Занятие по изобразительному искусству

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • знакомство с разнообразием способов изображения снега на примере творчества русских художников;
  • обучение технике передачи морозных узоров;
  • развитие чувства формы и линии, образного представления и творческого восприятия действительности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, бережного и внимательного отношения к природе.

Оборудование:

  • музыкальный центр, фонограмма произведения А.Вивальди «Времена года. Зима»;
  • компьютер;
  • стихотворения о зиме;
  • листы бумаги формата А3;
  • гуашь, кисти, баночки с водой.

Зрительный ряд:

  • фотографии и иллюстрации с изображением зимы;
  • репродукции картин русских художников: В.М. Васнецов «Снегурочка» (рисунок 1), И.И.Шишкин «Зима в лесу» (рисунок 2), «На севере диком…» (рисунок 3), «Лес зимой» (рисунок 4), А.К.Саврасов «Зимний пейзаж. Иней» (рисунок 5), «Зимний пейзаж» (рисунок 6), И.Э. Грабарь «Февральская лазурь» (рисунок 7), «Сказка инея и восходящего солнца» (рисунок 8);
  • методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета».

Предварительная работа: ознакомление с холодной гаммой цветов, наблюдение за снегом в разное время суток, чтение стихотворений о зиме.

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на занятии. Садитесь поудобнее. Подарите друг другу улыбки.

Педагог: Закройте, пожалуйста, глаза.

Звучит музыка (отрывок из концерта А.Вивальди. Зима –Larqo)

Педагог: Скажите, каким цветом вы изобразили бы эту музыку?

Ответы детей

II. Подготовительный этап

1. Сообщение темы занятия Педагогом.

Педагог: Ребята! Вы догадались, какова тема нашего занятия?

Дети: Зима.

Педагог: Да, ребята, тема нашего занятия – Зима - Волшебница зима!

2. Вступительная беседа.

Педагог: Скажите, в чём особенность зимы?

Дети: Зимой на улице много снега.

Педагог: А какого цвета снег?

Дети: Белого.

Педагог: Конечно, белого. Для всех, но не для художников. Художники всё видят особенным образом. Это очень интересно посмотреть на снег глазами художника.

Педагог: По дороге в Центр на наше занятие вы общались с зимней природой, наслаждались свежим морозным воздухом. Вы обратили внимание на снег? Каким вы его сегодня увидели? Обучающиеся делятся своими впечатлениями.

Педагог: Я предлагаю вам написать на листочках цвет снега, который вы увидели.

Дети пишут на листочках цвет снега, который они сегодня увидели, и переворачивают листочки.

3. Поэтическая страничка

Дети читают стихотворения о зиме.

В. Фетисов

Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю – лучшие белила,
Зорям – алые чернила.
Всем деревья чистые
Блёстки серебристые.
А на улице - ребят
Разукрасила подряд.
Как художник, красит разным:
Кто играет – красит красным.
Кто боится шевелиться – краска синяя годится.
Ни за что не выпросишь
По-другому выкрасить!

Семен Островский

Трудно в такое поверить, ребята, -
Снег был цветным, а не белым когда-то.
Был изумрудный, оранжевый, красный…
Но никогда – серый, чёрный и  грязный.
Нет, отродясь не бывало в те лета
Снега холодного, белого цвета.
Снег был теплее, снег был добрее,
Был не колючий - пушистый, скорее.
И у него даже запах был нежный,
Неповторимый, особенный - снежный.
Но с  той поры много лет пролетело.
снег полинял. Словно мел, с тал он белым.
Только от прошлого некуда деться.
Снова брожу я по улицам детства.
Там я когда-то, честное слово,
Спрятал немного снега…Цветного.

4. Художественная страничка

а) Беседа

Педагог: Такими увидели краски зимы поэты. А вы?

Дети зачитывают цвета, которые они записали на листочках.

Педагог: Оказывается, зима разноцветная!

Дети: Это похоже на волшебство.

Педагог: Как интересно, что все видят мир по-разному. А сейчас давайте посмотрим, какой увидели зиму художники.

б) Просмотр слайдов с репродукциями картин «Снегурочка»  В.М. Васнецова (рисунок 1), «Зима в лесу» (рисунок 2), «На севере диком…» (рисунок 3), «Лес зимой» И. И. Шишкина (рисунок 4), «Зимний пейзаж. Иней» (рисунок 5), «Зимний пейзаж» А. К. Саврасова (рисунок 6), «Февральская лазурь» (рисунок 7), И. Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» (рисунок 8).

Педагог: Ребята, вы обратили внимание, что художники используют разные краски для изображения зимы? Цвет снега может говорить о многом. Цвет выражает состояние художника.

в) Наблюдение за цветами и оттенками на картинах русских художников.

г) Сравнение белого листа бумаги со снегом, изображённым на репродукциях.

Педагог подносит белый лист бумаги к репродукциям.

Педагог: Посмотрите, ребята, разве снег, изображённый на картинах, такой же белый, как этот лист бумаги?

Дети: Нет, каждый художник нарисовал снег по-своему. (Обучающиеся говорят, какие цвета использовали художники для изображения снега)

Педагог: Молодцы, ребята. Вы увидели зиму, как настоящие художники. Скажите, а какие чудеса происходят зимой?

Дети: Зима урывает снежным одеялом деревья, дома – всё вокруг, сковывает льдом реки и озёра, рисует волшебные узоры на окнах.

5. Театрализованная миниатюра

В студию заходит Дед Мороз.

Педагог: Постойте, Вы кто такой?

Дед Мороз: Художник, Мороз Иванович.

Педагог: Как Вы сюда попали?

Дед Мороз: Через форточку. До меня дошёл слух, что вы волшебными узорами интересуетесь. Я и решил вам показать, какие узоры существуют в природе.

Я вообще-то часто выставляюсь. Но вы, наверное, не замечали. Мои орнаменты можно встретить на окнах автобусов, проводах электропередач. Они вывешиваются на ветвях кустарников и деревьев. Не желаете поучиться?

Дети: Да!

Дед Мороз: Тогда давайте вместе посмотрим на узоры, которые я оставил на окнах.

Обучающиеся вместе с Педагогом и Морозом Ивановичем рассматривают узоры на окнах.

Дед Мороз: Понравились мои узоры?

Дети: Да!

Дед Мороз: Тогда нарисуйте свои, а лучшие из них я обязательно возьму с собой, чтобы создать волшебную новогоднюю сказку. А сейчас, мне пора уходить – много работы! Столько окон ещё не украшено, а ведь впереди праздник, Новый год! До свидания, ребята!

Дети: До свидания! Мы вам обязательно поможем и постараемся нарисовать много разных узоров.

III. Творческая деятельность обучающихся

Сначала дети карандашом наносят узоры, затем выполняют работу в холодной гамме цветов.

Педагог: Не забывайте, что чем тоньше линии, тем воздушней узор, тем довольнее останется Мороз Иванович.

VI. Итоги занятия

1. Экспресс-выставка. Защита работ, выбор лучших работ.

Готовые работы выкладываются на парты возле окна.

Педагог: Давайте оставим наши узоры так лежать на ночь. Мороз Иванович, как обещал, заберёт их.

2. Игра «Снежинки».

Педагог: Ребята, представьте, что у каждого из вас в руках снежинка. Подарите эту снежинку тому, чья работа на занятии понравилась вам больше всего. Одно условие: никто не должен остаться без снежинки.

3. Игра «Неоконченная фраза»

Дети заканчивают фразу: «Сегодня на занятии я узнал…» (что снег разноцветный, что цвет передаёт настроение художника, что морозных узоров можно придумать очень много, что музыка тоже имеет цвет и др.)

4. Ритуал прощания. Игра «Возьмемся за руки, друзья!»

Педагог: Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Каждый по очереди поблагодарит рядом стоящего за совместную работу.

Звучит музыка (отрывок из концерта А.Вивальди Зима – Alleqro Non Molto)