Урок математики в 5-м классе по теме: "Десятичные дроби"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • повторить правила действий над десятичными дробями, их применение при вычислениях, решении задач, уравнений;
  • развивать вычислительные навыки, мышление, внимание, память, чувство ответственности;
  • познакомить учащихся с историей возникновения десятичных дробей, прививать интерес к предмету.

Тип урока:

  • урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Форма проведения:

  • смотр знаний.

Оформление:

  • Плакат с темой и девизом: “Знания имей отличные по теме “Дроби десятичные”.
  • Наглядность с примерами на применение правил.
  • Задания для самостоятельной работы.
  • Сигнальные карточки. (+, -)
  • Изображение клоуна, Незнайки.
  • Жетончики для оценки работы учащихся на уроке (<Рисунок 1>)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Верно, неверно (с сигнальными карточками, устно письменная работа).

1. 0,5 – десятичная дробь. (+)

а) Прочитайте десятичные дроби: 1,5; 2,05; 0,008; 15,0204.

б) Приведите примеры десятичных дробей, в записи дробной части которых участвуют только сотые доли.

2. В записи обыкновенной дроби участвует только одно число и дробная черта. (-)

а) Прочитайте дроби:

б) Перечислите все числители и знаменатели.

в) Назовите правильные дроби, т. е. те, у которых …

г) Какие дроби называются неправильными? Из предложенных дробей назовите неправильные дроби.

д) Помним, что при записи десятичной дроби участвует запятая, разделяющая …, а при записи обыкновенной дроби – дробная черта, разделяющая … .

3. = 0,3. (+)

а) Как обратить обыкновенную дробь в десятичную?

б) Клоун придумал четыре равенства с обыкновенными и десятичными дробями. Левые и правые части этих равенств он написал на отдельных карточках. Выйдя к публике он вдруг забыл, какие из этих дробей равны. Ребята, помогите найти ему карточки с равными дробями.

На магнитной доске развешаны карточки (<Рисунок 2>)

Задание б) учащиеся выполняют письменно. Один человек работает у доски. Вот что должно получиться:

1/2= 0,5; 3/4 = 0,75; 2.5 = 0,4; 34/1000= 0,034.

4. 2 – смешанное число. (+)

а) Из чего состоит смешанное число?

б) Назовите целую часть и дробную часть данного смешанного числа.

5. 3. (-)

а) Как смешанное число записать в виде неправильной дроби?

б) Представьте в виде обыкновенной дроби следующие числа: 1

6. 0,5500 = 0,55. (+)

а) Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.

б) Сравните: 2,01 и 2,02; 15,873 и 9,873.

Вывешивается плакат (<Рисунок 3>)

в)

0,3

2,06

5,4

1,48

0,08

0,28

5,39

2,1

1,5

Назовите числа, большие числа 2,1; меньшие числа 1,5.

Расположите все числа в порядке возрастания. Это задание (задание 2) учащиеся выполняют письменно, один ученик работает у доски.

7. 3,298 примерно равно 3,2. (-)

а) Если после округляемого разряда стоят цифры 0; 1; 2; 3; 4, то разряд не … ; а увеличиваем на единицу, если после округляемого разряда стоят цифры … .

б) Округлите до указанного разряда следующие числа: 3,61 (до десятых), 0,728 (до сотых), 11,791 (до единиц), 845,98 (до сотен).

III. Подумайте (<Рисунок 4>)

IV. Чтение стихотворения Ю. Яковлева

(Начинает учитель)

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.

(Продолжает ученица)

Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не сможет подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звёзд математика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины куёт,
До самого неба рукой достаёт.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!

Но прежде проверим правила действий над десятичными дробями.

V. Проверка правил действий над десятичными дробями (в быстром темпе: вставьте пропущенные слова)

  1. При сложении десятичных дробей запятая …, аналогично поступаем и при …, если необходимо, то приписываем … .
  2. При умножении десятичных дробей на запятую …, а умножаем как …, но в произведении … .
  3. При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. в столбик …, а запятую … .
  4. При умножении десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. в столбик также не …, но запятую … .
  5. При делении десятичной дроби на натуральное число в частном ставим запятую тогда, когда … .
  6. Но при делении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. деление выполняем не …, а поступаем так, как …, т. е. запятую … .
  7. При делении десятичной дроби на десятичную дробь сначала в делимом и в делителе …, а затем выполняем деление на … .
  8. Но при делении на 0,1; 0,01; 0,001 и т. д. опять же в столбик не …, а запятую двигаем в …, т. е. поступаем так, как … .

VI. Встречи с клоуном

Клоун придумал несколько равенств на действия с десятичными дробями. Но карточки упали на мокрый снег и некоторые запятые стёрлись. Помогите клоуну исправить забавные равенства: 73 – 27 = 703; 42 + 17 = 212; 57 – 4 = 17; 9x0,4 = 36; 0,121 : 0,01 = 121; 32 + 18 = 5.

(Учащиеся выполняют задание письменно, один человек у доски.)

VII. Думай и соображай

1. Какой знак надо поставить между числами 5 и 7, чтобы получилось число большее, чем 5, но меньшее, чем 7? (запятую)

2. Найдите устно значение выражения:

1,58 + ( – 0,5) x (135 – 2,46 : 1,72 + 18). (1,58)

VIII. Встречи с клоуном

1. Мудрые пятиклассники! Я измерил две стороны своего треугольного забора. Они равны 18,7м и 13,6м. А третью сторону измерить не могу, т. к. забор пересекает канаву, которую мне с измерительным шнуром никак не перепрыгнуть. Мой сосед, который в прошлом году окончил школу с золотой медалью, сказал, что периметр моего забора равен 42,9м. сказал и ушёл. А я так и не понял, как мне измерить третью сторону и причём здесь странное слово “периметр”. Помогите мне! (<Рисунок 5>)

Учащимся предлагается решить задачу, не выполняя в тетрадях краткое условие – есть рисунок.

1) 18,7 + 13,6 = 32,3(м) – сумма длин двух сторон.

2) 42,9 – 32,3 = 10,6(м) – длина третьей стороны.

Ответ: 10,6 метров.

2. Дорогие пятиклассники! Ко мне вчера пришёл Незнайка и попросил помочь решить такую задачу: В трёх кусках 43,24 м материи. В одном куске в 1,5 раза больше, чем во втором куске, а в третьем куске в 2,2 раза больше, чем во втором куске. Сколько метров материи в каждом куске? Мне очень стыдно, но я не смог решить эту задачу. Может быть, вы решите её?

Учащиеся решают эту задачу составлением уравнения. (<Рисунок 6>)

1,5х + х + 2,2х = 43,24,

4,7х = 43,24,

х = 9,2.

9,2 м – во втором куске.

9,2 х 1,5 = 13,8(м) – в первом куске.

9,2 х 2,2 = 20,24(м) – в третьем куске.

Ответ: 9,2м, 13,8м, 20,24м.

IX. Из истории возникновения дробей

Вы, ребята, все устали.
Много думали, решали.
Отдохнуть уже пора!
Так послушайте, друзья,
О дробях обыкновенных,
И, конечно, десятичных.
Где? Откуда? И зачем?

Слушаются сообщения учащихся из истории дробей.

Х. Колесо фортуны

Дифференцированное задание учащиеся выполняют самостоятельно:

пример на 7 действий или 2) 7 примеров на различные действия.

Ответы к действиям и примерам – одинаковые (но не обязательно в одинаковом порядке), “закодированы” соответствующей буквой. После окончания решения составляется слово МОЛОДЕЦ. (<Рисунок 7>)

Задания: 1) 4,36 : (3,15 + 2,3) + (0,792 – 0,78) ? 350 + 1,09 х 5.

Буквы появляются в таком порядке: о,д,ц,м,о,е,л.

2)

а) 54,5x0,1; б) 4,956 – 4,944; в) 3,2 : 4;
г) 1,09x5; д) 7,902 – 3,702; е) 20,9x0,5;
ж) 3,92 + 1,08.

Буквы появляются в таком порядке: о,ц,д,о,м,л,е.

XI. Итог

Вот закончился урок.
Результат узнать? Ну что ж!
Кто же лучше всех трудился,
На уроке отличился?

а) Подводятся итоги урока, выставляются оценки по количеству жетонов.

б) Ученик читает стихотворение Вл. Лифшица “Три десятых”.

Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетрадь
И суёт свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..

Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,
Жертва вечных придирок, - он снова провален.
И шипит, на растрёпанный глядя задачник:
- Просто мне не везёт!.. Просто я неудачник!..

В чём причина обиды его и досады?
Что ответ не сошёлся лишь на три десятых?
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна.

Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И всё же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живёте,
Архитектор немного ошибся в расчёте –
Что б случилось, ты, знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в кучу развалин!

Ты вступаешь на мост, он надёжен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.

Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьёт человека …

Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя, об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом!

в) Эстафета (по рядам, задания различные).

Один из вариантов:

2,6 + 0,4 = 3
  - 2,8 =  
  ? 1,8 =  
  : 12 =  
  + 0,97 =  
  - 0,1 =  
  ? 0,5 =  
  : 0,9 =