Литературно-музыкальная композиция "А.С. Пушкин – поэт, влюбленный в жизнь"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Дети, принимающие участие в празднике, одеты в костюмы XIX века. На сцене – портрет А.С.Пушкина, плакаты с написанными строфами из стихотворений поэта. Стенды в зале оформлены детскими рисунками и сочинениями. Для показа открыток и фотографий используется мультимедийный проектор. Звучит классическая музыка.

Ведущий. 6 июня 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе, “во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр”, - гласит запись в метрической церковной книге – первом документе, связанном с жизнью великого поэта.

Презентация.

На экране – портреты родителей А.С.Пушкина. (2 слайд)

На экране – портрет маленького А. Пушкина. (3 слайд)

На самом раннем, дошедшем до нас портрете Пушкин изображён совсем маленьким ребёнком, двух – трёх лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого Пушкина. Но если присмотреться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся волосы (позднее они потемнеют и станут тёмно-каштановыми), большие голубые глаза.

На экране – фото здания, где родился А.С.Пушкин, и мемориальной доски на здании школы, стоящей на месте дома, где родился А.С.Пушкин. (4 слайд)

К сожалению, не сохранился дом, в котором родился А.С.Пушкин. На этом месте сейчас стоит школа. Но москвичи помнят об этом месте. На здании школы прикреплена памятная доска, а перед центральным входом стоит небольшой памятник А.С.Пушкину.

На экране – фото гравюр и картин с изображением старой Москвы. (5 – 26 слайды)

“Пушкин был родовой москвич, - писал П.А.Вяземский. – Нет сомнения, что первым зародышем дарования своего… обязан он был окружающей его атмосфере, благоприятно проникнутой тогдашней московской жизнию”. Москва начала прошлого века была шумным и пёстрым городом, где причудливые боярские хоромы, великолепные дворцы знати соседствовали с покосившимися лачугами, а рядом с роскошными садами и цветниками располагались деревенские огороды. Зимой из своих поместий приезжало в Москву всё окрестное дворянство, чуть не в каждом доме гремела музыка, давались балы. Жизнь была проще, свободнее, чем в строгом и чопорном Петербурге. Москвичи любили древнюю столицу, гордились её достопримечательностями.

Первые “впечатления бытия” связаны у Пушкина с Москвой, и, прежде всего с Кремлём и Красной площадью – этими памятника старины, овеянными историческими легендами и сказаниями. Москва пушкинского детства дошла до нас в творениях многих художников. Таким видел свой город Пушкин, будучи мальчиком, таким любил и вспоминал юношей: “…краса Москвы стоглавой, родимой прелесть стороны”.

Звучит классическая музыка.

Ведущий. А сейчас послушайте стихи А.С.Пушкина о Москве.

(Дети на сцене читают стихи.)

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед…

В почтенной кичке, шушуне
Москва премилая старушка.
Разнообразной и живой
Она пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами,
Забавной, лёгкой суетой,
Невинной прозой и стихами.

На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простёрлись по холмам
Вовек нерубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!

Ведущий. Стихи А.С.Пушкина читали в светских салонах, дамы любили переписывать их и читать своим подругам и друзьям. Такие альбомы всегда хранились на заветном столике.

Представьте – бал в знатном доме, вечер, гости рассматривают альбом, хозяйка дома играем на фортепиано.

На экране – слайд с изображением бала. (27 слайд)

Дети инсценируют следующий отрывок композиции.

За фортепиано сидит девочка, которая исполняет музыкальную пьесу. На сцене стол, на нём свечи в старинных подсвечниках. Дети, одетые в костюмы 19 века, расположились на сцене и перед ней: одни прохаживаются, другие рассматривают альбом, беседуют. После окончания музыкальной пьесы дети читают стихи из альбома, передавая его друг другу.

Блажен, кто в отдалённой сени,
Вдали взыскательных невежд,
Дни делит меж трудов и лени,
Воспоминаний и надежд;
Кому судьба друзей послала,
Кто скрыт, по милости творца,
От усыпителя глупца,
От пробудителя нахала.

Пройдёт любовь, умрут желанья;
Разлучит нас холодный свет;
Кто вспомнит тайные свиданья,
Мечты, восторги прежних лет?..
Позволь в листах воспоминанья
Оставить им свой лёгкий свет.

Не властны мы в судьбе своей,
По крайней мере, нет сомненья,
Сей плод небрежный вдохновенья,
Без подписи, в твоих руках
На скромных дружества листах
Уйдёт от общего забвенья…
Но пусть напрасен будет труд,
Твоею дружбой оживлённый –
Мои стихи пускай умрут –
Глас сердца, чувства неизменны
Наверно их переживут!

Вы съединить могли с холодностью сердечной
Чудесный жар пленительных очей.
Кто любит вас, тот очень глуп, конечно,
Но кто не любит вас, тот во сто крат глупей.

Когда помилует нас бог,
Когда не буду я повешен,
То буду я у ваших ног,
В тени украинских черешен.

Долго сих листов заветных
Не касался я пером;
Виноват, в столе моём
Уж давно без строк приветных
Залежался твой альбом.
В именины, очень кстати,
Пожелать тебе я рад
Много всякой благодати,
Много сладостных отрад, - …

Ведущий. А бал продолжается. Начинаются танцы.

(Дети исполняют вальс.)

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.

(Дети исполняют мазурку.)

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням
Ещё мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.

(После исполнения танцев дети рассаживаются в зрительном зале.)

На экране – иллюстрации пейзажей русских художников.

Ведущий. Во времена своих вольных и невольных скитаний по стране А.С.Пушкин изъездил вдоль и поперёк многие края: от Петербурга до Крыма, Одессы, Закавказья, от Балтики до Урала, до начала степей Средней Азии. Из стихов Пушкина глянул на читателей недоступно-суровый Кавказ, засверкала всеми красками ослепительно солнечная крымская природа; все увидели скромную, но исполненную такой неизъяснимой прелестью для русского сердца природу средней полосы России.

(Под музыку П.И.Чайковского “Времена года” дети читают стихи.)

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Кавказ подо мною. Один в вышине
|Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

Ведущий. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник А.С.Пушкину.

На экране – фото памятника А.С.Пушкину.

В 1880 году Пушкину был поставлен памятник на Тверском бульваре (позднее был передвинут на Страстную площадь), автор которого скульптор А.М.Опекушин. Памятник был поставлен на народные деньги. По этому случаю в Москве состоялся так называемый Пушкинский праздник, на котором присутствовала вся московская интеллигенция, делегации из Петербурга и из многих других городов. В университете состоялось торжественное собрание, на котором выступили историк В.О.Ключевский, писатели И.С.Тургенев и Ф.М.Достоевский и многие другие известнейшие люди того времени. Памятник Пушкину с тех пор стал центром ежегодно празднуемых Пушкинских дней в день рождения поэта. Сюда приходят почитатели таланта А.С.Пушкина, приносят цветы к подножию памятника, читают стихи поэта и стихи, посвящённые ему.

(В зале гаснет свет. На экране – портрет поэта. На сцене стоит старшеклассник, который чуть позднее будет читать стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”)

В 1836 году, за год до своей трагической гибели, А.С.Пушкин написал стихотворение, которое стало его обращением к потомкам – к нам с вами.

(Старшеклассник читает стихотворение.)

Имя А.С.Пушкина навсегда останется в памяти людей. Его знают и любят во многих странах мира. Читайте стихи поэта, учите их, они научат вас быть добрее, честнее; они помогут вам вырасти настоящими гражданами нашей великой Родины.