Интегрированный урок в 4-м классе (история + труд) с использованием мультимедийных технологий и конструктора ЛЕГО на тему "Флот Петра I"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • готовить учащихся к восприятию предмета истории в старших классах;
  • обучать младших школьников умению ориентироваться в исторической информации, расширять кругозор;
  • формировать образное представление о России начала XVIII века;
  • охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества;
  • развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины;
  • завершить создание моделей парусных судов, используя конструктор ЛЕГО;
  • формировать у учащихся умение работать в группах;
  • способствовать развитию у учащихся монологической речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Садитесь.

Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Без взаимопонимания и поддержки нам будет очень трудно, так как мы с вами отправляемся в историческое путешествие.

Хотите отправиться в путешествие?

II. Определение темы урока. Разгадывание ребуса.

Презентация.

Ребята! Как только вы разгадаете ребус, то сразу узнаете тему сегодняшнего необычного урока. 1 слайд.

Итак, тема урока “Флот Петра I”. 2 слайд

Флот Петра I

III. Работа по теме урока. Рассказы учащихся о вкладе Петра I в строительство русского флота.

Сейчас мы послушаем небольшие сообщения по данной теме, сделанные нашими ребятами.

Ботик Петра I. Яхта “Святой Пётр”, первый поход по Белому морю.

В 1688 году в селе Измайлово под Москвой Пётр I обнаружил бот “Святой Николай”, английской постройки 1640-х годов, который принадлежал его предку боярину Никите Ивановичу Романову. Достоинством этого ботика, который Пётр впоследствии назовёт “дедушкой русского флота”, состояло в том, что паруса на нём были устроены так, что позволяли плавать против ветра. На нём царь осваивал азы морского дела. 3 слайд

Ботик Петра I

В 1688 году Пётр I совершил первое плавание на ботике по Яузе и Просяному пруду под Москвой.

Не затерялся в “архивах” истории “дедушка” русского флота. После 150-летнего пребывания в Петербурге в 1872 году ботик посетил Москву, где экспонировался на Всероссийской политехнической выставке. А в наши дни древний ботик встречает посетителей Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге.

В 1693 году Пётр I под именем Петра Алексеева совершил первое плавание по Белому морю на яхте “Святой Пётр” и на корабле “Святое пророчество”.

4 слайд

Ботик Петра

(рисунки)

Второй поход по Белому морю. Корабли “Апостол Павел”, “Святой Пётр”.

В 1694 году Пётр совершил второй поход по Белому морю, в Архангельске спустил на воду строившийся корабль “Апостол Павел”, 5 слайд.

(Апостол Павел)

на яхте “Святой Пётр” ходил к Соловецкому монастырю и попал в шторм. По возвращению в Архангельск Пётр занялся вооружением и снаряжением корабля “Апостол Павел”. 6 слайд.

(Святой Пётр)

1695 год. Первый Азовский поход.

В 1695 году Пётр начал первый Азовский поход. 30-тысячная армия не смогла взять город Азов. Осада крепости и два штурма привели к большим потерям и не принесли успеха. Отсутствие у русских флота исключало полную блокаду Азова. Турецкая крепость пополнялась людьми, боеприпасами и провиантом с помощью собственного флота. С потерями русские войска отошли.

Петру стало ясно, что без сильного флота Азовом не овладеть. Тогда-то, по инициативе царя, и было принято решение строить военные корабли.

7 слайд.

(Первый Азовский поход)

 2 апреля 1696 года – день рождения русского флота. Корабли “Принципиум”, “Апостол Павел”.

1699 год. Второй Азовский поход.

В 1695 году на верфи, основанной в селе Преображенском, сам Пётр готовил детали 22 галер и 4 брандеров; суда собрали и спустили на воду в Воронеже, где основали новые верфи. 8 слайд.

(Воронеж)

2 апреля 1696 года считают днём рождения русского флота: на воду были спущены галеры “Принципиум”, “Святой Марк” и “Святой Матвей”. 9 слайд.

(День рождения флота)

26 апреля спущен на воду многопушечный галеас “Апостол Пётр”.

Пётр I на галере “Принципиум” командовал авангардом гребной флотилии во время осады и взятия крепости Азов.

10 слайд.

(Апостол Пётр, Принципиум)

29 июля 1696 успехом завершился второй Азовский поход Петра I. Московская рать, осадившая крепость с суши и при поддержке флота заставила капитулировать Азов. Успех был сколь неожиданным, столь и громадным, доказав, что молодой государь со своими верными соратниками способен не только на потехи, но и на подвиги. Эта победа окрылила Петра и внушила ему широкие планы по постройке большого флота и изгнанию турок из Европы. 11 слайд.

(Азовская баталия)

5. Подписание турками договора о передаче России Азова.

Летом 1699 года Азовский флот вышел в море. Сам Пётр командовал кораблём “Отворённые врата” и плавал в эскадре адмирала Фёдора Алексеевича Головина из Таганрога в Керчь, сопровождая 46-пушечный корабль “Крепость”, на котором отправился в Константинополь (ныне Стамбул) русский посол Украинцев. 12 слайд.

(корабль Крепость)

Неожиданное появление русских кораблей в Черном море, и салют “Крепости” вблизи дворца султана произвели сильное впечатление на Турцию. Был заключен мирный договор на 30 лет, прекращавший боевые действия и оставлявший Азов в составе России. САЛЮТ

6. 1702 год. Третий поход по Белому морю.

В 1702 году Пётр I совершил третий поход на Белое море. 13 слайд.

(Третий поход)

Недалеко от Архангельска на Вавчуге царь спустил на воду 2 фрегата, “Святой Дух” и “Курьер”, и заложил фрегат “Святой Илия”. 14 слайд.

(Святой дух, Курьер)

7. 1703 год. Абордаж шведских судов “Гедан” и “Астрильд”.

В мае 1703 года, командуя отрядом лодок с десантом гвардии, Пётр взял на абордаж стоявшие в устье Невы шведские суда “Гедан” и “Астрильд”, за что был награждён орденом Святого Андрея Первозванного. 15 слайд.

(Пленение шведских судов)

8. 1703 год. Уход шведов из Невского устья. Строительство крепости Кроншлот.

В сентябре 1703 года в звании капитана Пётр I привёл в Санкт-Петербург корабль “Штандарт”. В октябре шведские суда ушли из Невского устья. 16 слайд.

(Фрегат Штандарт)

Весной 1704 года примерно в версте от южного берега Финского залива на острове Котлин выросло первое русское фортификационное сооружение, т.е. укрепление – форт Кроншлот, положивший начало будущей морской крепости Кронштадт. 17 слайд.

(Кроншлот)

9. 1720 год. Составление Морского устава.

В 1718 году вице-адмирал Пётр I командовал авангардом флота в плавании по Финскому заливу, а в 1719 году – и всем Балтийским флотом. 18 слайд.

(Флот Петра)

Всё это время Пётр усердно трудился над составлением морского устава, просиживая за работой по 14 часов в сутки. 19 слайд.

(Морской устав)

В 1723 году, с флагом на корабле “ Святая Екатерина”, он командовал авангардом Балтийского флота. 20 слайд.

(Святая Екатерина)

10. Смерть императора.

В ноябре 1724 года, спасая близ Лахты людей с попавшего на мель бота, император сильно простудился. Болезнь оказалась смертельной. 21 слайд.

(Картина)

Скончался первый российский император и один из первых адмиралов 28 января 1725 года в Санкт-Петербурге. Похоронен он в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. 22 слайд.

(Портрет Петра)

IV. Работа в группах с использованием конструктора ЛЕГО. Завершение изготовления моделей кораблей.

А теперь, друзья, воздадим должное памяти Петра I и в его честь достроим наш флот. 23 слайд.

(Плакат)

Работа детей с конструктором ЛЕГО.

Теперь представьте, что все ваши корабли мы запустим в воды Невы. 24 слайд.

(Бухта Петропавловской крепости)

После завершения работы дети ставят модели кораблей перед экраном, на котором представлена иллюстрация “Вид на Петропавловскую крепость”.

V. Итог урока.

Итак, какой же вывод о деятельности Петра I по созданию российского флота можно сделать?

Понятно, что без труда многих и многих специалистов создать флот, способный побеждать исконных мореходов-шведов, было бы невозможно. Но столь же очевидно, что без энтузиазма молодого Петра Великого, полюбившего морское дело, а затем понявшего его важность для государства и заставившего приближённых также стать энтузиастами, свершить это великое дело в столь краткие для истории сроки не удалось бы.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

  • Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?
  • Как оцениваете свое участие в уроке?
  • А есть ли среди вас те, кто не в полной мере удовлетворен своей работой? Почему?

Не отчаивайтесь, у вас будет возможность проявить себя на следующем уроке.

Спасибо за сотрудничество! Вы хорошо потрудились. И всегда помните, чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо каждому хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. 25 слайд.

 Презентация.