Конспект урока природоведения в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с растительным и животным миром тайги;
  • развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • карта природных зон;
  • картины, фотографии с изображением
  • растительности и животных тайги;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • презентация;
  • рисунки детей;
  • таблица “Части лесной зоны”
  • гербарий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний. Актуализация знаний.

- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

- Что вы знаете о лесной зоне? Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

Карта “Природные зоны России”. 1 слайд – презентация.

- На какие части делится зона лесов? (Таблица “Части лесной зоны”). 2 слайд.

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы узнаем об одном из видов леса.

Послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком. 3 слайд.

Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.

- О каком виде леса идет речь? Как вы догадались?

- Определите тему и цели урока.

(Лесная зона. Тайга. Познакомимся с растительным и животным миром тайги)

4. Новая тема.

Приглашение в тайгу.

Видеоролик “Тайга”. 4 слайд

1. Растительный мир тайги.

- Что же означает слово ТАЙГА?

Словарь С.И.Ожегова – дикий хвойный лес.

В.И.Даля – обширные, сплошные леса, непроходимая глушь.

В.В.Репкина – дикий, труднопроходимый лес.

Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна .

- Чем же различаются эти деревья?

5, 6 слайды

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины “В сосновом лесу”).

7 слайд

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

8 слайд

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).

9 слайд

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки (показ шишки и ее семян).

10 слайд

В нижнем ярусе тайги растут кустарники: шиповник, малина, смородина, можжевельник;

11, 12, 13 слайды

травянистые растения: кислица, брусника, голубика, черника, клюква, морошка и т.д. а так же мхи, лишайники, грибы.

- И так: какие же растения типичны для тайги?

14 слайд

2. Животный мир тайги.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.

- Посмотрите на карту и назовите животных тайги. (Атлас с.14–15)

В зоне тайги живут: лоси, медведи, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

15 слайд

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Лиса – хищница, охотник-одиночка.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

16 слайд. Ёжик

17 слайд. Белка

18 слайд. Бурундук

19 слайд. Кабаны

Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо, подкрадывается к ней.

20 слайд

Вот птицы, живущие в лесной полосе.

Дятел, клест, снегирь, синица.

21 слайд. Скворец

22 слайд. Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

23 слайд. Краснозобая казарка

В лесах живут не только звери, птицы, насекомые, но и лягушки, жабы, змеи (гадюка, уж). В Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.

В реках и озёрах тайги водится огромное количество рыбы.

Люди с давних пор охотились на многих лесных животных. Из-за неумеренной охоты лось, кабан, соболь были почти полностью истреблены. Их удалось спасти только благодаря строгой охране.

Чтобы сохранить растения и животных тайги, созданы заповедники, заказники и национальные парки.

Видеоролик “Животные леса”. 24 слайд

На территории ХМАО 2 заповедника: Малая Сосьва и Юганский, 3 заказника – Васпухольский, Верхнее-Кондинский и Елизаровский.

- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много разных видов животных А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

(Показ слайда “Сообщество”). 25 слайд

5. Закрепление.

- Составьте цепи питания.

6. Итог урока.

26 слайд

- Сегодня мы ближе познакомились с одним из видов леса – тайгой. Но у нас еще есть 2 вида. Поставьте цели на следующий урок. (Познакомиться с растениями и животными смешанного и широколиственного леса)

7. Домашнее задание.

Учебник стр.62–66.

Рабочая тетрадь с. 22 задание 45 – нарисовать, как ты представляешь себе тайгу.