Урок русского языка в 3-м классе (1–4). Урок — заседание клуба "Любителей русского языка" с элементами театрализации

Разделы: Начальная школа


На доске эпиграф: “ Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам”.

Цели:

  • образовательные:

обобщить знания учащихся по теме “Имя существительное”;

повторить ранее изученный материал.

  • воспитательные:

воспитывать доброту, отзывчивость, взаимопомощь, умение работать в парах.

  • развивающие:

развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.

Оборудование: костюмы для детей, видеомагнитофон, кассеты, компьютер, малая наглядность, мячик.

Ход урока.

1. Оргмомент.

(Дети под песню “Если добрый ты” входят в класс в костюмах сказочных героев )

- Здравствуйте, дорогие друзья! Тихо сели девочки, тихо сели мальчики. Сегодня вы собрались из разных сказок на заседание клуба “Любителей русского языка”. Русский язык велик и могуч, хотя это один из самых сложных языков в мире. А что же вы мне можете сказать о русском языке? Об этом желает рассказать представительница русской народной сказки.

Василиса Премудрая: “Наш родной язык – русский. По мнению М.В. Ломоносова , нашему языку присущи “великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского”. А.С. Пушкин считал, что язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими языками. Знать свой язык обязан каждый человек”.

-На сегодняшнем заседании мы будем говорить о двух вещах. Во- первых, об одном из самых лучших человеческих качеств - о доброте, ну а ещё о чём, вы мне сейчас ответите сами, если будете внимательны. Скажите, пожалуйста, слово “доброта”- что это за часть речи?

( Что? Доброта- имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, ж. р. Ед. ч.)

- Так о чём же мы с вами будем говорить?

(об имени существительном. )

- Правильно, о части речи, которая называется- имя существительное. Мы обобщим наши знания по этой теме и повторим ранее изученные орфограммы

Давайте откроем тетради и запишем дату нашей сегодняшней встречи. Но вначале, сделаем разминку для пальцев.

Дети открывают тетради и говорят:

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь”.

2. Минутка чистописания.

-Скажите, на какую букву начинается слово “доброта”?

( запись букв: Дд, характеристика звуков).

-А теперь давайте каждый представится.

Дети:

а).

Я, ребята, всех добрей,
И лечу больных зверей.
И недавно бегемота
Вытащил я из болота.
Всем известен, знаменит
Я, ребята- Айболит.

б).

Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка, чуть больше лепестка.
В ореховой скорлупке та девочка спала,
И больную ласточку от гибели спасла.

в).

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.

г).

Очень многое я знаю.
Книги, мудрость- мои друзья
Но все чаще замечаю
Учение-свет, а неученых-тьма.

д).

И на мачеху стирала,
И горох перебирала,
По ночам при свечке,
А спала у печки.

е).

У сестрицы братец непослушный был
И воды напиться все ее просил.
Из копытца все же он воды напился
И козленком глупым, вмиг оборотился.

( На доске запись: Айболит, Дюймовочка, Красная Шапочка, Василиса Премудрая, Золушка, Сестрица Аленушка.)

-Что это за слова? (имена собственные)

Какое правило вспомнили?

Дети:

“Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда”.

3. Работа над предложением.

а) Доброе дело и в воде не тонет.

б) Доброго человека дела славят.

( Синтаксический разбор предложений. Работа по группам. )

4. Разбор слова “доброта”.

Первая группа- фонетический.

Вторая группа – разбор слова по составу.

5. Словарная работа.

- Слово предоставляется Айболиту.

Он загадает вам загадки.

а) В гору бегом, с горы кувырком.

(заяц)

б) Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

(петух)

в) Кто в берлоге зимой лапу сосет?

(медведь)

г) Хвост колечком, спит под крылечком .

(собака)

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

- А теперь давайте немного отдохнем и потанцуем вместе с Золушкой.

(выполняются танцевальные движения под песню “Добрый Жук”, исполняет песню ученица, исполняющая роль Золушки.)

6. Зрительный диктант.

-Предлагаю вам поиграть в игру “День и ночь”. Когда я произношу слово “день”- вы читаете предложение, когда я скажу “ночь”, вы закрываете глаза, а затем записываете данное предложение в свою тетрадь, выделяя все изученные орфограммы.

а) Доброта спасет мир.

б) Жизнь дана на добрые дела.

в) Ребята помогают пожилым людям.

7. Музыкальный диктант.

- Уважаемые любители русского языка, я предлагаю вам следующее задание.

Вы внимательно слушаете песню “Дорогою добра” и находите имена существительные в единственном и множественном числе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ РУК

8. Видеодиктант.

Все вы любите мультфильмы. Сейчас вы смотрите отрывок из мультфильма, и находите имена существительные мужского, женского и среднего рода.

9.Диктант “Барабашка”.

У Коли жила собака Бобик. Но вот животное заболело. Коля лечит друга.

10. Игра “Ты – мне, я – тебе”.

- Вспомните, какие слова называются синонимами? Назовите синонимы слова “доброта”, передавая мячик друг другу.

Доброта – чуткость, добродушие, добросердечность, отзывчивость, кротость.

11. Минутка общения (работа в парах по перфокартам.)

12. Аукцион знаний.

- А теперь аукцион
Подведет итоги он
Тот, кто больше знает
Тот 5 получает

(Дети обобщают знания об имени существительном)

13. Итог урока.

- Итак, наше заседание подходит к концу. О чем мы сегодня говорили? Что такое доброта?

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть добрыми?

А в заключении я предлагаю вам исполнить песню об имени существительном.

 Имя существительное (на мотив песни “В траве сидел кузнечик”).

1. Ну очень удивительное имя существительное
Нам трудно будет без него, когда вдруг пропадет оно

Припев:

Представьте себе, представьте себе
Представьте только это.
Не сможем прожить, ну просто нельзя
На свете без предметов.

2. Предметы и явления оно обозначает,
И на вопросы “кто?” и “ что?” всегда нам отвечает.

14. Д/з: написать мини-сочинение на тему: “ Доброта”.

Литература:

1. В. А. Шукейло. Русский язык в начальных классах. Санкт – Петербург СТИО - Пресс 1999 г.

2. Н. М. Бетенькова. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. Москва “Просвещение” 1995 г.

3. С. В. Савинова Е. Е. Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе. “Учитель”. Волгоград 2000 г.