Использование сибирских сказок в образовательном процессе как средство экологического воспитания школьников

Разделы: Работа с дошкольниками


Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так не проявляется его ум, так не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в сказках.

“Было время да прошло, а слова остались….” Так гласит забайкальская народная мудрость. И лучше не скажешь. Да прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в Слове. И наиболее ярко это видно на примере народных и авторских сказок, легенд и былей. Мы знаем, что литературная биография и кладовая различных творческих жанров Забайкалья богата и обширна изобилием сказочных материалов нашего края, которые отражают духовно-нравственное творчество забайкальцев, народов коренных: тунгусов (эвенков), бурят и пришедших позднее в эти места русских, именуемых в народе “рудознатцами”.

Так сложилось исторически, что Сибири была уготовлена судьба территории, которая собирала разноязычные народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Их взаимопроникновение, обогащение в условиях сурового климата выковало тот особый характер, который зовется Сибирским. Это сплав доброты и отзывчивости, силы и мужественности. Нередко у одного очага во время долгой пурги собирались бурят и русский, украинец и татарин, белорус и монгол. Они говорили на разных языках, но понимали друг друга и всегда находили общий язык, делились историей и бытом своего народа. По этому и количество собранного и сбереженного сибирского фольклора этих народностей огромно, поистине неисчислимо, и несет огромную ценность.

Сибирские и Забайкальские сказки необычны тем, что пришли к нам из давнего времени, что родились и были написаны на земле, где проживали наши предки; отражают мудрость и красоту души разных народов. Хотя как мы знаем, нелегкой была судьба коренных обитателей Сибири. Суровый климат, зависимость от природных условий, умение в них выживать, незащищенность от болезней, неумение вести натуральное хозяйство, гнет князей, купцов и шаманов – все это характеризовало особый характер и духовный склад сибирских народностей.

Читая Сибирские сказки, беседуя по содержанию со старшими дошкольниками, мы решаем экологические проблемы, связанные с образованием у подрастающего поколения экологического сознания и культуры, способности жить в согласии с законом природы, восприятия себя ее частью. Потому что герои сибирских сказок, легенд и преданий – это и сама Сибирская природа, озера и реки, горы и леса, которые одушевлены народным воображением; это и обыкновенно могучие национальные богатыри, одаренные сверхъестественной силой и умом, борющиеся за свободу народа. Правду и справедливость. В сказках о животных героями являются сибирские звери и птицы, рыбы и даже насекомые наделенные человеческими качествами.

Во многих сказках, составленных из стародавних сказаний, тексты дают представление о климатических особенностях края, речь идет о характерном для Забайкалья явлении (в морозные дни зимы вода в реках промерзает до дна, и, бывает, задыхающуюся от недостатка воздуха рыбу буквально выталкивает на поверхность реки. И люди говорят, иди не “лови рыбу”, а “собирай”). Сказки напоминают читателю о близости Тайги: нередко герой охотник, охотится в дремучем сосновом лесу на зверей: лося, бурого медведя, соболя, ондатру, снежного барана. Так в сказке “Волшебные рога Огаило” дети знакомятся с редким видом животных – снежном бараном-аргалием, занесенном в красную книгу, узнают о местах его обитания (Тайга и гольца Баргузинского хребта). В сказке “Кедровкины кладовки”, написанной по мотивам Таежной были, птицы сохраняют местные названия “кедровка”, “сойка”, тем самым детьми лучше воспринимается информация об этих птицах, повадках, местах их обитания. Информацию Байкальской рыбке – голомянка, и втором ее названии “Донюшка”, дети получают из сказки В.Стародумова “Голомянка”.

Педагоги достигнут тем больших успехов в своей деятельности, чем больше они будут черпать знания из источников о культуре и культуре наших предков.

Таким образом, по моему мнению, Сибирские сказки должны стать одной из составляющей части экологического воспитания дошкольников, которые наряду с экологическим воспитанием будут решать проблему регионализации образовательного процесса в ДОУ.