Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Организация личностно-ориентированного обучения в школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Организация личностно-ориентированного обучения в школе

Николаева И.В.

педагог-психолог высшей категории

Вострякова С.А.

учитель русского языка и литературы

высшей категории

г. Саров, Нижегородская область

В качестве принципиального основания инновационного развития современного образования можно говорить об образовании как социально-культурном и здоровьесберегающем ресурсе, обеспечивающем защиту детства, сохранение и развитие генофонда нации.

Это не означает, что главная задача образования – качество образования – отменяется или подменяется. Эта задача по-прежнему сохраняется в качестве приоритетной, но приобретает новый статус и требует новых форм взаимодействия образования, государства и общества. При ее решении необходимо, в первую очередь, учитывать социальные, индивидуальные, личностные, возрастные факторы жизни ребенка.

В настоящее время остро ощущается разрыв между существующей системой образования и требованиями, которые предъявляет человеку современной общество. ЗУНы по отдельным учебным дисциплинам превращаются в самостоятельные смыслы, слабо связанные с реальными требованиями жизни. Это делает процесс обучения трудным, неинтересным и в итоге бессмысленным для детей. Из процесса обучения оказываются изъятыми существенные в образовательном отношении моменты мотивации, творческой активности. Учеба в таких условиях становится “затратным делом” со многих позиций, но в первую очередь с психологической и физиологической точек зрения. Хорошо учиться в такой ситуации может только здоровый школьник с исходно высоким интеллектом.

Сущность образования включает такие составляющие, как:

    • Освоение содержания знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности,
    • Овладение системой интеллектуальных и практических навыков и умений,
    • Освоение опыта творческой деятельности,
    • Овладение опытом эмоционально-волевого отношения к миру, другим людям, которые дают возможность личности самосовершенствоваться.

К сожалению, две последние составляющие остаются практически нереализованными в традиционном обучении.

В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий.

В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

  1. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
  2. Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
  3. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение. И. С. Якиманская – доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела “Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе” Института педагогических инноваций РАО.

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.

В основе модели личностно-ориентированного образования – научная психолого-педагогическая концепция, поэтому в ходе ее реализации необходимо психолого-педагогическое сопровождение, участие, помощь и поддержка психолога. Взаимодействие психолога и педагога при освоении личностно-ориентированной технологии обучения способствует реализации одного из Приоритетных направлений развития образовательных систем Российской Федерации - внедрения новых развивающих технологий обучения.

Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:

  • Использование субъектного опыта ребенка.

Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.

  • Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
  • Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.
  • Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно развивающей.

Главное, на что работает учитель в личностно-ориентированном образовательном пространстве – организация “событийной общности” с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

Учитель, работающий в личностно-ориентированной школе, вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и предметником, и психологом. Роль педагога заключается в умении профессионально использовать данные о ребенке в учебном процессе, создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя. Учитель выступает не столько в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности. Сначала такая перестройка профессионального сознания повышает у педагога чувство тревожности, вызывает большие трудности, так как необходимо не только повышать свой методический уровень, но и разрабатывать принципиально иные конспекты уроков, их дидактическое обеспечение. Взаимодействие учителя с педагогом-психологом при овладении личностно-ориентированной технологией является ключевым моментом и устраняет многие проблемы обучения.

Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное “Я”.

Какие критерии личностно-ориентированного урока делают его эффективным и способствуют повышению качества образования?

  • Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана).

План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями.
  • Использование субъектного опыта учеников.

Актуализация субъектного опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.

  • Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.
  • Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Применение на уроке специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  • Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля, самооценки).
  • Обсуждение в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.
  • Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:

  1. Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
  2. Овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.
  3. Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.
  4. Применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
  5. Такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет способствовать достижению хороших результатов.

Ученики в классах, где реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, характеризуются устойчивым интересом к предмету, умеют осознанно планировать свою деятельность, цели деятельности ставят самостоятельно. Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку, проявляют интерес к учебному материалу.

В результате совместной работы педагога-психолога и учителя в личностно-ориентированной школе отмечаются следующие позитивные изменения:

  • Осуществление личностно-ориентированного обучения обеспечивает повышение качества образования.
  • Эффективное педагогическое общение обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности.
  • Педагог осуществляют индивидуальный подход к детям, подбирая учебный материал исходя из его развивающих возможностей.
  • Анализ работ позволяет учителю сделать вывод об уровне и динамике усвоения знаний учащихся и их личностном развитии, отследить результативность своего труда.

В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: учащиеся осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.

Урок русского языка в 6 классе по теме: “Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе” учителя русского языка и литературы Востряковой Светланы Алексеевны.

Рецензия на урок по теме “Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе”.

Урок имеет личностно ориентированную направленность, подготовлен для решения задач личностного развития учащихся, обеспечивает их продвижение в развитии и усвоении знаний.

Реализованы основные замыслы личностно ориентированного урока:

  • На уроке происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности,
  • Серьёзное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями,
  • Созданы условия для проявления познавательной активности учащихся,
  • Применяются разнообразные формы и методы организации учебной деятельности,
  • Деятельность учащихся ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка),
  • Повышена степень самостоятельности в учебной деятельности, реализованы стратегии сотрудничества, сочетаются фронтальная работа с классом с групповыми формами деятельности,
  • Используется дидактический материал, позволяющий учащимся выбирать наиболее значимые виды и формы учебного материала,
  • Создана атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса,
  • На уроке созданы условия для достижения успеха каждым учеником.

Урок отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода.

Урок по теме “Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе” является одним из серии уроков личностно - ориентированной направленности (технология Ираиды Сергеевны Якиманской, доктора психологических наук), проведенных Востряковой С. А. в 2005 – 2007 гг. в рамках аттестации на первую и высшую квалификационную категорию при взаимодействии с педагогом-психологом высшей категории Николаевой Ириной Владиславовной.

Урок проведен 30 января 2007 года, соответствует требованиям на высшую категорию.

 

1. Цели урока. (Приложение 1)

2. Дидактаческий атериал. (Приложение 2)

3. Самоанализ урока ( Приложение 3)

4. План урока. (Таблица)

5. Презинтация "Организация Личностно-Ориентированного обучения в школе" (Приложение 4)

 

 

Cписок литературы.

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб: Союз, 2002.
  2. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
  3. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.
  4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
  5. Николаева И.В. Организация взаимодействия психолога с субъектами образовательного пространства в процессе психолого-педагогического сопровождения / И. В. Николаева // Психология образования: профессионализм и культура: материалы региональной научно-практической конференции / М-во образования и науки Нижегородской обл., НИРО, НГПУ. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.
  6. Николаева И.В. Некоторые аспекты взаимодействия психолога и педагога в системе психолого-педагогического сопровождения / И. В. Николаева // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты / Материалы 3 национальной научно-практической конференции / Москва 2006.
  7. Николаева И.В. Взаимодействие психолога и педагога как условие обеспечения психологической безопасности образовательной среды / Николаева И.В. // Право на детство: профилактика насилия над детьми / Материалы Международной научно-практической конференции / Нижний Новгород, Россия Октябрь, 9-11, 2007.
  8. И.В. Николаева, С.А. Вострякова К актуальности организации личностно-ориентированного обучения в контексте решения задач повышения качества образования / И.В. Николаева, С.А. Вострякова // Международному движению “Красивая школа” - 10 лет: материалы международной научно-практической конференции, Н. Новгород, 7-9 ноября 2007 года. / Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2007.
  9. Николаева И.В. Взаимодействие педагога-психолога и учителя в личностно-ориентированной школе как условие создания безопасной образовательной среды / Николаева И.В. // “Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение” (Москва, 13-15 декабря 2007 г.): Материалы 4 Национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация “Федерация психологов образования России”, 2007.
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  11. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005.
  12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.,1996.
  13. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.