100 у. е. В ходе аукциона можно поднимать цену любого лота, выставленного на продажу. За быстрый, правильный, полный ответ акционерное общество получает денежное вознаграждение в банке – 100 у. е. К нарушителям будут применяться штрафные санкции (предупреждение, штраф до 300 у. е., удаление с торгов).

Основная часть: проведение игры-аукциона, разыгрывание лотов.

Лот №1: проверка акционеров на платежеспособность, т. е. подготовленность по теме (10 вопросов, ответы «да» или «нет»).

  1. «Юрьев день» был введен в Судебнике Ивана III (да).
  2. Петр I стал императором в 1721 году (да).
  3. «Тушинским вором» прозвали Лжедмитрия I (нет).
  4. Царь – официальный титул правителя в России (да).
  5. Самозванство – явление эпохи Смутного времени (да).
  6. Барщина – сбор продуктов или денег с крестьян (нет).
  7. Аввакум – один из главных реформаторов церкви (нет).
  8. 1613 год – начало правления Романовых (да).
  9. Война, которую вела Россия при Иване Грозном за выход на Балтийское море, называлась Ливонской (да).
  10. «Золотой век» для дворян был в правление Елизаветы (нет).

Лот №2: назовите дату данного события:

Государь прочитал и,
Спокоен и строг,
Повернулся к Ахметовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог.
И сказал: «Дань платить
Мы не будем!..»
С той поры не решалась нас
Грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было,
А в Орде началось несогласье,
Вражда,
И распалась татарская сила. Н. Кончаловская, 1480 год.

Лот № 3: крылатые выражения – объяснить значение и происхождение.

Проще пареной репы – о несложном деле, не требующем большого искусства.

До XVIII века, когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы ее приготовить, не требовалось большого умения – горшок с репой ставился в печку, где она на пару превращалась в мягкое сладковатое угощение. Простота приготовления этого кулинарного блюда стала символом очень простого дела.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день – разочарование, удивление, огорчение из-за неудачи или непредвиденных обстоятельств.

Крестьяне имели право уходить от своего помещика за неделю до и неделю после Юрьева дня (25 ноября), затем срок сократился до одного дня в году (Юрьев день). А в 1581 году вышел указ «о заповедных летах», в котором говорилось о запрещении уходить крестьянам от помещиков.

Лот № 4: «Черный ящик» (по описанию определить, что находится в ящике).

Учился в Москве, Петербурге, Германии. Первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке. Создал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Описывал историю славян. Доказал факт существования атмосферы на Венере. Создавал стеклянные украшения, мозаику. (Бюст Михаила Ломоносова).

Лот №5: представляются две картины.

«Боярыня Морозова» В. Суриков.

Какое историческое событие положено в основу этой картины? (Церковный раскол или реформа патриарха Никона в XVII веке).

«Петр I допрашивает своего сына царевича Алексея» Н. Ге.

В чем обвинили царевича? (В государственной измене).

Лот №6: подумай и ответь.

У вас в кармане рубль серебром, полтина да гривенник. Сколько денег лежит в кармане? (1 руб. 60 коп.).

Как считали годы на Руси в XVI веке? В каком году по тогдашнему стилю родился Иван Грозный? (От сотворения мира, в 7083 году).

Лот №7: вопросы друг другу (представители акционерных обществ задают заранее подготовленные вопросы).

Лот №8:отгадывание кроссвордов: «Птенцы гнезда Петрова». Найдите фамилии шести соратников Петра I. Еще один человек здесь лишний, назовите его фамилию. (Ягужинский, Лефорт, Меншиков, Толстой, Шереметьев, Апраксин. Лишний – Булавин).

м

ш

и

с

к

л

а

н

е

н

к

и

а

у

в

и

й

в

о

н

р

б

т

ь

и

г

у

а

п

м

е

е

к

я

ж

о

т

е

р

в

с

н

и

л

е

ф

е

ш

й

о

т

с

л

о

р

т

Заключительная часть: Обсуждение результатов игры-аукциона. Выступления президентов, оценивание деятельности членов акционерных обществ. Отчет о работе банкира.

Информация о домашнем задании: проработать лекционный и дополнительный материал; подготовиться к контрольному тестированию на следующем уроке.