Интегрированный урок по истории и литературе на тему: "Быт и нравы купечества"

Разделы: История и обществознание, Литература


Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. Основной задачей современного образования является подготовка учащихся к жизни в информационном обществе. Интеграция и межпредметные связи, используемые в различных системах обучения, позволяют вывести процесс познания учеников на более высокий творческий уровень, формировать у учащихся целостное восприятие картины мира. Интегрированный урок истории и литературы по теме: «Быт и нравы купечества» был проведен нами в 10 классе в связи с изучением в курсе истории учебного материала, связанного с преобразованиями в России во второй половине XIX века.
Пьесы Островского А.Н. очень ярко отражают стремительные перемены, совершающиеся в новой, пореформенной России. Чтобы восстановить связь времен и нагляднее показать, как изменилась русская жизнь, необходимо обратиться сразу к двум пьесам: «Бесприданнице» и «Грозе». Патриархальная простота быта и нравов («Гроза») уходит в прошлое. Жизнь торгово-промышленных слоев общества все более усложняется, пошатнулись нравственные устои общества. Об этом как раз мы читаем в «Бесприданнице» и на это обращает наше внимание театральный критик XIX века Буренин В.П.: «Драма Островского, говоря банальным выражением, задевает одну из самых жгучих ран… печальной современности. В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных «слоях».
Цель урока: выяснить, как изменялся образ жизни купечества в течение второй половины XIX в.; сравнить быт и нравы купцов конца XIX в. и предпринимателей конца ХХ века; продолжить работу над развитием навыков сопоставления различных источников, в том числе и литературных произведений, обобщения материала.
Мы провели двухчасовое семинарское занятие, распределив задания и вопросы для обсуждения заранее. На уроке можно организовать работу в группах.
В начале урока учащимся дается раздаточный материал, который они должны прочитать и ответить на вопросы:

«В последнее время русское общество выделило из себя нечто на манер буржуазии, то есть новый культурный слой, состоящий из кабатчиков, процентщиков, железнодорожников, банковских дельцов и прочих казнокрадов и мироедов. В короткий срок эта праздношатающаяся тля успела опутать все наши палестины; в каждом углу она сосет, точит, разоряет и вдобавок нахальничает… Это совсем не тот буржуа, которому удалось неслыханным трудолюбием и пристальным изучением профессии (хотя и не без участия кровопивства) завоевать себе положение в обществе; это – просто праздный, невежественный и притом ленивейший забулдыга, которому, благодаря слепой случайности, удалось уйти от каторги и затем слопать кишащие вокруг него массы «рохлей», «ротозеев» и «дураков»…
По всей веселой Руси, от Мещанских до Кунавина включительно, раздается один клич: идет чумазый! Идет, и на вопрос: что есть истина? Твердо и неукоснительно ответит: распивочно и навынос! Присутствуя при этих шумных предвкушениях будущего распивочного торжества, пропащие люди жмутся и ждут… Они понимают, что «чумазый» придет совсем не для того, чтобы «новое слово» сказать, а для того единственно, чтобы показать, где раки зимуют».

«…прежние рамки прежнего купца вдруг страшно раздвигаются в наше время. С ним вдруг роднится европейский спекулянт, на Руси еще прежде неведомый, и биржевой игрок. Современному купцу уже не надо залучать себе на обед «особу» и давать ей балы; он уже роднится и братается с «особой» на бирже, в акционерном собрании, в устроенном вместе с «особой» банке; он уже теперь сам лицо, сам «особа». Главное, он вдруг увидал себя решительно на одном из самых высших мест в обществе, на том самом, которое во всей Европе давно уже, и официально и искренно, отведено миллиону, и – уж, разумеется, не усомнился сам в себе, что он и впрямь достоин этого места. Одним словом, он все более и более убеждается теперь сам, от самого чистого сердца, что он-то и есть теперь «лучший» человек на земле взамен даже всех бывших прежде него. Но грозящая беда не в том, что он думает такие глупости, а в том, что и другие (и уже очень многие), кажется, начинают точно также думать. Мешок у страшного большинства, несомненно, считается теперь за все лучшее. Наступает вполне торжество идей, перед которыми никнут чувства человеколюбия, жажда правды, чувства христианские, национальные и даже народной гордости. Наступает, напротив, матерьялизм, слепая плотоядная жажда личного матерьяльного обеспечения, жажда личного накопления денег всеми средствами – вот все, что признано за высшую цель, за разумное, за свободу, вместо христианской идеи спасения лишь посредством теснейшего нравственного и братского единения людей: деньгами все куплю, всякую почесть, всякую доблесть, всякого подкуплю и от всего откуплюсь».

  • Как вы думаете, какой период в истории России описывается авторами? Приведите доказательства из текста.
  • Как вы думаете, кому могли принадлежать эти высказывания? (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский).

После обсуждения ответов обозначается тема урока и его основные задачи. Затем учитель рассказывает об истории становления купеческого сословия в нашей стране по данному плану:

  • самые ранние известия о древнерусских купцах относятся к первой половине IX века, они упоминаются в работах арабского географа Ибн Хордадбеха;
  • торговый путь из варяг в греки, купцы – гости;
  • В. Ключевский считал, что основная причина походов на Византию – защита купцов;
  • смута, реформы Петра I практически ликвидировали старое купечество;
  • формирование нового купеческого сословия было завершено городскими реформами Екатерины II и буржуазными реформами Александра II.

(Рассказ учителя сопровождается показом фрагментов видеофильма «Из истории русского костюма»).

Предоставляется слово группе ребят, работавших дома с текстом «Домостроя» и пьесой «Гроза» А.Н. Островского.

Домашнее задание для 1 группы: познакомьтесь с отдельными положениями «Домостроя» и ответьте на вопрос: Какие патриархальные традиции «Домостроя» нашли отражение в пьесе Островского А.Н. «Гроза»?

После ответа учащихся 1 группы были продемонстрированы фрагменты видеофильма «В мире русской литературы», ч.8 – «Как у нас за Москвой – рекой» (А.И. Островский), в которых наглядно показаны картины жизни московского Замоскворечья середины XIX в.
Далее класс получает задание: познакомиться с содержанием § 49 учебника Н.В. Загладина «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.: 10 класс. – М.: «Русское слово», 2003; (стр.348–349; 352–355) и ответить на вопросы:

  • Какие изменения произошли в экономике России во второй половине XIX века? Запишите их в тетрадь.
  • Как эти изменения повлияли на социальную структуру общества?
  • Найдите в текстах Салтыкова-Щедрина и Достоевского примеры, иллюстрирующие эти изменения.

Как перемены в жизни купечества отражены в пьесе Островского «Бесприданница» рассказывают учащиеся другой группы, которые работали над следующими вопросами:

– В.Я Лакшин в статье «Мудрость Островского» писал: «Купцы в «Бесприданнице» (1878) мало напоминают тех, с которыми драматург знакомил нас в «Своих людях…» и в «Грозе». Согласны ли вы с этим утверждением?
– Сравните язык персонажей «Грозы» и «Бесприданницы» («Гроза» – д.4, явл.2; «Бесприданница» – д.1, явл.6).
Что вы узнали из диалога Гаврилы и Ивана («Бесприданница», д.1, явл.1) о Кнурове, Вожеватове, Паратове и о семействе Огудаловых? Как простые жители города относятся к «хозяевам жизни»?
– Что говорит об этих людях в своем монологе Карандышев («Бесприданница», д.2, явл.6)?
– В действии 1, в диалоге Кнурова и Вожеватова, появляется ведущий мотив пьесы – товар и его цена. Что или кто является товаром? Какова его цена?
– Проследите развитие мотива купли-продажи («Бесприданница», д.2, явл.1,2,7,8,9). Как он «материализуется» в д.4, явл.6?
– Можно ли драмы «Гроза» и «Бесприданница» считать художественным анализом социальных проблем русского общества, хотя основным в них является социально-бытовой конфликт?

На следующем этапе урока ученикам предлагаются материалы для сравнения двух пореформенных периодов истории второй половины XIX и конца ХХ вв.: «Хроника событий постсоветского периода» и фрагмент из книги Ф. Незнанского «Синдикат киллеров». Проанализировав их, они должны ответить на вопросы.

Хроника событий постсоветского периода (Селезнев Г.К. Политическая история современной России. М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 г.):

  • В конце сентября 1992 г. правительство объявило о повышении цен на энергоносители. Цена на нефть выросла более чем в два раза, на уголь – на 30%. Уровень жизни населения снизился на 65–70%. Примерно 113 млн. человек имели доходы ниже черты бедности.
  • На 5-й сессии российского парламента (сентябрь 1992 г.) вице-премьер А. Чубайс выступил с обоснованием правительственной программы приватизации и президентского указа о ваучерах. Он утверждал, что с помощью ваучеров каждый из 150 млн. россиян получит право приобрести несколько акций предприятий. Ценность одного ваучера, по его словам, была достаточно высока и равнялась стоимости автомашины марки «Волга».
  • Уникальное предприятие «Норильский никель» стоимостью в 12–15 млрд. долл. (только ежегодный доход от реализации металлов 2,8–3 млрд. долл.) был продан за 140 млн. долл. Точно также был «продан» 51% акций компании «Сибнефть». Б. Березовский со своей группой уплатил 0,6 млрд. (новых) рублей при рыночной стоимости пакета, по расчетам аудиторов Счетной палаты, в 16,2 млрд. В 25 раз дешевле реальной цены. Убыток государства составил 15,6 млрд. рублей.
  • В России появились сотни тысяч «новых русских». Наиболее удачливые из них, используя несовершенство законодательства и коррупцию среди госчиновников, вскоре превратились в «олигархов», стали финансовыми «тяжеловесами», возглавив коммерческие банки и финансово-промышленные группы.
  • В 1997–1998 гг. в России совершено более 3 млн. тяжких преступлений – убийств, разбойных нападений, грабежей.
  • Российские капиталисты, напуганные разгулом бандитизма в стране, принимают экстраординарные меры: нанимают телохранителей, создают собственные частные армии охранников, покупают бронированные автомобили, устройства для обнаружения взрывчатки, пуленепробиваемые жилеты. Но они не могут купить на свои деньги спокойствие. Проблема заказных убийств сохранила свою актуальность. Их раскрываемость не превышает 12%.
  • Помимо насилия не меньшую угрозу для людей и всего общества представляют «тихие» формы преступлений – коррупция среди чиновников госаппарата, распространение наркотиков, создание финансовых «пирамид» («МММ», «Тибет», «Властелина», «Чара» и т.д.), подделка банковских документов (фальшивые авизо). Авторитетные эксперты пришли к выводу, что по уровню коррупции Россия занимает 3-е место в мире после Боливии и Нигерии.
  • На сессии Государственной Думы весной 1994 г. отмечалось, что «коррупция, как ржа, поразила государственные структуры, кредитно-финансовую систему, бизнес … В1993 г. выявлено более 52 тыс. преступлений, связанных с коррупцией».
  • Возмущение многомесячными задержками зарплаты вызвало забастовки шахтеров Воркуты, Кемерово, Приморья. О желании и готовности организовать акции протеста заявили учителя, врачи, жены офицеров, научные работники и др. Причины неплатежей: «прокручивание» в коммерческих банках средств, выделенных на зарплату рабочим, саботаж уплаты налогов, организация бартерных сделок, открытия «подпольных» счетов, перевода большей части прибыли в иностранные банки и т.д.
  • Крах рубля 17 августа 1998 г. разорил миллионы простых людей России. Четыре десятка самых крупных олигархов, получив от коррумпированных чиновников секретную информацию об угрозе дефолта, в период с 20 июля до 15 августа избавились от большинства векселей ГКО, продав их на бирже, погасив ими свои долги государству и частным банкам.
  • Рост преступности в постсоветский период обусловлен рядом причин. Появилась постоянная армия безработных, усилилась социальная дифференциация граждан, произошло падение общественной морали, возникла и быстро росла организованная преступность. Представительные, исполнительные и правоохранительные структуры власти были затронуты внутренним разложением.

Вопросы для учащихся:

  • Какие изменения произошли в экономике России в конце ХХ века?
  • Как эти изменения повлияли на социальную структуру общества?

Ф. Незнанский «Синдикат киллеров»

«Старинный трехэтажный особняк, который возвышался над своими приземистыми замоскворецкими соседями, примерно в середине Климентовского переулка, принадлежал генеральному директору многопрофильной фирмы «Сибирь»…
Этот особняк был давно внесен Моссоветом в реестр строений, представляющих определенную историческую и градостроительную ценность, и поэтому добрых пять десятков лет, покорно разрушаясь, дожидался очереди на реставрацию. Населяли его разные конторы, въехавшие сюда Бог весть когда и не имевшие никакого желания покидать это удобное местечко в самом сердце относительно тихого еще Замоскворечья… Дом ждал хозяина.
И дождался. Договор на многолетнюю аренду стоил М. больших денег. И в Моссовете, и в райисполкоме – на всех уровнях. Но он знал, с кем имеет дело, и не спорил. Дом того стоил.
Потом начался ремонт, а скорее новое строительство, тоже съевшее немало средств. Года не прошло, как засиял старый купеческий особняк, упрятанный в глубине двора, отгороженного кованой чугунной решеткой, первозданной своей красотой.
На первом этаже М. разместил офис, Московское, так сказать, свое сибирское представительство, а на двух остальных были жилые помещения: зал для приемов, закутки всякие, личный кабинет, а кроме того, спальни и комнаты для детей, которых у него было двое.
И в то же время, если бы М. спросили, а что его, собственно, привязывает к этой стране, он вряд ли сразу и ответил. А в самом деле – что? Возможность быстро сделать очень большие деньги? Причем почти без проблем. Если под проблемами понимать так называемые общечеловеческие ценности: всеобщую справедливость, безоглядный и безвозмездный патриотизм и прочие химеры, рассчитанные на умственно отсталого обывателя. Он всегда был достаточно жестким и трезвым дельцом, чтобы позволить себе расслабиться и уступить куш более удачливому конкуренту, даже если тот является ближайшим другом… М. считал себя человеком открытой души, широкой натурой. И поэтому не реже раза в месяц собирал в своем новом особняке служивую и деловую публику, устраивая негромкие, но вполне достойные приемы. Приезжали также известные артисты, певцы и балерины, писатели, хорошо знакомые хозяину по их сибирским гастролям. Нет, конечно, первые лица в государстве не посещали гостеприимный дом. Пока. Все-таки не совсем еще тот уровень, а вот новые бизнесмены, банкиры, хозяева компаний и фирм и даже некоторые министры, не говоря уж об их замах, – те почитали за честь.
Он был теперь достаточно богат, чтобы, по собственному выражению, начать ценить подлинную красоту. Вот и сегодня завершилась, наконец, удачная сделка: у бедных и оттого безумно нудных наследников художника Юона ему удалось купить несколько картин и этюдов, которые были написаны еще в начале века. Причем недорого, сравнительно конечно. Чем же, скажем не повод для презентации, как нынче принято выражаться?»

Задание: прочитайте фрагмент из книги Ф. Незнанского «Синдикат киллеров». Сопоставьте его с высказываниями М.Е. Салтыкова-Щедрина и Ф.М. Достоевского, найдите характерные приметы времени, описанные авторами разных эпох, и отметьте общие черты.

В качестве иллюстрации изменений в современном бизнесе заслушиваются 2–3 сообщения учащихся об известных предпринимателях 90-х гг. ХХ в. (по материалам СМИ), которые сопровождаются подготовленными ими презентациями.

Работая с источниками, в том числе и с литературными произведениями, необходимо обязательно принимать в расчет одну очень важную и характерную особенность: соотношение классового и сословного признаков. После отмены крепостного права и вступления России на путь интенсивного капиталистического развития в обществе внедряется новая шкала ценностей и приоритетов. Общественную значимость определяли уже не только и не столько юридические нормы, не наследственное или приобретенное сословное состояние, а имущественное положение конкретного лица, его место в системе общественного производства или, проще говоря, отношение к собственности и род занятий. К концу XIX века эта тенденция проявилась уже со всей очевидностью. Директорами банка, страхового общества, промышленной корпорации могли быть и «благородные господа», и купцы, и мещане, и крестьяне. Успешная предпринимательская деятельность не зависела от древности рода. Подобные изменения происходили и в конце ХХ века. Становление предпринимательского класса в нашей стране происходило достаточно быстро и жестко, но стабилизация политической сферы, формирование новой законодательной системы позволили появлению и развитию «честного» бизнеса.
Анализ урока показал, что использование художественных образов, литературных произведений на уроках истории вызывают дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждает к эмоциональному восприятию знаний, повышает непроизвольное внимание учащихся на занятиях.

Домашнее задание по истории: § 49 (Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.: 10 класс. – М.: «Русское слово», 2003);
Домашнее задание по литературе: напишите сочинение-миниатюру в стиле А.Н. Островского на тему: «Нравы города Бряхимова» или «Нравы современного города N»

Литература:

1. Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н. Островского «Гроза» // Литература в школе. – 1998, № 3.
2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. – Полн. собр. соч., т.23. – Л., 1981.
3. Лебедев Ю.В. Россия 1870–1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы»
А.Н. Островского // Литература в школе. – 1996, № 4.
4. Незнанский Ф.Е. Синдикат киллеров. – М.: АСТ; «Дрофа», 1997.
5. Салтыков-Щедрин М.Е. Убежище Монрепо. – Собр. соч., т.13. – М., 1972.
6. Селезнев Г.К. Политическая история современной России. – М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001г.