Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема Родины в лирике С.Есенина

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

  • проследить эволюцию этой темы в творчестве поэта;
  • показать народность творчества С. А. Есенина.

Оборудование урока:

  • портреты и фотографии Есенина;
  • иллюстрации к стихам.

Ход урока

Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

С. Есенин

Моя лирика жива
Одной большой любовью -
Любовью к родине, чувство родины -
основное в моем творчестве.

С.Есенин

1. Слово учителя

Великий поэт потому и называется великим, что его имя закономерно связуется с самыми обширными понятиями из жизни народа. С событиями истории и времени . Потому, может быть, словосочетания "Блок и Россия", "Есенин и Россия" мы воспринимаем не задумываясь о том, каким гением нужно обладать, чтобы твое личное и человеческое стало равным целым стихиям, мирам, материкам.

Великим их делает, на мой взгляд, родина. Да, единая тема их породнила - тема родины, России; два голоса сливаются в любовь сложную и беспредельную.

А. Блока и С. Есенина сблизила Россия - она у них одна. Но образ ее у каждого свой.

Сегодня мы проследим: какой видится С. Есенину родина.

Выразительное чтение стихотворения "Русь советская"

Вопрос

Что рассказал о своем отношении к советской России?

Простым или сложным оказалось это чувство?

Ученик. При чтении "Руси советской", прежде всего, бросается в глаза и покоряет предельная искренность автора, его открытость читателям. Есенин, как и прежде, объявляет себя крестьянским народным поэтом.

Вспоминая детство, поэт вновь ощущает свое родство с русской природой. Мы узнаем характерные для раннего Есенина поэтические образы, основанные на примах олицетворения и психологического параллелизма. Но узнавая прежнего, уже знакомого нам творца, мы чувствуем, что облик его стихов изменился, в них появилось нечто новое.

Если прежний Есенин как бы спешил изменить в стихах чувства, переполнявшие его сердце, то новый Есенин размышляет над особенностями эпохи, пытается постичь его противоречия.

Поэт показал закономерность того, что происходит в Советской России. Он испытывает чувство горького сожаления, что стал чужим для новой деревни.

В стихотворении "Русь советская" он говорит, что ни в чьих глазах не находит себе приюта ни у молодых, ни даже у стариков. Есенину впервые является мысль о том, что не только нет, но, может быть, никогда и не было той Руси, о которой он пел, что его вера в посланничество от "народа" была заблуждением:

Вот так страна!
Какого ж я рожна,
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Вывод:

Он прощается с деревней, обещая смиренно "принять" действительность, какой она есть. Мечтой Есенина оказалась самая идеальная, избяная Русь.

Доклад - сообщение ученика на тему "Образ Родины в ранних стихах Есенина" .

Показ презентации №1

Выразительное чтение стихотворения наизусть

"Неуютная жидкая лунность"

Какого отношение поэта к современности, и какие чувства он испытывает?

Ученик.

В этом стихотворении выражено сложное отношение поэта к современности, старая Русь, как и раньше, характеризуется образами равнин, луны, верб, весенних яблонь, берез и тополей. Но нет волшебного синего света, а есть "неуютная жидкая лунность", "тоска", "усохшие вербы".

Наблюдаются иные чувства: "равнодушен", "не мил", "разлюбил". Идеал поэта теперь не здесь. "Каменное и стальное" символизирует новую мощь России.

Природное и стальное перестали ощущаться, как враждебные, оценка их Есениным изменялось, взор его теперь устремляет в будущее родины. Призывая разумом необходимости преобразовании, чувствуя сердцем, боль утраты привычного и родного в деревенской жизни, поэт сомневается в своей личной судьбе

"Может в новую жизнь не гожусь..."

Преобразование жизни он признает безоговорочно, но самому себе не находит места в новой жизни.

Стихотворение "Каждый труд благослови, удача!

Чтение и анализ.

Чем объясняется глубокая грусть лирического героя?

Ученик

Глубокая грусть лирического героя объясняется чувством печали, грусти по утраченному:

Только я забыл, что я - крестьянин,
И теперь рассказываю сам,
Соглядатай праздный, я ль не странен
Дорогим мне пашням и лесам.

О каком простом и светлом, но утраченном счастье тоскует поэт? Кому он завидует?

Ученик

На мой взгляд, поэт считает простым и светлым каждодневный труд рыбака, пахаря.

Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку - чтоб с рыбой невода.
Пахарю - чтоб плуг его и кляча
Доставляли хлеба на года.

И желает им удачи, благословляет все живущее.

Он дает нам возможность почувствовать весомость, значимость крестьянской работы на земле. А чувство зависти поэт испытывает к тем, кому труд на земле дарует душевную ясность.

Потому так и светлы всегда
Те, что в жизни сердцем опростели
Под веселой ношею труда.

Стихотворение "Сорокоуст".

Чтение и анализ.

Как поэт воспринимает каменное и стальное?

1 ученик. Я думаю, что Есенин хотел показать образом жеребенка символ чего-то очень нежного, ласкового, теплого, живого. Но жизнь распорядилась по-другому. Нужнее всего, не выше перечисленное, а железное, стальное, холодное.

Поэту казалось, что новая жизнь, при которой родные поля оглашаются механическими звуками "железного коня", нарушают извечную гармонию человека с природой.

Действительно,