Методическое объединение для педагогов

Разделы: Работа с дошкольниками


Молодые и опытные педагоги испытывают болезненную адаптацию после перерыва в работе. Отмечается некоторая внутренняя инертность, повышенная утомляемость, нежелание напрягаться, заставлять себя проявлять волевые усилия.

Как «разогреть» собственную психику? Как настроить такую сложнейшую психофизиологическую систему на успешное выполнение профессионального труда?

Предлагается следующее упражнение «Эмоции». Оно выполняется за 10-15 минут до начала занятия.

Педагог произносит про себя или вслух несколько формул перед занятием, утром, в троллейбусе, вечером и т.д. перед трудной беседой. Слова в формуле могут быть произвольными, возможны индивидуальные варианты и отступления.

Например:

Вы человек, не терпящий жестких приказов, поэтому формула должна быть мягкой, формула убеждения «Я спокоен, я уверен в себе. Я должен сохранить внутреннюю стабильность, потому что у меня впереди трудный урок, день».

Вы эмоциональный человек, поэтому ваша формула должна содержать яркие прилагательные. «Я испытываю необыкновенное спокойствие, прекрасную уверенность. Я должен сохранить внутреннюю стабильность, как мощный фундамент красивого и великолепного здания».

Если вы человек сдержанный и в тоже время сильный, энергичный, то ваша формула может быть реализована в виде резкого приказа или команды. «Я должен быть спокоен! Спокойно! Уверенность в себе!».

Если вы человек самостоятельный и всегда стараетесь ориентироваться на свои собственные убеждения, текст вашей формулы может начинаться так:

«Я хочу, я должен, мне нравится и т.д.»

Вы ориентируетесь на общественное мнение

«Все люди видят меня как человека….», «Все знающие меня люди относятся ко мен как к человеку…».

Если мнение ваших родителей является законом, то начало вашей формулы «Моя мама хотела, чтобы я стала человеком…», «Мой отец верил, что я …».

Если вы безоговорочно верите в свою природу, свой генотип, то формулу начните так: «Мой род, бабушка. Дедушка, все в нашем роду обладают…»

Текст формулы самовнушения должен быть составлен заранее, чтобы заготовленные формулы действовали эффективно.

Надо помнить следующие правила:

  1. Для оперативного пользования формулами желательно иметь короткий текст, который содержит не более трех фраз.
  2. Большое значение имеет начало формулы. Фраза может начинаться «Мое желание иметь», «Я вижу себя человеком», «Я убежден в том, что…».
  3. Формулу самовнушения надо повторять не менее семи раз.
  4. Вы должны верить в «магические свойства слов», которые произносите.
  5. Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности, концентрации воли и самоконтроля.

Перед занятием, уроком, работой:

«Я люблю своих учеников, воспитанников»

«Я радуюсь встречи с ними»

«Я всегда открыт к диалогу с учениками»

«Я радостно иду на работу, я люблю свою работу. Она является для меня смыслом моей жизни»

«Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание»

«Я не позволю себе раздражаться из-за грубости или нарушения дисциплины»

«Я сдерживаю себя там, где не может сдержаться другой»

«Я верю в то, что могу легко и быстро восстановиться после уроков, занятий. После работы я чувствую бодрость»

«Я полон энергии, силы, я готов продолжать работу с детьми, у меня здоровые и молодые нервы»