Урок-презентация по теме: "В человеке все должно быть прекрасно…" (Страницы жизни и творчества А.П. Чехова)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели урока:

1. Обучающие:

- расширить представление о творчестве Чехова;

- познакомить учащихся с программными и внепрограммными

произведениями писателя;

- обобщить, закрепить сведения о жизни и творчестве А.П.Чехова;

- совершенствование надпредметных умений литературоведческого

анализа текста, оперирование литературоведческими терминами;

2. Развивающие:

- научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственную пози-

цию писателя;

- развитие умения слушать, анализировать; совершенствовать навыки

монологического высказывания;

- развитие творческих способностей у учащихся;

- развитие умения анализировать прозаические произведения, обобщать,

аргументировать свои ответы;

- развитие познавательного интереса учащихся к творчеству писателя;

- развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собст-

венного жизненного опыта

3. Воспитательные:

- прививать интереса к предмету;

- воспитывать интерес к творчеству писателя;

- воспитывать через творческую активность учащихся духовность,

чувство прекрасного, эстетические вкусы, любовь к жизни и её

понимание;

Методы и приёмы:

      • работа по изучению и обобщению характеристики творчества А.П.Чехова;
      • использование мультимедийной презентации;
      • анализ рассказов, изученных ранее и самостоятельно прочитанных;

Оборудование:

      • Мультимедийная презентация “Жизнь и творчество А.П.Чехова”; (Приложение 1)
      • Выставка книг, посвящённых творчеству писателя;
      • Художественные тексты чеховских рассказов;

Опережающее задание: - подготовка рассказов, изученных ранее и самостоятельно прочитанных (“Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”, “ Горе”,

“Тоска”, “Враги”, “Егерь”, “Студент” и т.д.).

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Наш сегодняшний урок, посвященный творчеству А.П.Чехова, я назвала словами, принадлежащими самому писателю: “В человеке всё должно быть прекрасно…”. Именно эти слова потрясающе мудрого человека, пристально вглядывающегося в обыденное существование простых людей, точно характеризуют творчество самого писателя, эстета, художника слова – Антона Павловича Чехова.

Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями художественного мироощущения писателя, понаблюдаем, как формировалось мировоззрение этого талантливого человека, определим, как отразилась эпоха в его произведениях, убедимся, что всё творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.

II. Работа по теме.

- Итак, тема нашего урока: “В человеке всё должно быть прекрасно…”

(Страницы жизни и творчества А.П.Чехова)

Дальнейшая работа осуществляется с применением презентации учителя “Страницы жизни и творчества А.П.Чехова”

1. Рассказ о детских и юношеских годах Чехова, оказавших влияние на формирование личности будущего писателя (одновременно демонстрируются слайды 1-10 Приложения)

Вывод: Непросто, очень непросто складывалась судьба Чехова. Но это были годы большой внутренней работы для него, голы раннего становления, когда он учился быть независимым, несмотря на трудности жизни, когда он “выдавливал из себя раба по каплям”. Но была огромная воля к жизни, был свой, чеховский юмор, душевная свобода.

“Не стоять ниже уровня среды, в которую попал” - вот, пожалуй, один из девизов Чехова.

2. Московский период.

Ещё в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах.

Писать – было его внутренней потребностью (работа со слайдами 11-16 Приложения).

2.1. Выступление подготовленных учащихся с литературоведческим анализом отдельных рассказов, созданных в данный период.

- Рассказы “без героя”. Задача – развлекаться, смеяться, а не высмеивать.

- Тема “маленького” человека – гротескные историйки (“маленький” человек превратился в мелкого человек, утратил гуманистические качества). Герои рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника” лишены человеческого, поэтому не вызывают сочувствия.

- Тема мотыльковой, ускользающей красоты (“Рассказ госпожи NN”). Решение темы: красота изредка посещает мир, но это залог грядущего изменения жизни.

- Тема Родины (повесть “Степь”). Гроза в степи – это символическое обновление жизни. Предчувствие перемен можно отметить в творчестве 90-х гг.XIX в.

Вывод: Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы XIX века, в эпоху переоценки ценностей. Нельзя не обратить внимание на особый авторский почерк: его авторский голос скрыт, он изображает общую картину жизни по мельчайшим её деталям. Особенности рассказов Чехова: шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности. Основной лейтмотив творчества – призыв к духовной свободе и раскрепощению человека.

3. Третий этап творчества (с 1892 года). Работа со слайдами 17-21 Приложения.

Слово учителя о жизни Чехова в Мелихово. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что Чехов был чрезвычайно скромен, не терпел шума вокруг своего имени. Скромность писателя, его равнодушие к славе – вот отличительная черта Чехова. И жизни, и в литературе он стремился к простоте и скромности. Но в то же время он был настоящим борцом за лучшую, светлую жизнь.

3.1.Чехова тревожит будущее страны, его волнуют политические вопросы, он проявляет интерес к общественным проблемам. В повести “Палата №6” дана законченная и бескомпромиссная характеристика современной Чехову социально-политической действительности. “Всюду палата №6”. Это – Россия…Палата – это Русь”.

3.2. Тема любви позволяет поставить этические вопросы, изучить человеческий характер во всех проявлениях (“Верочка”, “Огни”, “Огни”).

3.3.Тема футлярной жизни – одна из главных тем творчества Чехова. Писатель считает, что футляр – это собственническая сытость, самодовольство; человека не может удовлетворять только лично счастье, он должен стремиться к иной деятельности . Рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” - опровержение основ существующего общественного строя России.

3.4. Тема “дворянских гнёзд” поднята и в повести “Дом с мезонином”. Здесь Чеховым резко подчёркнуты черты изжитости, дряхлости, обречённости. Главная мысль повести – любовь покидает мир, в котором люди одержимы претензиями на право владения истиной и забывают мудрость: “никто не знает настоящей правды”.

- Мы ещё познакомимся с прекрасными произведениями Чехова, созданными в Мелихово, в том числе и с такими, как “Ионыч”, “Попрыгунья”, “Дуэль”, где увидим Чехова-философа, увидим, что его отрицательные персонажи не всегда однозначно плохи, положительные не во всём и всегда правы. А главное, герои не статичны, их характеры меняются. Под слоем бытовых, вроде бы не слишком интересных подробностей, скрыт глубокий философский подтекст.

4. Ялтинский период (Работа со слайдами 22-27 Приложения).

4..1 Рассказ о ялтинском периоде, одновременно с демонстрацией слайдов. Необходимо обратить внимание на особенности драматургии Чехова (“театр философского настроения”).

4.2. Взаимоотношения с режиссерами, актёрами МХАТа

5. Чеховский нравственный кодекс жизненного бытия

(Работа со слайдами 28-33 Приложения.)

III. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок, посвящённый теме: “В человеке всё должно быть прекрасно…”( по страницам жизни и творчества А.П.Чехова).Наш сегодняшний разговор не должен остаться незамеченным, потому что мы сегодня открыли Чехова-мыслителя, глубоко переживающего за судьбы людей, страны, Чехова - непримиримого борца за освобождение человека от внутреннего рабства, призывающий к духовной свободе и раскрепощению… Нас ждут замечательные уроки-“погружения”в рассказы, повести, драматургию Чехова... Мы поговорим и о социальном конфликте, и о любви…

А сейчас мне очень хочется отметить всех, кто готовился к этому уроку-открытию вместе со мной и помог мне его провести….

IV. Домашнее задание.

А теперь задание на следующий урок:

1. Сочинение-миниатюра. “Что ценил и что отвергал Чехов в жизни?” (Опираясь на творчество писателя)

2. Читать рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”