Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова. Урок литературы в 11-м классе

Разделы: Литература


Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.

Демокрит

Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью.

Ф.Г. Бирюков

Цель урока: изучить “Донские рассказы” М. Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”.

Задачи урока:

  • формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов;
  • формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь, ассоциативный аппарат учащихся, используя в ходе урока такие приемы педагогической техники, как: “Ромашка Блума” (“Ромашка вопросов”), прием ассоциации, составление синквейна, эвристическая беседа, прием “Незаконченное предложение”.

Предварительное задание для учащихся: прочитать “Донские рассказы” М. Шолохова, составить синквейн на тему “Гражданская война”, подготовить индивидуальное сообщение “Особенности самосознания казаков, казачества”.

Оборудование урока: тексты “Донских рассказов” М. Шолохова, портрет писателя, выставка его книг, словари.

План урока

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся (представление синквейнов). Обращение к первому эпиграфу урока. Определение целей урока.
  2. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях.
  3. Выявление читательского восприятия (“Ромашка Блума”), выявление особенностей “Донских рассказов” М. Шолохова, особенностей самосознания казаков, казачества (индивидуальное сообщение учащегося). Обращение ко второму эпиграфу урока.
  4. Анализ рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”. На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические, тонкие и толстые вопросы; следующие формы работы: фронтальная и индивидуальная.
  5. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.
  6. Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).

Содержание урока

1. Вступительное слово учителя.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени

княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.

Актуализация знаний учащихся.

Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения? Ответ: это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.

Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?

Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

Свое отношение к гражданской войне вы выразили в синквейнах. Представьте их.

Промежуточный вывод. Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, ненасытным Молохом требуя жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в этом отношении замечание греческого философа Демокрита.

Обращение к первому эпиграфу урока.

В произведениях каких писателей, поэтов нашла свое отражение тема гражданской войны? Ответ: М. Булгаков Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”, “Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов “Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И. Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”; М. Волошин “Усобица”; М. Цветаева “Дон”, “Москве”, поэма “Перекоп”; Д. Бедный “Проводы”.

Определение целей урока.

Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.

Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.

2. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях.

“Донские рассказы” были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем – реальность другой жизни.

Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром.

“Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор

Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”.

Итак, мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.

3. Выявление читательского восприятия.

Какие рассказы произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Какие чувства вы пережили, читая их?

Что больше всего поражает в рассказах М. Шолохова?

Что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова? Ответ: семья; в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи.

Где происходит действие в рассказах М. Шолохова? Ответ: в южных областях России, на Дону.

Выявление особенностей самосознания казаков, казачества (индивидуальное сообщение учащегося).

Комментарий для учителя. Для исторической памяти казачества был характерны представления об общей судьбе и родстве всех казачьих войск, едином образе жизни всех казаков; представления о личной свободе, независимости, равенстве, братстве.

Особое место занимали представления о казачьих традициях, складывавшиеся веками, среди которых следует выделить свободолюбие, коллективизм, взаимопомощь, преданность воинскому долгу, нравственность, веротерпимость. Казачество как военное сословие всеми правами и привилегиями было обязано царю и считало себя в числе главных защитников его власти.

Но в то же время казачеству была присуща некая двойственность отношений к монарху и правительству: с одной стороны – они стремились к свободе и независимости от любых институтов власти, с другой – казаки преданно защищали царизм перед другими слоями населения.

В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, то есть зажиточные казаки (кулаки), владевшие земельными наделами. Поэтому после октябрьской революции они оказывали активное сопротивление новой власти, вылившееся в кровавые, ожесточенные формы.

Промежуточный вывод. Именно такой кровавой, ожесточенной

показана борьба казаков против новой власти в “Донских рассказах” М. Шолохова.

Обращение ко второму эпиграфу урока.

4. Анализ рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”.

1) Анализ рассказа “Родинка”.

“Родинка” - один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова.

  • Как вы думаете, можно ли по первым строкам “расшифровать” рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? Ответ: рассказ с первой строчки будто дымится кровью. Он словно начинается невидимой смертью – ликвидацией банды. И если произведение начинается смертью, то смертью и закончится. Зло порождает зло.
  • Обратите внимание на детали: “баранья кость”, “лошадиный пот”. Что они означают? Ответ: “баранья кость” - своеобразный символ чего-то звериного, нечеловеческого, которое будто бы наваливается на нас с первой строчки рассказа; а “лошадиный пот” - символ загнанности в произведении.
  • Кто чувствует себя загнанным в рассказе? Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды.
  • Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа?
  • Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве? Ответ: жизнь Николки Кошевого, эскадронного командира, выбилась из привычного русла, привычной нормы. Об этом свидетельствует портрет героя. Шолохов подчеркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война. “Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая”. (А ему 18 лет). В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.
  • О чем думает Николка? Ответ: “Опять кровь – уморился так жить – опостылело все”.
  • Какой мотив возникает в размышлениях героя? Ответ: мотив очерствения души. Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки.
  • Как раскрывается душевное состояние Атамана?
  • Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? Ответ: “Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной”,- пишет Шолохов об Атамане. Это же очерствение души, одичание подчеркивается и сравнением атамана с волком. “Ведет Атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно”. Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего Атаманом банды. “Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы”.
  • Что общего между жизни Николки и Атамана? Ответ: их жизнь выбилась из привычного русла, они “загнаны”.
  • Почему? Ответ: герои оторвались от своей прежней жизни, своих традиций.
  • Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм? Ответ: конфликт между белыми и красными уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.
  • Когда этот конфликт достигает своей кульминации?
  • Как осознается Атаманом убийство Николки? Ответ: убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознается героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью.
  • Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?

Промежуточный вывод. М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

В чем, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова “родинка”. Ответ: Слово “родинка” имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

Обращение к читательскому опыту учащихся. Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова.

Назовите эти рассказы. Ответ: рассказы “Семейный человек”, “Продкомиссар”, “Бахчевик”. И если в рассказе “Родинка” детоубийство – трагическая случайность, то в этих рассказах детоубийство и отцеубийство – сознательный выбор героев.

Промежуточный вывод. Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ “Чужая кровь”.

2) Анализ рассказа “Чужая кровь”.

  • Что общего в рассказах “Родинка” и “Чужая кровь”, чем они различаются?
  • Кто из героев рассказа “Чужая кровь” проходит трудный путь вочеловечивания?
  • Какие качества, черты русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? Ответ: в образе главного героя воплотились такие качества, как стойкость, мудрость, приверженность традициям, отцовская любовь к сыну, всепрощение и гуманизм.
  • В каких эпизодах они проявляются?
  • Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара?
  • Сформулируйте идею рассказа.

5. Подведение итогов урока.

Какова концепция гражданской войны в “Донских рассказах” М. Шолохова?

Заключительное слово учителя. Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.

Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.

6. Домашнее задание.

Письменно закончите предложение “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова - …”, раскрыв концепцию гражданской войны в ранних рассказах М. А. Шолохова.