Занятие по музыкальному развитию "Мелодии Севера" (подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Расширить представление детей о красоте родного края, музыкальной культуре народов Севера, их быте, фольклоре.

Задачи:

  • Формировать у детей музыкальную культуру, музыкально-эстетическое сознание;
  • Продолжать учить детей самостоятельно сочинять мелодии на заданный текст, побуждать к танцевальным импровизациям;
  • Развивать творческое воображение, фантазию, умение входить в образы животных, птиц, изображая из характер, повадки, мимикой, пластикой, различными танцевальными движениями;
  • Вовлекать детей в совместную творческую деятельность;
  • Реализовывать национально-региональный компонент в образовательном процессе.

Ход занятия

В оформлении зала использована северная тематика (Чум, “северное сияние” (изготовлено из новогодних гирлянд), костер, сугробы, деревья, фотографии о Севере).

Музыкальный руководитель (Хозяйка северного чума) одета в северный национальный костюм.

Дети заходят в зал. Их встречает хозяйка северного чума – хранительница домашнего очага.

Музыкальное приветствие на ненецком языке – Ани торова-здравствуйте (ответ детей).

-Я – хозяйка северного чума, хранительница домашнего очага приглашаю вас к себе в гости. Проходите, рассаживайтесь, погрейтесь у костра.

Хозяйка:

Север крайний, Север дальний,
И веселый, и печальный,
Скромный, гордый и степенный,
Мой Ямал необыкновенный.

-Ребята, я пригласила вас к себе в гости, чтобы побольше рассказать о мелодиях Севера. Но мелодии Севера – это не только музыка, но и красота природы, ночного неба, родного края, красота души человеческой.

Послушайте северную песню в исполнении Гавриила Лагея “Гонки на оленях”. Внимательно слушайте, и попробуйте представить, о чем он поет.

Слушание: Гавриил Лагей “Гонки на оленях”

-Ребята, расскажите мне, что вы представили, слушая эту песню (ответы детей).

Хозяйка: Посмотрите, как фотограф на своих фотографиях запечатлел эти мгновения.

Поставить мольберт с фотографиями.

Оленья упряжка по тундре летит,
Свежий морозец лицо холодит,
Хозяин оленей на нартах сидит,
С охоты он едет, он очень спешит.

-Ребята, послушаем песню еще раз, и попробуем в танце передать образ бегущих оленей, птиц.

Дети выполняют под музыку импровизационные движения.

-Молодцы, ребята, у вас хорошо получилось. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: “У оленя дом большой”.

Игра “У оленя дом большой”.

-Замечательно, садитесь.

Звоню в колокольчик.

Колокольчики висят, колокольчики звенят,
Динь-дон, динь-дон, слышен их веселый звон.

-Ребята, а как звучит слово “колокольчик” на ненецком языке?

(Сеньгакоця).

-Сейчас мы будем петь распевку на русском и ненецком языке. Вы услышите, на сколько красив ненецкий язык, как он музыкален. После нашей распевки ваши голоса будут звенеть, как этот колокольчик.

Распевка: “Колокольчик”. (Приложение 1)

Хозяйка: Мелодия – это не только звучание нашего голоса и музыкальных инструментов. Вокруг звучит вся природа. Как же она звучит? (тихий шелест листьев, нежное журчание ручейка, звонкие трели птиц, грозное грохотание грома, дробь дождя, веселая песенка капели).

-Сейчас мы споем песню о том, какое же оно, наше северное лето.

Песня “Северное лето”. (Приложение 2)

Хозяйка: Красота нашего северного края вдохновляет на творчество композиторов, художников, поэтов. Сегодня я хочу поблагодарить всех вас и ваших родителей за прекрасные стихи, которые вы сочинили о нашем крае. (Дети читают стихи, сочинённые вместе с родителями).

Сейчас я предлагаю вам сочинить мелодию на стихи. (Предлагаю одно из стихотворений, сочинённых детьми. Читаю стихотворение).

-А теперь давайте повторим все вместе.

Мой любимый Муравленко,
Я здесь родилась,
И игривые олешки
Весело катают нас.

Дети сочиняют свои мелодии.

Хозяйка: Ребята, все стихи, которые вы сочинили и сочините, будут храниться в нашем красивом альбоме: “Любимый Север”. Я жду ваших новых стихов.

-О нашем городе написано немало красивых песен. Одну из них мы с вами сейчас споём.

Исполняется “Песня о Муравленко”. (Приложение №3)

Хозяйка: Ой, ребята, как быстро и незаметно летит время. Вот и солнышко уже скрылось за моим чумом.

“Включается” “Северное сияние”.

-И вдруг небо заиграло, засверкало разноцветными огнями. Такое чудо можно увидеть только на Севере. Что же это? (Ответ детей).

Хозяйка: Правильно. Северное сияние – это разноцветная музыка неба. И от этой прекрасной мелодии родился северный танец.

Исполняется северный танец.

-А мы будем танцевать вместе с ребятами.

Танец по показу педагога.

Вот потому мы любим Север, что здесь живут горячие сердца,

Кто Север знает, и в него кто верит,

Тот верен ему будет до конца!

Музыка звучит, - и вот, заводим северный наш хоровод!

Исполняется “Северный хоровод”. (Приложение №4)

Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север свой!

-Ребята, как интересно прошла наша с вами встреча. Вам понравилось?

-Закон Севера гласит: не отпускай своих гостей без угощения. Вот и я приготовила для вас вкусный, ароматный пирог с северной ягодой – брусникой, и напиток с богатой витаминами ягодой клюквой. Угощайтесь на здоровье!

-Берегите северную природу, животных, птиц, чтобы мелодии Севера звучали ярче и богаче.

-Ну, а я с вами прощаюсь. Лакамбой!- до свидания

Дети прощаются.

-А теперь садимся в оленью упряжку, и с ветерком отправляемся в группу.

Звучит мелодия “Увезу тебя я в тундру”.

Дети выходят из зала.