Использование активных форм обучения при изучении темы "Управление предприятием в современных условиях" в 10-м классе. Интегрированный урок по экономике и психологии

Разделы: Экономика


Цели урока:

  1. Определить индивидуально-психологические способности менеджера.
  2. Выявить организаторские способности. Овладеть ораторским искусством, научиться убеждать в своей правоте.
  3. Научить самоанализу, дать оценку своей пригодности к избираемой профессии.

Оборудование урока:

Листы бумаги, карандаш, карточки с заданиями для групп, тесты, таблица.

Ход урока.

1.Орг.момент.

Проверить готовность класса к уроку, объявление целей урока, постановка задач.

2. Повторить определения:

а) что такое менеджмент;
б) кто такой менеджер;
в) кто такой предприниматель.

3. Вступительное слово.

Учитель экономики:

Менеджмент опирается на социально-психологические исследования, практику регулирования управленческих процессов и деловых игр, а также на конкретный опыт. Использование индивидуальных устремлений и наклонностей каждого работника для решения задач стоящих перед организацией в целом,- вот критерии, по которым оценивается эффективность организации труда.

Школьный психолог:

Современный менеджмент предполагает наличие у менеджера индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих эффективное управление трудовой деятельностью коллектива.

Учитель экономики:

Игра “Менеджер ли я”

Игра проводится со всем классом. В течение 5-10 минут участники записывают на листе бумаги в двух колонках, какие качества должен иметь человек, выбирающий себе профессию менеджера, и какие качества ему мешают (9-10 пунктов).

После этого надо определить степень важности каждого из качеств. Для этого их нужно разбить по номерам, присваивая наиболее важному качеству номер 1, и т.д. Также следует поступить и с отрицательными качествами.

Затем эти листы сдаются учителю.

Психолог раздаёт всем участникам новые листы, где определение необходимых качеств для менеджера проведено профессионалами в этой области (Приложение № 1). Учащиеся могут сравнить свой взгляд на проблему с профессиональным. Затем уже в этих листах они должны оценить ранг данных качеств, проставив порядковые номера.

После этого листы сдаются. Данные по обоим заданиям обрабатываются. Их результаты обсуждаются в классе. Психолог вместе с учащимися делает вывод: чтобы обеспечить эффективное управление трудовой деятельности менеджер должен:

Уметь:

  • ставить перед собой четкие цели;
  • предвидеть события;
  • управлять собой;
  • влиять на окружающих.

Знать:

  • социальные и экономические законы развития;
  • особенность социальной обстановки;
  • принципы эффективного управления;
  • методы активизации трудовой деятельности.

Обладать:

  • способностью быть лидером;
  • высокой нравственностью;
  • сознанием социальной значимости;
  • физическим здоровьем.

Психологи утверждают, что положительный результат деятельности коллектива считается обеспеченным, если менеджер проявляет себя:

  • реалистом – объективно оценивает окружающую действительность, имеет свою точку зрения по фактам и событиям;
  • неравнодушным – не проходит мимо фактов, оказывающих влияние на результаты;
  • способным к самореализации, самоконтролю – умеет организовывать деятельность, демонстрирует эмоциональную сдержанность и выдержку;
  • жизнерадостным – имеет всегда хорошее, ровное настроение, словом и делом положительно влияет на окружающих;
  • целеустремленным – понимает общие задачи и видит пути их решения;
  • внимательным к людям – умеет слушать и ценить мнения других, замечать перемены в настроении каждого члена коллектива;
  • требовательным к себе и подчиненным – не допускает сознательного нарушения установленных правил и требует их выполнения от других;
  • справедливым – воздерживается от проявлений симпатий и антипатий к сотрудникам и партнерам.

Игра “Незаконченное предложение”.

Управлять это значит ...

(продолжить предложение предлагаемыми вариантами: руководить, вести за собой, быть лидером)

Давайте посмотрим, обладаете ли вы этим качеством. Узнаем кто из вас ведущий, а кто ведомый. Тест “Кто вы ведущий или ведомый?” (Приложение № 2)

Подведение итогов теста.

Продолжим познавать себя. Мелодия вашего поведения – психогеометрический тест.

Посмотрите на пять фигур:

Рисунок 1.

На листе бумаги нарисуйте ту фигуру, которая вас привлекает в первую очередь, затем проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения.

Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место это – ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым, будет представлять для вас наибольшие трудности (Приложение №3).

По итогам двух проведенных тестов выявлены лидеры (это ведущие треугольники).

Чтобы убедиться в точности определений проведем еще небольшую игру.

Игра “Идея”.

Цель: выявить организаторские способности, овладеть ораторским искусством, научиться убеждать в своей правоте.

В игре участвуют лидеры, т.е. 4-5 человек. Учитель экономики объявляет задание: каждый из вас является руководителем фирмы, партии, института, страны и т.п. (это они определяют сами). Каждый из вас должен выдвинуть свою “идею”, возможно, самую фантастическую, и привлечь как можно больше сторонников этой идеи. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Формы агитации могут быть самые разнообразные: лекция, презентация, наглядная агитация, реклама, индивидуальная беседа.

Пока руководители готовятся, учитель экономики проводит беседу с остальными из цикла “ Это интересно”.

В книге “Секреты бизнеса для всех” Мак Кормак приводит “десять причин пробуксовки карьеры” сотрудника, на которого фирме трудно рассчитывать:

  1. Незнание того, для чего вас взяли на работу;
  2. Слишком медленное исполнение;
  3. Игнорирование “принципа Питера” (продвигаясь вверх, любой работник, в конце концов, достигает уровня своей некомпетентности);
  4. Пренебрежение корпоративной культурой (“вы же не будете ходить в свитере, когда все вокруг ходят в белых рубашках”);
  5. Желание нравиться всем и каждому. (“Решения должны диктоваться ситуациями, а не симпатиями и личными чувствами”);
  6. Неумение защитить себя при появлении нового босса;
  7. Разбалтывание своих сокровенных мыслей;
  8. Непоследовательное поведение;
  9. Перекладывание вины на других;
  10. Требование от сотрудников того, чего не делаете сами.

В той же книге приведены характерные признаки семи наиболее опасных для фирмы работников:

  1. Готовый для начальника на все (он обещает то, что вы, по его мнению, хотите от него услышать, однако не в состоянии выполнить обещанного);
  2. Всезнайка (для него не существует ничего нового);
  3. Соглашатель (соглашается со всем подряд, а по сему его поддержка ровным счетом ничего не значит);
  4. Доверенное лицо (везде сует свой нос и много говорит, его любимое занятие – сплетни, он не умеет хранить тайны);
  5. Одержимый (всегда при деле, даже если ничего не делает);
  6. Предусмотрительный неумелец (становится беспомощным, когда это удобно ему и совсем неудобно вам);
  7. Красноречивый неумелец.

При наличии времени можно предложить разобраться в производственных ситуациях.

Ситуация 1.

Вы получили одновременно два срочных задания от вашего непосредственного и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу. Как вы поступите? Возможные варианты ответов:

  1. В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.
  2. Сначала буду выполнять задание наиболее важное на мой взгляд.
  3. Сначала выполню задание вышестоящего начальника.
  4. Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.

Ситуация 2.

В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет. Как вы поступите в данном случае?

  1. Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.
  2. Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением “сократить” эту единицу.
  3. Предложу обсудить эту ситуацию в коллективе и решить, как поступить с этим человеком.
  4. Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.

Предоставляется слово выбранным руководителям, которые привлекают своей идеей как можно больше сторонников.

В результате класс делится на группы (по числу руководителей);

Подводятся итоги урока:

  • Какими качествами должен обладать менеджер?
  • Чем он отличается от предпринимателя?

Каждая группа получает домашнее задание:

  • Подготовить сообщение
    • об ассоциациях и клубах промышленников;
    • купеческих гильдиях начала 20 века.
  • Провести социологический опрос населения на тему: “Репутация производителей”
    • товаров;
    • – услуг.

Примерный перечень вопросов к пункту 2:

  • какие предприятия выпускающие товары (оказывающие услуги) находятся у нас в Шатках.
  • Какое из этих предприятий вызывает у вас доверие.
  • Чем привлекает вас данное предприятие (качество, цена и т.д.)
  • Какие из предприятий у вас вызывают негативное отношение.

Информацию обработать и предоставить в виде диаграммы.

Список литературы

  1. Акимов В.В., Мерзляков В.Ф., Огай К.А. “Основы экономических знаний”; Москва “Просвещение” 1996г.
  2. Романова И.И. “Экономическая игротека”, Москва “Финансы и статистика” 1994г.
  3. Рогов Е.И. “Настольная книга практического психолога в образовании”, Москва “Владс” 1996г.
  4. Черняк В.З. “Введение в предпринимательство” 10-11 класс, Вита Пресс 2001г.
  5. “Энциклопедия психологических тестов”, составитель Касьянов С., издательство “Эксмо”, 2003г.