Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Знакомство с цифрами (конспекты по математике с детьми старшего дошкольного возраста). Из опыта работы

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие 1

Цель. Познакомить детей с цифрами 1, 2; развести понятие числа и цифры, уточнить понятие пары и уметь ориентироваться на листе.

Демонстрационный материал: шаблоны ромашек и бабочек, фигурки персонажей Буратино и Мальвины для фланелеграфа, цифры.

Раздаточный материал: пластилин, косточки (круги – геометрические фигуры), карты для выкладывания цифр, пеналы с геометрическими фигурами и цифрами, лист бумаги прямоугольной формы.

Содержание занятия. Предлагаю детям отправиться в путешествие по стране “Циферия”, взяв с собой в спутники Мальвину и Буратино, которые помогут познакомиться с цифрами, геометрическими понятиями, разгадывать загадки, решать логические задачи. Затем включаю фрагмент из сказки, который помогает всем перенестись в летний сказочный лес на лесную летнюю полянку, усыпанную цветами. Сказочные персонажи восхищаются полянкой, собирают и считают цветы.

Дети знакомятся с понятием “цифра”, находят карточку с цифрой “1”, показывают ее и кладут слева на картах. Затем дети “прописывают” цифру “1” в воздухе и лепят ее из пластилина. Хором заучиваем: “Вот один иль единица – очень тонкая как спица”. На что похожа цифра “1”?/Спица, крючок и т.д./. Мальвина срывает еще цветок. “Сколько всего ромашек нашла Мальвина? /2/. Их стало больше или меньше? На сколько цветов стало больше? / на 1/. Число “2” больше числа “1” или нет?” Дети находят цифру “2” и кладут на картах справа от цифры “1”. На что похожа цифра “2”?/На гусенка, утку т.д./. Дети в воздухе “пишут” цифру “2”, лепят ее из пластилина. Далее заучиваем хором:

А вот это цифра два,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Упражнения на ковре.

Счет на пальцах. Показать на каждой руке по одному пальцу. Сколько всего получилось пальцев? /Два/. Сколько раз по одному вы взяли? /2 раза/. Вывод: если взять два раза по одному, то получится два. Как вы строитесь, когда идете на прогулку? /Парами/. Сколько в паре детей? /2/. Значит, пара – это сколько? /2/.

Сделать пару хлопков.
Подпрыгнуть пару раз.
Присесть два раза.

Итак, гуляя по полянке, дети нашли две ромашки. А как можно сказать по-другому? Сколько ромашек они нашли? /Пару ромашек/. Где вы еще слышали слово “пара”? /Строимся парами на прогулку, пара варежек, пара ботинок и т.д./. А что у нас есть по паре? /Пара глаз, рук, ног, ушей, плеч/. Воспитатель обращает внимание детей на порхающих бабочек над цветами и спрашивает, как можно узнать, всем ли бабочкам хватит цветов? Сколько бабочек летит? /2/. Сколько ромашек на полянке? /2/. Как же можно сказать, сколько бабочек и ромашек? /Поровну/.

Далее предлагается детям на листе бумаги прямоугольной формы выложить разноцветный поясок из геометрических фигур для Мальвины: посередине – пару красных кругов, справа от них – пару синих квадратов, слева от кругов – пару зеленых треугольников, справа от синих квадратов – пару желтых треугольников, слева от зеленых треугольников – пару красных квадратов. /Рис. 1/

Красивый поясок у нас получился. Мальвине очень понравился узор на пояске.

Занятие 2

Цель. Познакомить детей с цифрой 3, с разными треугольниками, учить строить треугольники с помощью палочек, решать логические задачи на построение, вырезать разные треугольники из бумаги. Воспитывать усидчивость, внимание.

Демонстрационный материал: разные треугольники из картона, картина “Горы” /можно нарисовать мелом на доске/, цифры.

Раздаточный материал: шаблоны ромашек для фланелеграфа, счетные палочки, цветная бумага, цифры, соленое тесто.

Содержание занятия. В начале занятия с детьми закрепляются цифры “1” и “2”. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что Мальвина и Буратино нашли еще один цветок. Сколько теперь цветов нашли дети на полянке? Их стало больше или нет? На сколько цветов стало больше? Итак, число “3” больше числа “2” на сколько? /на 1/. Где должна стоять цифра “3”? Дети находят цифру “3” и кладут ее на своих картах справа от цифры “2”. На что похожа цифра “3”? /На ласточку, 2 крючка, 2 месяца дугой и т.д./. Дети в воздухе “прописывают” цифру “3”, затем лепят ее из соленого теста.

Заучиваем хором:

А за двойкой – посмотри:
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.

Далее с помощью геометрических фигур – кругов (орехи) дети выкладывают числовые фигуры. /Рис. 2/. Дети в группе вместе с Мальвиной ищут предметы по три, помогают Буратино отгадать загадку и выкладывают отгадку у себя на столах из разного количества палочек.

Три вершинки,
Три угла,
Три сторонки –
Вот и я.

Затем рассказываю, как появился треугольник, показывая картину /Сопки, горы/. А на что они похожи? /На треугольники/. Как называется самая высокая точка на горах? /Вершина/. (Приложить треугольник на рисунок и спросить, как называются такие точки у треугольника, если они есть. Затем обвалакиваю плоскость горы треугольниками, “вынимаю” из плоскости один треугольник и по-разному прикладываю его к рисунку). Ученые-геометры по-разному прикладывая треугольники, сели и стали спорить, где же вершина у треугольника, а потом решили: поскольку треугольник можно поставить как угодно (показываю плоскостную фигуру), так и решили назвать: основание треугольника, стороны и вершины. (Все показываю).

Упражнения.

С помощью счетных палочек построить самый маленький треугольник, какой только можно построить из палочек. Сколько палочек будет составлять одну сторону? Можно ли построить больший треугольник с равными сторонами? Чем похожи эти треугольники? Чем отличаются? Каким будет следующий треугольник? Дети строят возрастающий ряд треугольников из палочек. Подвести детей к выводу: чем больше сторона, тем больше треугольник. /Рис.3/.

Вопросы.

Можно ли построить треугольник меньше самого маленького? / Сломать палочки или взять спички/. Можно ли построить треугольник больше самого большого? Какой будет его сторона? /Детям надо объединиться/. Как построить треугольник из 5 палочек?

В конце занятия вырезать различные треугольники из бумаги. Разобрать прямые и острые углы на примере сложенного листа, найти такие углы в группе.

Сегодня мы помогли Буратино отгадать загадку и узнали, что треугольники бывают разные.

Занятие 3

Цель. Закрепить знание цифр 1, 2, 3; формировать умение выкладывать с помощью счетных

палочек цифры, познакомить с цифрой 4; развивать умение считать парами на пальцах или с помощью косточек; закрепить умение украшать салфетку квадратной формы ромашками из семян, выделяя углы. Воспитывать аккуратность в работе.

Демонстрационный материал: шаблоны ромашек для фланелеграфа, цифры.

Раздаточный материал: косточки, счетные палочки, лист бумаги квадратной формы для салфетки, арбузные семечки, клей.

Содержание занятия. Буратино и Мальвина бегают по лесной полянке и продолжают собирать цветы,а пока они собирают цветы, предлагаю детям вспомнить стихи про цифры, с которыми познакомились на предыдущих занятиях и выложить эти цифры из палочек под ритм стихов.

Дети бегали по полянке и считали цветы. Один, два, три, а вот еще цветок распустился. Сколько теперь стало цветов? /4/. А число четыре – это больше или меньше трех? На сколько? /на 1/. Значит следующее число на единицу больше и поэтому оно стоит после трех. Дети находят у себя цифру “4” и кладут ее на своих картах справа от цифры “3”. На что похожа цифра “4”? /Стул перевернутый, согнутый локоть и т.д./.Дети в воздухе “прописывают” цифру “4”, затем выкладывают ее из палочек. Заучиваем хором:

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

Упражнения.

Счет на пальцах: показать пару пальцев. Затем показать на каждой руке по паре пальцев. Сколько раз по два вы показали? /2 раза/. И сколько всего пальцев получилось? /4/. Значит, чтобы получить число четыре, сколько раз по два надо взять? /2 раза/.

С помощью косточек расположить четыре цветка (1 косточка – 1 цветок) в разных вариантах (один у доски, все у себя на столах выкладывают числовые фигуры). /Рис. 4/.

Показать на двух руках число “4” в разных вариантах: 2,2; 3,1. А теперь покажите число “4” на трех руках: 1, 2, 1 ( для этого двое детей должны объединиться).

Мальвина предлагает украсить салфетку ромашками, выделяя углы (использовать семена). /Рис. 5/.

Занятие 4

Цель. Расширить знания детей о геометрической фигуре “квадрат”, научить вырезать квадрат из прямоугольного листа бумаги, развивать умение складывать квадрат в разных направлениях. Учить экспериментировать, делать самостоятельно выводы. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность в работе.

Демонстрационный материал: квадраты разной величины.

Раздаточный материал: счетные палочки, лист бумаги прямоугольной формы.

Содержание занятия. Закрепляю состав числа “4” на пальцах и предлагаю детям помочь Буратино отгадать еще одну загадку:

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… /Квадрат/

Уточнить с детьми: сколько вершин, углов и сторон в квадрате. В группе найти все предметы по четыре /можно заранее расставить игрушки группами/.

Упражнения.

Из палочек построить убыващий ряд квадратов по размеру. Сторона большого квадрата равна трем палочкам. Подвести детей к выводу: чем больше сторона квадрата, тем больше квадрат и наоборот. Чем больше фигура, тем больше надо палочек для ее построения. /Рис.6/.

Вопросы.

Можно ли построить квадрат со стороной 3 палочки из 9 палочек; а треугольник? Сколько палочек идет на каждую сторону квадрата (треугольника), если всего используется 8 (6) палочек?

Мальвина предлагает сделать квадрат из листа бумаги прямоугольной формы..

Работа с квадратом.

Показать левую, правую, нижнюю, верхнюю стороны квадрата.

Какая сторона у квадрата больше: левая или правая, нижняя или верхняя?

Путем складывания и совмещения сторон дети узнают, что эти стороны одинаковой длины. Затем также путем совмещения сторон доказываем, что нижняя и правая, левая и верхняя стороны также равны между собой. А чтобы доказать, что все четыре стороны равны, необходимо сложить полученный треугольник еще раз. При этом все стороны совпадут, следовательно, все четыре стороны квадрата равны между собой.

Занятие 5

Цель. Продолжить работу с квадратом, делая из него игру “Танграм” и выкладывая силуэты из получившихся фигур. Учить экспериментировать, делать самостоятельно выводы. Развивать воображение, логическое мышление.

Раздаточный материал. Листы бумаги прямоугольной формы.

Содержание занятия. Напоминаю детям, что на прошлом занятии они научились делать квадрат из прямоугольного листа бумаги и доказали, что все стороны в квадрате равны. Обращаю внимание на углы. Какой же угол больше? Сначала дети совмещают попарно углы и доказывают, что они равны. Затем доказывают, что все четыре угла в квадрате равны между собой путем наложения углов друг на друга. Для этого складывают получившийся прямоугольник пополам. Вывод: в квадрате все стороны и углы равны.

Работа с квадратом.

Совместить два противоположных угла квадрата. Получили два треугольника. Разрезать по диагонали (по линии сгиба).

Один большой треугольник сложить пополам. Разрезать по линии сгиба. Получили еще два треугольника меньшего размера.

Найти середину левой стороны большого треугольника и к ней приложить правую сторону, развернуть.

Найти середину длинной стороны большого треугольника. Прямой угол приложить к середине длинной стороны треугольника. Левый угол также приложить к середине. Все развернуть и разрезать. В результате всех действий с квадратом получилось: пять треугольников, квадрат, ромб. Получили игру “Танграм”. Из получившихся геометрических фигур составить силуэт зайца. /Рис.7/.

Занятие 6

Цель. Расширить знания детей о геометрической фигуре “Четырехугольник”, упражнять в умении отличать квадрат от прямоугольника. Учить экспериментировать, делать выводы. Развивать воображение, логическое мышление.

Раздаточный материал: ? солнышка, разные четырехугольники из картона, счетные палочки.

Содержание занятия. Продолжаю знакомить детей с четырехугольником Сколько сторон у квадрата? Сколько вершин в квадрате? Какие стороны имеет квадрат: равные или нет? Как проверить? Какой угол в квадрате больше (меньше)? Как это можно узнать?Сколько углов в квадрате? Как можно еще назвать “квадрат”?

Предложить детям построиться в квадрат со стороной в 2 (3,5) человек.

Наши спутники Мальвина и Буратино предлагают детям построить из палочек отгадку на новую загадку: Четыре сторонки, четыре угла,

Четыре вершинки, вот и я! /Ответы детей/.

Да, и квадрат, и прямоугольник могут быть отгадкой. Почему? Чем отличается квадрат от прямоугольника? А что у них общего? Прямоугольник можно “встроить” в себя, для чего надо руки развести в стороны, ноги пошире, соединить пальцы на руках и ногах. /Рис.8/. На нашу отгадку еще можно достроить и ромб, и трапецию. Вот такая большая отгадка получилась. Дети на столах палочками выстраивают четырехугольники. Чем похожи все эти фигуры? Как одним словом можно назвать фигуру-отгадку? /Четырехугольники/.

Предлагаю поиграть в игру “В каких углах живет солнышко”. Дети объясняют Буратино, почему не в каждой фигуре “живет” солнышко, прикладывая ? часть солнышка к своим фигурам. /Каждый ребенок получает фигурку “1/4 часть солнышка” и разные четырехугольники/. Оказывается, что есть углы, в которых живет ровно четверть солнышка – это прямые углы. Но есть и другие углы, где не помещается четверть солнышка – это острые углы, которые меньше прямых. Есть и такие углы, где остается место в уголке – это тупые углы, которые больше прямых. Так, обследуя фигуры, подвести детей к выводу: в уголках геометрических фигур “квадрат” и “прямоугольник” живет четвертинка солнышка, следовательно в этих геометрических фигурах все углы прямые.

Занятие 7

Цель. Закрепить знания о цифрах “1-4”, познакомить с цифрой “5”, продолжать изучать состав чисел на пальцах, уметь выложить цифру “5” из проволоки. Развивать воображение.

Демонстрационный материал: ромашки для фланелеграфа, цифры.

Раздаточный материал: цифры, проволока, косточки или геометрические фигуры (круги), счетные палочки.

Содержание занятия. В начале занятия закрепить написание цифр на доске под ритм стихов. Дети бегали по полянке и радовались оету, теплому солнышку и считали распустившиеся цветы. Мальвина увидела еще цветок, он был таким красивым, что она залюбовалась им. Затем она позвала Буратино и попросила посчитать цветы. Сколько всего цветов нашли дети на лесной полянке? /5/. На сколько больше (меньше) стало цветов? /на 1 больше/. Дети находят у себя цифру “5” и показывают ее. На что похожа цифра “5”? /Крючок, серп/. Дети в воздухе “прописывают” цифру “5”, сгибают ее из проволоки. Заучиваем хором:

А теперь пошла плясать
По бумаге цифра пять,
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

На сколько предыдущее число меньше “5”. Далее объясняю, что число “5”самое замечательное число – две руки, две ноги и голова (всего пять), пятиконечная звезда – символ человека. /Рис. 9/.

Упражнения.

Показать на двух руках число “5”: 2 и 3, 1 и 4.

А теперь показать число “5” на трех руках: 2, 2, 1; 3, 1, 1.

Составить комбинации из пяти цветков (круги или косточки). Дети на столах выкладывают числовые фигуры. /Рис.10/.

Сделать два хлопка и три притопа. Сколько всего действий сделали?

Нарисовать на доске 5 разных геометрических фигур, а на столах составить из палочек. /Рис. 11/.

Занятия 8

Цель. Познакомить с цифрой “6”, закрепить счет до 6, продолжать изучать состав чисел, считать парами, умение выкладывать узор на листе бумаги треугольной формы из семян. Воспитывать внимание, аккуратность в работе.

Демонстрационный материал: ромашки для фланелеграфа, цифры.

Раздаточный материал: цифры, проволока, косточки, лист бумаги треугольной формы, семена арбуза (дыни, тыквы) и горох.

Содержание занятия. В прошлый раз вместе со своими спутниками вы научились считать до пяти, и познакомились с цифрой “5”. Мальвина и Буратино уже собрались идти домой, как у тропинки увидели еще одну ромаашку. Они обернулись и задумались: сколько же теперь будет цветов на полянке, если прибавить еще одну ромашку./6/. Дети показывают цифру “6”, находят ей место в числовом ряду, “прописывают” в воздухе цифру “6” и выкладывают ее из проволоки.

Заучиваем хором:

Эта цифра – акробатка, то шестерка, то девятка.

Упражнения.

В каждую руку взять по паре косточек. Сколько раз по два вы взяли? /Два раза/. Сколько всего получилось косточек? /4/. Значит, два раза по два получится? /4/.

На двух руках показать число “6” в разных вариантах: 4 и2; 5 и 1; 3 и 3. В каждую руку взять по три косточки. Сколько раз по три вы взяли? / Два раза/. Сколько всего получилось косточек? /6/. Подвести детей к выводу: чтобы получить число “6”, надо взять два раза по три .

Число “6” показать на трех руках в разных вариантах: 4, 1, 1; 3, 2, 1; 2, 2, 2.

Обратить внимание детей на варианте: 2,2,2. Сколько раз по два пальца вы взяли? /Три раза/. Сколько получилось всего? /6/. Вывод: если взять три раза по два, то получится число “6”.

Так подвести детей к таблице умножения, но упор на это не делать, т.е. детям не следует говорить, что это таблица умножения. Такие приемы даем только в подготовительной к школе группе. Таким образом, дети уже знают, что 2 х 2 = 4, 2 х 3 = 6, 3 х 2 = 6.

Составить из шести цветков (косточек) различные комбинации. /Рис.12/.

Из арбузных семян выложить узор для косыночки Мальвине на шаблоне треугольной формы: положить горошинку в центр треугольника и в каждый его угол. Далее в каждый угол к горошку приложить пару семечек (получился нераспустившийся цветок в каждом уголке), а в центре вокруг серединки-горошинки выложить цветочек, количество лепестков которого мы найдем, если возьмем три раза по две семечки. Теперь можно все наклеить. /Рис.13/.

Думаю, что узор для косыночки понравится Мальвине.

Занятие 9

Цель. Познакомить детей с порядковым счетом, закрепить счет в пределах семи. Развивать воображение, воспитывать внимание, усидчивость.

Демонстрационный материал: фигурки персонажей к сказке “Теремок” для фланелеграфа, фланелеграф.

Содержание занятия. Предлагаю вместе с Мальвиной и Буратино перенестись снова в лес на полянку, усыпанную цветами. Закрепить с детьми прямой и обратный счет в пределах шести.

Они так увлеклись цветами, что не заметили, как подошли к домику. Мальвина заглянула в домик, но в нем никого не было и они пошли дальше. За кустиком дети увидели зайчонка. Зайчонок какой? /Серенький, пушистый, трусливый и т.д./.Что Мальвина увидела первым? /Домик/. Значит домик какой по счету? /Первый/. А какой по счету зайчик? /Второй/. Неподалеку за ромашкой сидела мышка. Мальвина и Буратино пошли дальше и, подойдя к ручью, увидели лягушку. Мальвина залюбовалась прыгающей лягушкой, но вдруг затрещали сучья и появился медведь, но он был сказочный и дети не испугались его. Далее предлагаю расставить по порядку все, что увидели наши спутники. Что они увидели вначале? /Домик/. Каким он был по счету? /Первым/. Домик прикрепляет на фланелеграф. Кого увидели наши спутники следующего? /Зайчика/. Каким он был по счету? /Вторым/. Показываю силуэт зайца и ставлю его на фланелеграф справа от домика. После зайца кого они увидели? /Мышку/. Какая она была по счету? /Третья/. Ставлю фигурку мышки после зайца. Кого они еще видели? /Лягушку/. Какой она была по счету? /Четвертая/ Ставлю фигурку лягушки после мышки. И кого они увидели последним?/Медведя/. Каким он оказался по счету? /Пятым/. Знакомимся с порядковым счетом. Дети хором и индивидуально считают по порядку. А из какой сказки эти зверята? Сколько персонажей в сказке “Теремок”? /Шесть/. Кого же здесь не хватает? /Лисы и Волка/. Предлагаю поставить всех по порядку, как в сказке “Теремок” и посчитать. Один ребенок расставляет фигурки на фланелеграфе: домик, мышка, лягушка, заяц, медведь. Который по счету заяц? Которая по счету стоит мышка? Который по счету стоит домик? А где стоит лягушка? /Между мышкой и зайцем/. Где должна стоять лиса? /Между зайцем и волком/. Которая она по счету? Которым по счету должен стоять волк? На те места, где должны стоять лиса и волк, поставить условно оранжевый и серый прямоугольники и предложить детям посчитать по порядку от 1 до 7.

Занятие 10

Цель. Закрепить обратный счет, повторить состав чисел на пальцах, формировать умение составлять фигуры из палочек, развивать логическое мышление. Воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятию

Демонстрационный материал: ромашки для фланелеграфа, цифры.

Раздаточный материал: счетные палочки, цифры.

Содержание занятия. Мальвина заметила, как стали вянуть цветы. Завял один цветок. Сколько цветов осталось? /5/. Закрепить состав числа “5” на пальцах. Составить два треугольника из пяти палочек. Вот увял еще цветок. Цветов стало меньше или нет? На сколько их стало меньше? Сколько цветов осталось? Повторить состав числа “4” на пальцах. Составить цифру “4” из палочек. Составляем убывающий ряд чисел. Одновременно на каждую цифру повторяем стихотворные строчки и закрепляем обратный счет. Состав чисел повторяем на пальцах. Почему цветы завяли? Когда это происходит? Осень – это что? Сколько месяцев она длится? Сейчас какой месяц?

Упражнения.

Составить различные геометрические фигуры из 3-х, 4-х, 5-ти палочек.

Сколько треугольников можно построить из шести палочек? /2/. /Рис.14/.

Буратино предлагает построить два треугольника из пяти палочек. Почему он потратил меньше палочек? Вывод: один треугольник он пристроил к другому, у двух треугольников получилась общая сторона.

Итак, на полянке завяли все цветы, начала желтеть травка, а у нас получился убывающий ряд чисел: 6, 5, 4, 3, 2, 1, в котором каждое последующее число меньше предыдущего на 1. /Эту зависимость дети тоже должны увидеть сами/. Спрашиваю детей: “А числа могут разговаривать? О чем бы они говорили, если б они могли разговаривать?” Встретились два числа: “5” и “4”. О чем они могут разговаривать? Число “5” говорит числу “4”: “Я больше тебя на один и поэтому я иду впереди тебя”. А число “4” отвечает ему: “Я меньше тебя на один и поэтому я иду после тебя”. Эта игра проводится со всеми числами данного ряда. У нас убывающий ряд.

Занятие 11

Цель. Познакомить детей с цифрой “7”, закрепить состав числа “7” на пальцах, формировать умение составлять различные вариации из листьев. Развивать логическое мышление, воспитывать внимание.

Демонстрационный материал: шаблоны листьев для фланелграфа, цифры.

Раздаточный материал: счетные палочки, геометрические фигуры – овалы.

Содержание занятия. Итак, цветы на лесной полянке, где играли Мальвина и Буратино, все завяли, трава пожухла и даже не стало слышно щебетания птиц. Дети шли по опустевшей поляне и под ногами шуршала листва. Какое время года наступило? Вдруг подул ветерок и полетели пожелтевшие листочки с деревьев. Ветер кружил листья и они оседали на землю. Было так красиво, что наши спутники стояли и смотрели как завороженные. Как называется явление, когда падают листья? Листопад/. Вот на полянку упал один листик. С какого дерева он упал? /Дуба/. Вот опустился еще один листик. С какого дерева он слетел? Пишем цифры мелом на доске под ритм стихов до семи листиков. На что похожа цифра “7”? /Коса, кочерга/. Число “7” говорит об ориентации в пространстве. Человек – самый главный в мире. Человек – центр, точка отсчета и от него идут шесть ориентировок: впереди, сзади, слева, справа, сверху, снизу.

Дети в воздухе “прописывают” цифру “7”, вырезают цифру из бумаги и находят место в натуральном ряду чисел. Заучиваем хором:

Цифра 7! Цифра 7!
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу!

Вся полянка стала похожа на разноцветный ковер. Мальвина стала собирать красивые листочки и выкладывать на полянке различные узоры.

Упражнения.

Составить различные вариации из 7 листьев (овалов). /Рис. 15/.

Показать число “7” на двух руках: 5 и 2; 4 и 3,

Показать число “7” на трех руках: 3, 3 и 1; 3, 2 и 2; 5, 1 и 1; 4, 2 и 1.

Как построить два квадрата из 8 палочек? А Буратино предлагает построить два квадрата из 7 палочек. Как расположить эти квадраты?

Сколько надо палочек, чтобы построить три маленьких треугольника? /9/. А вот Буратино предлагает построить три треугольника из семи палочек.

Дети строят треугольники и приходят к выводу, что одну и ту же фигуру можно построить по-разному и она может занимать различные положения. /Рис.16/.

Закрепить счет до семи и обратно.

Занятие 12

Цель. Познакомить с цифрой “8”, закрепить счет парами, располагать узор на листе, выделяя углы. Развивать воображение. Воспитывать внимание, аккуратность в работе.

Демонстрационный материал: шаблоны листьев для фланелеграфа, цифры.

Раздаточный материал: косточки, цветная бумага, ножницы, клей, лист бумаги прямоугольной формы, шаблоны квадрата и треугольника для составления узоров из семян, семечки арбуза (тыквы, дыни), фломастеры.

Содержание занятия. Буратино и Мальвина шли по полянке, собирая и считая листья. У Мальвины в руках было 7 листьев, подняв еще один лист, она спросила у Буратино, сколько теперь у нее стало листьев. /8/. Дети показывают цифру “8” и находят ей место в натуральном ряду чисел. На что похожа цифра “8”? /Два кольца, два бублика, очки, снеговик/. Дети в воздухе “прописывают” цифру “8” и сгибают ее из проволоки. Заучиваем хором:

К этой цифре ты привык.
Эта цифра – снеговик,
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру восемь!
Только к цифре ты, дружок,
Третий не лепи кружок.

Упражнения.

Составить узор на листах квадратной и треугольной формы из восьми семечек, выделяя углы. /Рис. 17/.

Если в каждую руку взять по паре косточек, сколько получится? /4/. Возьмите в каждую руку по две пары косточек. Сколько получилось всего? /8/. Посмотрите на фигуру “квадрат”. В каждом углу квадрата вы положили по паре косточек. Сколько раз по две вы положили? Сколько получилось?

Так, экспериментируя, подвести детей к выводу: четыре раза по два получится восемь и два раза по четыре тоже получится восемь.

Составить различные вариации числа “8”(из косточек). /Рис.18/.

Сделать аппликацию на листе прямоугольной или квадратной формы: в каждый угол листа вырезать и наклеить по паре камышей (маленький и большой), дорисовать стебли и листья. Сколько пар камышей вы наклеили? /4 пары/. Сколько получилось всего? /8/. Итак, чтобы получить число “8”, надо взять 4 раза по два. А для завершения композиции в центр листа наклеить лист кувшинки, на который “посадить” лягушку, сложенную по типу “оригами”. /Рис. 19/.

Занятие 13

Цель. Закрепить прямой и обратный счет в пределах восьми, уметь ориентироваться на листе бумаги в клетку. Познакомить с цифрой “9”, закрепить умение составлять числовые фигуры, составлять узор на листе бумаги треугольной формы. Воспитывать внимание, аккуратность в работе.

Демонстрационный материал: цифры.

Раздаточный материал: цифры, тетради в клетку, простой карандаш, цветная бумага, лист бумаги прямоугольной формы, клей, косточки.

Содержание занятия. Напоминаю детям, что они познакомились с восьмью цифрами и составили натуральный ряд чисел, в котором каждое последующее число больше предыдущего на 1. /К этому выводу детей тоже надо подвести/: 1 2 3 4 5 6 7 8

Закрепить с детьми прямой и обратный счет в пределах 8. Далее под ритм стихов дети “печатают” цифры по клеткам в тетрадях. Какая цифра будет следовать за цифрой “8”? Почему? Дети показывают цифру “9”, находят ей место в натуральном ряду чисел, в воздухе “прописывают” цифру “9”, а затем по клеткам в тетрадях. Сгибают из проволоки. Заучиваем хором:

Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.

Упражнения.

Как можно разложить листья в разных вариациях? /Дети по-разному моделируют числовую фигуру/. /Рис. 20/.

Показать число “9” на трех руках: 3,3 и 3; 6, 2 и 1; 5, 2 и 2; и т.д.

Мальвина предлагает составить узор для косынки. Работа на листе бумаги треугольной формы: найти центр треугольника, поставить точку. Сделать зайчика по типу “оригами” и приклеить в центр треугольника. Составить елочки из трех треугольников /можно также составить по типу “оригами”/ и наклеить в каждый угол листа треугольной формы. /Рис. 21/.

Сколько раз по три треугольника вы взяли? Сколько всего получилось треугольников?

Подвести детей к выводу: если взять три раза по три, то получится “9”

Занятие 14

Цель. Закрепить знание всех цифр натурального ряда чисел, прямой и обратный счет в пределах 10, состав числа 10 на пальцах, умение составлять узор на листе бумаги прямоугольной формы из 10 предметов. Воспитывать внимание, аккуратность в работе.

Демонстрационный материал: цифры, шаблоны снежинок и зайцев для фланелеграфа по 10 штук.

Раздаточный материал: косточки, цветная бумага для снежинок и елочек, тонированный лист бумаги прямоугольной формы, клей, кисти, ножницы.

Содержание занятия. Листья все пожухли и уже не шуршат под ногами. Прошла пора золотой осени и наши спутники Буратино и Мальвина, совсем загрустив, уныло бредут по опустевшей поляне. Но вот упала одна снежинка, еще и еще. Как называется такое явление? Когда оно бывает? Да, наступила зима и мы оказались вместе с нашими спутниками в заснеженном лесу. Зимний лес! Полон сказок и чудес! Все покрыто пушистым снегом. Какой бывает снег? А кто живет зимой в лесу?

А кто зимой холодной бродит злой, голодный? /Волк/

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет? /Лиса/

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом? /Белка/

Кто летом гуляет, а зимой отдыхает? /Медведь/

Угадайте, что за шапка: меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? /Заяц/

А вот и зайчики выбежали на полянку! /Выставляю на фланелеграф фигурки зайцев/. Сколько зайчиков бегает по полянке? /4 зайца/. А сколько это пар? /2 пары/. В паре сколько зайчиков? /2 зайца/. Значит два раза по два будет? /4/. Посмотрели зайчата, что опасности нет и позвали своих друзей. Сколько пар зайцев прибежало еще? /1 пара/. Сколько стало пар зайцев? /3 пары зайцев/. А в паре по сколько зайчат? /2 зайца/. Итак, если взять три раза по два, то получится…? /6 зайцев/. Такие операции проводим со всеми числами натурального ряда в пределах десятка. По ходу занятия счет парами проводим на косточках, каждый у себя на столе. Вызвать ребенка расставить фигурки зайцев парами. Сколько пар получилось? В паре по сколько зайцев? /Ответы детей/.

Затем считаем хором и индивидуально двойками. Закрепить прямой и обратный счет. Другой ребенок у доски расставляет фигурки зайцев по одному в ряд. Закрепляем порядковый счет после этого рассмотрим число “10”, это не цифра, а число, состоящее из двух цифр(1 и 0) и оно следует за цифрой “9”.

За девяткою десятка.
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев, пара рук –
Вот твое богатство, друг.

Проверить, как дети могут пользоваться своим богатством.

Показать 10 пальцев на 2-х , на 3-х, на 4-х руках.

А сейчас Мальвина и Буратино предлагают нам поиграть.

Сколько зайчиков у нас, столько и подпрыгнем раз. /На фланелеграфе 7 зайцев/

Сколько палочек до точки, столько раз встанем на носочки. /Изображает на доске/

Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. /Изображает на доске/.

В лесу было тихо и обворожительно, но зайчата разбежались, почуяв беду. Кто же мог угрожать зайчатам? Конечно, лиса. Мальвина предложила Буратино обхитрить лису и замести следы зайчат. В том месте, где бегали зайчата, Мальвина начертила прямоугольник, а по краям расположила равномерно 10 снежинок, выделяя углы. А в центре нарисовала елочки. А мы с вами сейчас сделаем аппликацию на прямоугольном листе бумаги, вырезав снежинки и расположив их равномерно по краям. А в центре разместим елочки, сложенные в технике “оригами”./Вместо аппликации можно нарисовать/. /Рис. 22/.

В конце занятия, завершив работы, разложить их на столе, прикладывая друг к другу.

Получился большой ковер со снежинками и елочками, который закроет все следы зайчат. Вот мы и помогли нашим спутникам спасти зайчиков от лисы. Итак, дети, вместе с Мальвиной и Буратино мы познакомились с натуральным рядом чисел от 0 до 9. А десятка – это уже не цифра, а число, состоящее из двух цифр. Мы научились с вами считать двойками в прямом и обратном порядке, помогли отгадать загадки о геометрических фигурах, решали логические задачи, учились располагать в различных вариациях предметы на геометрических формах разной конфигурации.

<Рисунок 1> <Рисунок 2> <Рисунок 3>