Элективный курс "Я выбираю профессию"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Выбор профессии стал серьезной жизненной проблемой для большинства учащихся общеобразовательной школы. Профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью.

Для учащихся 9-х классов выбор профиля обучения и будущей сферы профессиональной деятельности – самый главный вопрос их образовательного развития.

Данная программа призвана обеспечить социальное развитие учащихся школы путём усиления их личностного потенциала и подготовки к будущей профессии. Представленная программа насыщена не только теоретическим, но и практическим активизирующим профориентационным материалом.

Цели курса:

  1. Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся.
  2. Выявление определенного общего интереса как индивидуально-типологической особенности учащихся.
  3. Оказать помощь учащимся в приобретении теоретического опыта работы по конкретной профессии и на основании этого определить путь дальнейшего профессионального обучения.

Задачи:

  1. Повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
  2. Развивать рефлексивные умения, умения самопознания и самооценки учащихся.
  3. Расширить знания о мире профессий, о новых формах организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров, взаимодействия человека и профессии.
  4. Формировать осознанное профнамерение на пути продолжения образования.
  5. Познакомить со способами получения профессионального образования и препятствиями, которые могут осложнить задачу.
  6. Обозначить основные пути к достижению успеха в профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы уже в юношеском возрасте.

Содержание курса составляют знания психологической и профориентологической науки.

Курс рассчитан на 8 часов.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;
  • психодиагностические методы исследования личности;
  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Продолжительность: занятия 45 мин.

Проведение занятий: один раз в неделю.

Количество человек: 12–15 человек.

Схема занятий:

  1. Информационный блок. Психологическое, профориентологическое просвещение.
  2. Практический блок. Упражнения, задания, игровые микроситуации и т.д.
  3. Рефлексивный блок и ритуал-завершение.

Завершением курса является творческий проект “Моя профессиональная карьера”. <Рисунок 1>

Примерный перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  • правила выбора профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
  • классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Результатом обучения является составление личного профессионального плана, который поможет учащимся самоопределиться в будущей профессиональной деятельности.

Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
  • итоговый контроль в форме презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности (индивидуальный творческий проект “Моя профессиональная карьера”).

Тематическое планирование

Тема занятия

Формы занятий

Кол-во
часов

1

Занятие 1. Знакомство.

Тренинговые упражнения

1 ч.

Раздел 1. Профессии и их классификация

2

Занятие 2. Понятие о профессии и специальности.

Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия

1 ч.

3

Занятие 3. Общий обзор классификации профессий.

1 ч.

4

Занятие 4. Типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессии.

1 ч.

Раздел 2. Человек и профессия

5

Занятие 5. Активизирующая профориентационная методика “За и против”.

Практическая работа по выявлению учащимися предпочтительных групп профессий для себя

1 ч.

6

Занятие 6. Требования профессии к человеку. Интересы и склонности. Активизирующая профориентационная методика “5 шагов”.

Лекция, игровые микроситуации.

Игровая ситуация, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

1 ч.

Раздел 3. Навыки самопрезентации

7

Занятие 7. Как добиться успеха при устройстве на работу. Интервью при приеме на работу.

Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия

1 ч.

8

Занятие 8. Защита творческого проекта “Моя профессиональная карьера” (оценка сформированности личного профессионального плана).

Подведение итогов, защита творческих проектов, рефлексия

1 ч.

Всего часов:

8 ч.

Содержание курса

Занятие 1. Знакомство. Приложение1.

Теоретическая часть. Организационный момент. Установление правил работы на занятиях. Справка о том, чем учащиеся будут заниматься на предлагаемом элективном курсе. Выработка правил работы в группе.

Практическая часть. Упражнение “Мое имя и как я к нему отношусь”. Упражнение “Снежный ком”. Упражнение “Имя-профессия”. Упражнение “Интервью”. Упражнение “Волшебный магазин”. Рефлексия. Упражнение “Незаконченные предложения”.

Ритуал-завершение “Импульс рукопожатий”.

Раздел 1.  Профессии и их классификация

Занятие 2. Приложение 2.

Теоретическая часть. Понятие о профессии и специальности.

Практическая часть. Упражнения с целью закрепления материала. Игровое профориентационное упражнение “Самая-самая”

Ритуал-завершение “Импульс рукопожатий”.

Занятие 3.

Теоретическая часть. Общий обзор классификации профессий.

Практическая часть. Упражнения с целью закрепления материала. Игровое профориентационное упражнение “Профессия на букву”

Ритуал-завершение “Импульс рукопожатий”.

Занятие 4.

Теоретическая часть. Типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессии.

Практическая часть. Упражнения с целью закрепления материала. Игровое профориентационное упражнение “Цепочка профессий”

Ритуал-завершение “Импульс рукопожатий”.

Раздел 2. Человек и профессия

Занятие 5.

Практическо-диагностическая часть. Активизирующая профориентационная методика “За и против”.

Ритуал-завершение “Импульс рукопожатий”.

Занятие 6.

Теоретическая часть. Требования профессии к человеку. Интересы и склонности. Как выявить интересы и склонности. Как управлять интересами и склонностями. Активизирующая профориентационная методика “5 шагов”.

Практическая часть. Упражнение “Человек-профессия”. Игра “Три судьбы”. Игровое профориентационное упражнение “Автопортрет”. Планирование жизненных и профессиональных перспектив. Активизирующее профориентационное упражнение “5 шагов”.

Ритуал-завершение “Импульс рукопожатий”.

Раздел 3. Навыки самопрезентации.

Занятие 7.

Теоретическая часть. Как добиться успеха при устройстве на работу. Как заполнить анкету. Как успешно выдержать собеседование. Интервью при приеме на работу. Развитие профессиональной деятельности и карьеры.

Практическая часть. Игровые профориентационные упражнения “А вот и я”, “Эпитафия” и игра “Стажёры-инопланетяне”. Упражнение “Ассоциации”. Ролевая игра “Интервью”.

Ритуал-завершение “Импульс рукопожатий”.

Домашнее задание на зачетное занятие. Приложение 3.

Занятие 8.

Защита творческого проекта “Моя профессиональная карьера” (оценка сформированности личного профессионального плана). Выступления учащихся – презентации проектов. Подведение итогов.

Ритуал-завершение “Импульс рукопожатий”.

Список использованной литературы

  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие. – М., 2001.
  2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия – М.: Знание, 1991.—191 с.
  3. Брайон М. Тесты для профессионального отбора – 2-е изд. – СПб: Питер, 2005. – 156 с.
  4. Прощицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8—11 кл. общеобразоват. учреждений.— М.: Просвещение, 1995.—191 с: ил.
  5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2002. – 254 с.
  6. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Митиной. – М., 2003. – 123 с.