Театрализованные игры и занятия с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Основной принцип педагогики – все дети талантливы. Согласно философии Л.Фейербаха: "Гений мысли, подобно художественному гению в собственном смысле, прекрасно существует и в известной степени имеется у всех людей в виде восприимчивости". Этим и определяется отношение к детской одарённости. Детская одарённость, своевременно замеченная, может блестяще проявить свою неординарность в школьные годы и в юношеском возрасте, если в динамичном процессе развития личности ребёнка участвуют родители, понимающие значение творчества и воспитатели, чей уровень культуры и профессионализма позволяет увидеть, поддержать и развить интерес ребёнка к творчеству.

Развитию творческих способностей детей в современной дошкольной педагогике и образовательной практике отводится большая роль. Психолого-педагогические исследования и практика работы с детьми доказывают, что начало развития творческих способностей, приходится на дошкольный возраст, когда у детей по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности. Теперь вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Как научить ребенка играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребенка? С нашей точки зрения, этому поможет театр. Именно театрализованные игры – одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя.

Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство. Так, участвуя в театрализованных играх, дети глубже познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни животных, растений и людей, совершенствуют навык воплощать в игре определенные переживания. При этом тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и пр. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.

Велико и воспитательное значение театрализованных игр. Оно заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии чувства коллективизма и партнерства. Исходя из особенностей психического развития детей дошкольного возраста, большинство театрализованных игр строится на материале сказок. Особенно важны для детей те нравственно-этические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в результате совместного анализа каждой игры.

Как известно, театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Именно в игре ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребенка – эмоциональность и подражание – являются основой развития творческих (сценических) способностей детей.

Указанная тема является приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения. Над этой темой наш педагогический коллектив вплотную работает с 1995г. Работу начинали с изучения имеющейся психолого-педагогической и методической литературы, составления перспективных планов работы, создания условий для театральной деятельности детей и педагогов, позже установили тесную связь с Муниципальным театром для детей и юношества г. Северска.

Отмеченные выше психолого-педагогические особенности дошкольного возраста мы учитывали на начальном этапе нашей работы при составлении перспективных планов, которые включают в себя литературный материал, работу над интонационной выразительностью речи, мимикой, движением, позой, подбор словесных и пальчиковых игр, а также использование всех видов театра в совместной и самостоятельной деятельности.

Начиная работу, свою цель мы видели в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей детей, воспитывать у них устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, культуру речевого общения и поведения; поддерживать желание играть с театральными куклами разных систем, содействовать возникновению у детей активного отношения к жизни в целом. При этом мы учитывали то, что через театрально-игровую деятельность дети осваивают основные творческие позиции: во-первых, это позиция автора, во-вторых, позиция исполнителя (актера), в-третьих, слушателя (зрителя).

Для достижения этой цели мы ставили перед собой комплекс задач:

  • поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
  • стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;
  • развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;
  • воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению;
  • развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;
  • пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;
  • развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
  • учить сочетать речь и движения;
  • учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;
  • формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических нормах;
  • развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;
  • привлекать родителей к активному участию в играх-инсценировках;
  • привлекать детей к режиссерской работе.

Все обучение проводилось поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до показа стендового театра и постановки произведения. На наш взгляд, важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиции, поскольку именно в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Кроме того, предусмотрена работа по изготовлению атрибутов, декораций, элементов костюмов. В каждой группе созданы условия по театрально-игровой деятельности. Руками воспитателей и родителей изготовлены необходимые куклы и декорации к спектаклям.

Особая роль в перспективном планировании отводится играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности оно направлено на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.

Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи педагоги используют специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.

Вся указанная работа проводится на специально организованных занятиях по театроведению, в совместной деятельности педагогов и детей, а также в работе театра-студии. Занятия по театроведению включены в блок занятий познавательного цикла и проводятся регулярно: 1 раз в месяц. В структуру этих занятий включены этюды и упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. Проводится пальчиковая гимнастика, которая является подготовительным этапом в подготовке руки ребенка к управлению верховыми куклами.

В этом направлении работают и другие специалисты нашего дошкольного учреждения – педагог-психолог и учитель-логопед. Они занимаются с детьми постановкой голоса, рифмодекламацией, выполняют мимические этюды, проводят психогимнастику.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно-речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текста ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров.

Еще одним важным направлением нашей деятельности выступает сотрудничество с Муниципальным театром для детей и юношества, который оказывает нам практическую помощь в решении задачи по развитию творческих способностей детей. Безусловно, театр – это особый вид искусства, он способен помочь в том, чтобы научить ребенка чувствовать и размышлять, приобщить к культуре театра как к системе разумного развивающего развлечения.

В сотрудничестве с театром для детей был проведен цикл экскурсий и встреч под общим названием “Тайны сцены”. Это были экскурсии по закулисным помещениям театра. Их цель – показать детям, как изготавливают декорации, где “живут” куклы, кто и как шьет им костюмы, как работают гримеры, художники, артисты, музыканты.

Проведенная работа послужила основой для создания в нашем дошкольном учреждении театра-студии “Звездочка”, организаторами и руководителями которой являются музыкальные руководители. В студию приглашаются дети разного возраста для того, чтобы малыши могли учиться у старших. Основные направления деятельности студии: создание инсценировок, работа над кукольными спектаклями, участие детей в обрядовых и народных праздниках.

Для занятий театрально-игровой деятельностью в нашем дошкольном учреждении оборудовано специальное помещение – театральная гостиная, переходящая в зимний сад, что позволило создать максимально комфортные условия для творчества и детей и взрослых.

В настоящее время коллектив нашего детского учреждения работает над дальнейшим улучшением условий по театрально-игровой деятельности. Пополняются все виды театров новыми персонажами: куклами-марионетками, паркетным театром, куклами с “живой” рукой, куклой “говорящая голова” и др. Дети и взрослые осваивают приемы работы с ними. Продолжается работа театра-студии. Наши студийцы привлекаются к написанию сценариев своих будущих постановок, участвуют в концертах и конкурсах.

В 2003 г. было завершено обобщение опыта работы педагогического коллектива по развитию творческих способностей детей средствами театрализации под научным руководством кандидата филологических наук, доцента кафедры дошкольного образования и логопедии ТГПУ О.И. Киселевой. Опыт был представлен в методическом пособии “Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности” (Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003).

Ежегодно дети нашего детского сада выступают на конкурсах и фестивалях. В 2006 году дети и педагоги ДОУ приняли участие: в XII фестивале "Экология. Творчество. Дети." (г. Москва) в номинации Театральный конкурс (спектакль "Такое дерево") - детский сад, педагоги и дети награждены дипломами лауреата; в IV городском экологическом конкурсе детских театров и агитбригад "Через искусство – к зелёной планете" (г. Томск), участники награждены дипломами и призами, ДОУ – почётной грамотой за оригинальность. В марте 2007 году приняли участие в первом Областном конкурсе "Детский сад года- 2007", были награждены дипломом за победу в номинации "Лучшая организация художественного творчества детей".

 Литература.

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. –127 с.
  2. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 1982. – 191с.
  3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. - 208 с
  4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
  5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
  6. Сорокина Н. Ф. Программа “Театр–творчество–дети” //Дошкольное воспитание. 1996. № 8, 9, 11.
  7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 1997. № 6. С. 61-63; 1998. №2. С.129-130.
  8. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ, 2001. - 160 с.
  9. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыки общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – СПб: “ДЕТСТВО - ПРЕСС”, 1998. - 384 с.

Приложение 1