Методические технологии формирования здорового и безопасного образа жизни ребенка

Разделы: ОБЖ, Работа с дошкольниками


Программное содержание: Научить детей правилам безопасности на улице, если “чужой” пришел в дом, рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей как действовать в таких ситуациях.

Материал: Иллюстрации по данной теме и из рассматриваемых сказок.

Методика: Занятия проходит в форме беседы-диалога с элементами обсуждения.

Ход занятия

I. В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.

А преступник – гадости,
Чтоб ребенка усыпить,
Фанту даст ему попить,
В очень вкусные конфетки
Суннит сонные таблетки.
Принесет наклеек пачку
И отравленную жвачку.
Надо помнить: такая еда
Принесет вам немало вреда!

Сейчас мы рассмотрим опасности, которые могут подстерегать нас возле дома и на улице.

Итак, первая ситуация:

1. Если ты потерял родителей в незнакомом месте (рынок, новый город, магазин), твои действия? (Выслушиваются мнения детей).

Из всего вами сказанного выводим правила: стой там, где потерялся, если родителей долго нет, обратись за помощью к милиционеру, продавцу, к дежурному.

2. Ты гуляешь на улице, к тебе подходит добрый и ласковый мужчина, предлагает сладости и зовет покататься на автомобиле. Твои действия? (Мнения детей).

Выводим правила:

  1. идя на улицу ставь родителей в известность, где будешь играть;
  2. ели уже стемнело, лучше вернуться домой;
  3. не принимай от незнакомых взрослых угощенья;
  4. никогда не разговаривай на улице с пьяными и незнакомыми людьми;
  5. не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, пустырь или другие безлюдные места.

3. Ситуация: ты возвращаешься домой по темному переулку или лесу и почувствовал, что кто-то бежит за тобой. Что предпримем? (Мнения детей).

А теперь подытожим:

  1. не оглядываясь, беги в людное место: к магазину, к автобусной остановке, к родителям;
  2. если он применяет силу – сопротивляйся, кричи, зови на помощь: “Помогите, меня уводит незнакомый человек!”
  3. на вопросы и просьбы незнакомого, отвечай “Нет!”.

4. Cитуация: если ребята постарше тебя, подростки, зовут и уговаривают пойти с ними поиграть в подвале, чужом подъезде или просят деньги. Твои действия? (Мнения детей).

Выводим правила:

  1. со старшими ребятами лучше не общаться, для игр есть сверстники;
  2. если будут упорно звать, не обращая внимания на твои отказы, сошлись на головную боль или на то, что проголодался и бегом домой;
  3. если просят деньги и при этом угрожают, отдай, но, придя домой, обязательно расскажи родителям.
  4. умейте сказать “Нет!” приятелю, который пытается вовлечь вас в опасную ситуацию – залезть на крышу, пойти одним в лес.

II. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Сказочные герои”. Правило игры: педагог показывает иллюстрации с изображением героев сказок: “Буратино”, “Кот, петух и лиса”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Сказка о спящей царевне”, “Волк и семеро козлят”, “Дудочка и кувшинчик”, “Колобок”; а дети должны сказать, какое из правил нарушили герои, и как нужно было им поступить, чтобы не попасть в сложные ситуации.

III. Подвести итог занятия:

Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет.
Отвечайте твердо: “Нет!”
Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет
Отвечайте твердо: “Нет!”

Затем предлагается провести тренинг.

Тренинг

В нем отрабатывается защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Чрезвычайно важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих,

Вначале педагог просит позвать на помощь, как это делал петушок в сказке:

Несет меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы…
Кот и дрозд спасите меня!

Разыгрывается сценка, где один из детей изображает лису, а другой – петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь.

В следующем сюжете тренинга предлагается вообразить ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Пусть дети попарно изображают “чужого человека” и “ребенка”, которого похищают и насильно желают посадить в машину. Важно чтобы в роли “похищенного” побывал каждый ребенок. Закончите ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых.

Предложите детям подумать о других способах защиты: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т. д.

Интеллектуальная телевикторина “Турнир эрудитов”

Программное содержание: Закрепить понятие ОБЖ; сформировать умение действовать правильно в экстремальных ситуациях. Обобщить знания о правилах техники безопасности в быту на улице. Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями. Воспитывать уверенность в своих силах.

Материал: Телевизор с магнитофоном, аудиокассета с музыкой, кассета на которой записаны вопросы сказочных животных. Волшебный ящик, в котором лежит 3 мешочка с изображением: утюг, фен, игрушечная газовая плита, спички, нож и ножницы. Мнемотаблицы и дорожные знаки; карточки с номерами телефонов службы спасения в 2-х экземплярах; карточки с изображением органов человека: легкие, сердце, глаз, ухо, мозг, пищевод, ноги, руки и т.д. План-схема здания детского сада в 3-х экземплярах. Цветы на всех гостей, пришедших на занятие. Эмблемы 3-х команд. Вопросы для зрителей. Цветные ценники для отметки балла.

Ход игры

Вопросы для блиц опроса

  1. Можно ли вы ходить из автобуса, если двери закрываются?
  2. Мальчик с любопытством рассматривает улицу, выглядывает в открытое окно автобуса и машет рукой проезжающему мимо транспорту. Правильно ли он поступает?
  3. Можно ли играть на проезжей части улицы?
  4. Почему человек заболевает?
  5. Как отличить больного человека от здорового?
  6. Какие существуют правила обращения с лекарствами?
  7. Подъехала красивая машина. Незнакомец предлагает вам сесть в нее и показать дорогу к магазину. Что вы сделаете?
  8. Какие правила необходимо соблюдать, выходя на улицу?
  9. Что делать, если ты потерялся?
  10. Назовите причины возникновения пожаров и методы их избежания?
  11. Каковы правила поведения при пожаре?
  12. Если в квартире возник пожар, к какой службе спасения ты обратишься, выйдя из дома?
  13. Почему важно беречь и охранять природу?
  14. Какие правила поведения в лесу, на реке вы знаете?