Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии путем внедрения модульной технологии

Разделы: Химия


Активная самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке является одним из результатов внедрения ЛО обучения . На которое переходят многие образовательные учреждения в рамках современной педагогической концепции. Наиболее доступной технологией для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении школьников является модульная технология. Это связано с тем, что основные методы данной технологии хорошо известны учителям и широко применяются в практике формирующего и развивающего обучения:

  • метод самостоятельной работы с учебником и дидактическими карточками;
  • частично-поисковые и проблемные методы;
  • метод опорных сигналов и т. п.

Знакомы учителям и формы работы:

  • лекция;
  • семинар;
  • консультация;
  • зачёт и т. п.

Назначение данной технологии: организовать самостоятельное учение школьников; удовлетворить образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями; развивать интеллект, самостоятельность, коллективизм, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, мотивационно управлять учением.
Модуль представляет собой комплекс методических рекомендаций по нахождению и изучению материала, комплекса дидактических материалов и заданий для выходного контроля.
На начальном этапе по применению модульной технологии большинство учителей используют уже готовые модули предлагаемые в методпособиях, предметных журналах.
В начале своей работы с модулями, учитель неизбежно сталкивается с определёнными затруднениями. Одним из них является неподготовленность учащихся к такой форме деятельности. Ученики, обучаясь в системе формирующих и развивающих технологий, чаще всего не умеют самостоятельно планировать свою учебную деятельность, объективно оценивать свои возможности и результаты своей деятельности. Поэтому, многие педагоги, внедряя данную технологию, не сразу получают требуемый результат. Но не следует сразу разочаровываться в этой технологии. Постепенно ученики адаптируются к новой форме деятельности, и работать им становится легче. Учитель при этом освободится от функции информатора и контролёра и получит возможность проводить консультационно-координационную работу с учащимися.
Как сделать такой адаптивный переход с привычных развивающих технологий на новую ЛО технологию с наименьшими затратами времени, средств на тиражирование модульных пособий и не нанося при этом ущерб качеству освоения программного материала учащимися? Вот проблема над которой работают многие, находя свои оптимальные пути решения.
В данной работе предлагается один из вариантов внедрения модульной технологии в обучении химии.
Попытки применения модулей на уроках химии в старших классах, казалось бы, более самостоятельных, вызывают затруднения. Старшеклассники довольно долго адаптируются к новой форме работы. Слишком глубоко укоренилась привычка «работать по шаблону». Поэтому резкий переход к не просто самостоятельному изучению материала, но и планированию своей деятельности, самоанализу, самоконтролю вызывает у них трудности и, как следствие, снижение качества усвоения материала. Из этого следует, что начинать вводить элементы модульной технологии нужно на более раннем этапе. По химии это в 8 классе, если нет пропедевтического курса в 7 классе. Важным показателем готовности класса к внедрению модульной технологии является уровень развития межпредметных умений: техника чтения, умение работать с текстом и рисунками и т. п. Тема для введения новой технологии должна содержать не сложный материал для усвоения учащимися, и не большого объёма. Учащиеся не должны так сразу перегружаться работой и на уроке и дома, доделывая то , что не успели. Это может вызвать резкое негативное отношение к новой форме обучения и поставить психологический барьер на пути внедрения новой технологии. Особенно у той части учащихся, которые привыкли «отсиживаться» за спинами более активных одноклассников. Теперь им придётся работать самостоятельно на каждом уроке.
Эмоционально-психологический настрой учащихся очень важен, т.к. цель внедрения данной технологии: организация самостоятельного мотивационного учения школьников.
Итак, выбираем тему. Подходящей в курсе химии 8 класса по программе О.С. Габриеляна является тема «Соединения химических элементов», т.к. изучается в основном только состав соединений, их классификация и названия, закрепляются уже приобретённые понятия, и развиваются уже приобретённые умения. Помимо этого, классы соединений химических элементов будут изучаться в следующей теме «Свойства растворов электролитов», где повторяются сведения о соединениях, и можно устранить пробелы в знаниях, если возникнет такая необходимость.

Пример урока. Тема: «Кислоты»

Цель урока: изучить состав, классификацию и названия кислот.

Задачи:

  • формировать знания о составе и классификации неорганических кислот и их названиях, умения определять принадлежность веществ к классу кислот по формулам и называть их;
  • развивать навыки самостоятельного учения (планирование своей деятельности, ориентируясь на собственный уровень усвоения материала, работа с учебником и модульным пособием);
  • воспитывать.

Оборудование: образцы неорганических кислот, тарелки с нарезанными фруктами (яблоки, апельсины, лимоны),драже витамина С, универсальная индикаторная бумага, модульные пособия.

На доске: дата и тема урока, опорный конспект (Приложение 3), таблица с этапами урока и графой для записи «лучших».

I. Организационный момент

1. Мотивация.

Учащимся на пробу предлагаются кусочки различных фруктов и витамин С, с просьбой определить какие они на вкус. Делается вывод о происхождении названия класса. Учащиеся знакомятся с образцами неорганических кислот в склянках. Проводится проба индикаторной бумагой. Сравнивая результаты действия кислот из склянок и фруктов, учащиеся делают вывод о сходных свойствах . Учитель обращает внимание на то, что не все кислоты можно пробовать на вкус и объясняет правила обращения с кислотами на уроках и в быту. Далее делается сравнение действия на индикаторы кислот и оснований.

2. Ознакомление с темой урока, его задачами ( по модульным пособиям) и формой деятельности учащихся на уроке.

II. Проверка усвоения материала предыдущего урока

Игра «Лото» (Приложение 1)

Учащиеся работают в группах, сформированных в начале изучения раздела. Ведущими являются ученики, выбранные лучшими на прошлом уроке. Задача детей: узнать на карте лото формулы оксидов и оснований по названиям, которые зачитывает ведущий ученик, и закрыть их фишками малыми или большими. Большие фишки выдаёт ведущий игроку, первому, угадавшему формулу. Побеждает ученик закрывший игровое поле наибольшим количеством больших фишек. По окончанию игры ученики-ведущие сообщают фамилии лучших игроков. На доске записываются фамилии лучших учеников на данном этапе урока.

III. Изучение нового материала

1. Самостоятельная работа с учебником по модульным пособиям (Приложение 2)

Учащиеся работают по пути предложенному в графе «Задания и рекомендации для изучения темы» пункты 1-3.

2. Беседа по вопросам и заданиям модульного пособия и дополнение опорного конспекта на доске, начатого на втором уроке раздела. По результатам беседы учащиеся выбирают наиболее активных участников, их фамилии записываются на доске.

IV. Закрепление изученного материала

1. Выполнение проверочных работ. На уроке обязательно выполнить задания со значком , показывающие усвоение минимума содержания.

2. Самопроверка. Ученики проверяют своё решение по листам «Ответы и решения», в модульных пособиях отмечают в графе «Самопроверка» правильно выполненные задания - плюсом, неправильно выполненные – минусом. Производится подсчёт учеников, выполнивших верно все задания с треугольником, затем из них – дополнительно решивших задания с четырёхугольником и звёздочкой. Фамилии лучших учеников на данном этапе урока записываются на доске.

V. Подведение итогов урока

1. Выясняется в ходе беседы с учениками на сколько выполнены учебные элементы урока, т.е сколько учеников считает что справились с задачами урока.

2. Выставляются оценки «лучшим», записанным на доске. Остальные ученики самостоятельно определяют свою оценку по результатам проверочных работ, но в журнал данная оценка не выставляется.

VI. Домашнее задание

Изучить параграф 19. Проработать задания проверочных работ, выполненные на уроке с ошибками. Завершить работу с модульным пособием на достаточном для себя уровне.