Развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картин

Разделы: Начальная школа


(рисунок1)

Задачи урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пластова;
  • учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;
  • привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
  • способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;
  • совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
  • формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
  • учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

1. Подготовка учителя к уроку.

Материал о жизни и творчестве Аркадия Александровича Пластова учитель может взять из справочных материалов о художниках.

2. Подготовка к восприятию картины.

- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)

Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

3. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях.

- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский:

“Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал.

С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

А вот отрывок из стихотворения И. А. Бунина “Первый снег”:

... Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.

Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?

Как говорит Бунин о том, что снег идет? (“Снегом понесло”). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.

4. Рассматривание картины.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

5. Беседа по содержанию картины.

Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку, лет десяти и мальчика, лет семи. Это деревенские ребята).

- Опишите их внешний вид. (Мальчик - в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное. Торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались в торопях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

6. Работа со словарём настроений.

- Посмотрите на карточки, выберите слова- названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

радость

удивление

испуг

восторг

восхищение

грусть

волнение

беспокойство

интерес

Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

Здесь есть еще один герой - ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

7. Выявление изобразительных средств картины.

Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)

А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)

Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок).

8. Речевая подготовка к сочинению.

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

снег дети
земля ворона
небо береза

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

снег как стеклянный дождь
очень к лицу земле
как чистые капли воды
белая скатерть полей
лебяжий пух земли
робкий и тихий
пушистый и мохнатый
укрыл землю порошил
щекотал лицо кружился
порхал танцевал
опускался большими хлопьями

Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.

- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам ещё ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушными, глядя на это великолепие природы.)

Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья. Праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

9. Составление плана сочинения:

а) Первый день зимы.
б) Радость детей.
в) Цвет и настроение картины.
г) Моё отношение к картине.