Конспект "Поле чудес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

закрепление букв “Р” (эр) и “Л” (эль)

Программное содержание:

  1. Продолжать учить детей делать анализ предложения и составлять его из букв.
  2. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуков “р-рь” и “л-ль”.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Учить находить слова с этими звуками в предложении.
  5. Подбирать слова к заданной 3-х, 4-х звуковой модели.
  6. Продолжать работать над дикцией: произносить слова внятно, отчетливо.
  7. Развивать логическое мышление, коммуникативно – речевые умения.

Предварительная работа:

Проведение игровых упражнение “Определи первый звук в слове”, “Цепочка слов”, “Найди место звука в слове”, “Подбери слово к схеме”, “Кто в домике живет?”

Материал:

  1. Конверт с разными заданиями.
  2. Табло, где зашифровано слов “Улыбка”
  3. Буквы “эр” и “эль” заглавные и строчные
  4. Для игры “Буквы потерялись” слова: репа, лак, рак, редис, кукла, стол, ослик
  5. Мел, лоска, тетради, подставки, простые карандаши
  6. Цветок с заданиями (в середине цветка слово – звуковая схема)
  7. Фишки для игры “Кто больше назовет слов со звуками “р-рь”, “л-ль”
  8. Алфавит.
  9. Логические задания разной сложности, фишки:
    • красная (очень сложное задание)
    • желтая (не очень сложное задание)
    • -зеленая (легкое задание).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Первая часть.

Подгруппа детей (8 человек: 4 девочки, 4 мальчика) играет.

Воспитатель:

Вас в круг, ребята, собираю!
Поиграть вас приглашаю!
Веселый самый, подходи!
И дружка с собой зови.

Самый умный, подходи!
И дружка с собой веди.
Кто грустит: тоже в круг!
Здесь ждет тебя надежный друг.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель:

- Мне ладошки покажите: правую и левую.
В кулачок скорей сожмите пальчики умелые.
Разожмите… рассмотрите
И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам, дети,
Ловкие ладошки эти?

(Игра в круге)

- Девочки, скажите, какие у вас руки? (нежные, ласковые, маленькие и т.д.)

- Мальчики, а у вас какие руки? (сильные, крепкие, ловкие, умелые)

Воспитатель:

- И у всех у нас руки умелые и трудолюбивые.

Я приглашаю вас в путешествие, во время которого нашим рукам придется потрудиться. А куда мы отправимся, подскажет вот этот конверт.

Пояснение:

На конверте наклеен барабан “Поле чудес”. Дети определяют, что они приглашены на игру “Поле чудес”. Дети подходят к столам, садятся.

Воспитатель:

- Я сегодня возьму на себя роль Якубовича и буду ведущей. Вы не против?

Здесь на табло зашифровано слово. Если вы правильно выполните задание, мы сможем открыть одну любую букву:

Первое задание:

- Заспорили как-то раз две буквы между собой: кто из них самая главная в алфавите. Долго спорили, а потом решили, пусть ребята разрешат этот спор.

Воспитатель:

Достает буквы “Р” и “Л”. Показывает:

- Какая это буква? (Эр)

- А это какая буква? (Эль)

- Буквы заглавные или строчные? Почему вы так решили? (заглавные, они большие, а строчные - маленькие)

Пояснение:

Выслушиваю ответы 2-3 детей. Если возникает спорный момент, предлагаю детям доказать свой выбор, определяя таким образом правильность решения поставленной задачи.

Воспитатель:

- Ребята, поможем буквам решить спор? Поиграем в игру “Буква потерялась?”

Жили-были буквы “Р” и “Л” в своих домиках – словах. На улице ярко светило солнце, выглянули они в окно, но тут подул сильный ветер и унес их далеко от дома. Поможем буквам вернуться домой?

Пояснение:

Во время рассказа воспитатель выставляет слова без одной буквы:

-…епа, …ак, …едис, кук…а.

- Задание будем выполнять парами: девочка ищет себе подружку, а мальчик дружка.

Первая пара – первое слово, вторая – второе и так по - порядку.

Договоритесь, кто из вас будет объяснять.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

- Начинаем рассказывать в той последовательности, в какой стоят слова.

Пояснение:

Дети друг за другом объясняют, какая буква потерялась и почему они так считают.

Если возникают затруднения в детских ответах, воспитатель задает наводящие вопросы.

Во втором слове, если дети составили только одно слово, воспитатель спрашивает:

- А кто догадался, какой еще ответ можно было дать? Кто выложит другое слово?

Молодцы! Здесь получилось два слова: “рак” и “лак”! Всего одна буква и совершенно разные слова. Вот и все буквы вернулись домой.

Воспитатель:

- Так какая же из этих букв главная?

(Обе. Иначе без них не поучатся никакие слова, или слова будут неправильные).

- Которую по счету букву откроем?

(Ребенок открывает букву, которую называют дети).

- Догадались, какое слово?

(Ответы детей, и вывод: по одной букве определить слово верно нельзя).

Пояснение:

Теперь после каждого задания какой-нибудь ребенок выбирает, какую букву будем открывать, чтобы каждый ребенок на протяжении всего занятия поучаствовал в выборе буквы.

Вторая часть.

Воспитатель:

Ребята, что такое предложение?
С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)
Когда еще пишется заглавная буква (В названии рек, имен….)
Что ставится в конце предложения? (точка, вопрос…)

Второе задание:

- Откройте “кассы”. Схемой запишите предложение: “Лена и Рома гуляют”.

- Задание будем выполнять парами: девочка ищет себе дружка, а мальчик подружку. На выполнение задания 1 минута (ставятся песочные часы).

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

- Задайте подружке вопрос. Будьте внимательны. Вопросы не должны повторяться.

Начинает пара Лена и Игорь.

 Пояснение:

Вопрос в паре задает только мальчик, а отвечает только девочка.

Вопросы могут быть такие:

  • Сколько слов в этом предложении?
  • Назови слова, которые пишутся с большой буквы.
  • Назови первое (второе, третье, четвертое) слово в предложении.
  • Есть ли короткие слова?
  • Назови короткое слово….

Воспитатель:

- Встаньте, посмотрите друг у друга, все пары правильно написали схему предложения?

Дети проверяют.

Воспитатель:

- Справились с заданием. Открываем букву? Катя, какую по счету букву теперь откроем? Выбирай!

Воспитатель:

Третье задание:

- Запишите предложение: “Лена и Рома гуляют” буквами.

- Задание будем выполнять парами: девочка ищет себе нового дружка, а мальчик новую подружку. На выполнение задания 2 минуты (ставятся песочные часы).

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

- Задайте дружку вопрос про имена детей. Будьте внимательны. Вопросы не должны повторяться.

Начинает пара Маша и Саша.

Пояснение:

Вопрос в паре задает только девочка, а отвечает только мальчик.

Вопросы могут быть такие:

- Встречаются ли буквы “Л” и “Р” в именах?

- Назови имя, где есть звук “р”.

- Назови имя, где звук “ль”.

- Сколько букв в слове “Рома”?

- Назови мягкий согласный в слове “Лена”….

Воспитатель:

- Встаньте, посмотрите друг у друга, все пары правильно написали предложение?

Дети проверяют.

Воспитатель:

- Справились с заданием. Открываем букву? Саша, какую по счету букву теперь откроем? Выбирай!

Третья часть

Воспитатель:

Четвертое задание:

-Приглашаю всех на рекламную паузу. Пойдемте со мой на лужайку. Смотрите, сколько много цветов расцвело. Все они волшебные. В серединке каждого цветка зашифровано слово. Как только заиграет музыка, мы превращаемся в бабочек. После окончания музыки выбираем себе любой цветок и придумываем слово по вашей схеме.

- Играть будем парами: девочка ищет себе новую подружку, а мальчик нового дружка. Играем два раза. В первый раз слово называет одна подружка, во второй - другая подружка. И рассказываем, из каких звуков состоит ваше слово.

Дети играют.

Пояснение:

Если возникают затруднения в детских ответах, воспитатель задает наводящие

вопросы:

- Посмотри на цвет квадратика, это твердый или мягкий согласный?

- Назови первый звук в слове.

- В вашей схеме одна гласная? А в слове?.....

Воспитатель:

- Справились с заданием. Открываем букву? Леша, какую по счету букву теперь откроем? Выбирай!

Ребенок открывает четвертую букву.

Воспитатель:

Пятое задание:

Мы сейчас будем придумывать слова со звуками “р-рь” и “л-ль”, но не просто слова, а слова, отражающие наше настроение, настроение наших друзей, просто людей.

- Придумывать будем парами: девочка ищет себе подружку, которой у нее еще сегодня не было, а мальчик дружка, которого у него еще тоже сегодня не было.

Дети выбирают пару.

- Девочки будут придумывать слова со звуком “р”. Договоритесь, какая пара придумывает с твердым согласным, а какая с мягким.

А мальчики будут придумывать слова со звуком “л”. Тоже договоритесь, какая пара с мягким согласным, какая пара с твердым. Найдите себе в группе удобное место для подготовки. Время -1 минута.

Воспитатель:

- Начинает пара, которая придумала слова со звуком “Р” твердым. Остальные внимательно слушают, если не согласны со словом, хлопаем в ладоши.

Пояснение:

Когда начинаем работать, каждый ребенок четко произносит слово с определенным звуком. Дети, которые видят ошибку, доказывают неправильность ответа.

Каждая пара по очереди называет свои слова.

Воспитатель:

- Вы придумали очень много слов, можно открыть еще одну букву. Кто еще не открывал, договоритесь, кто из вас пойдет и откроет букву и назовет ее порядковый номер.

Четвертая часть.

Воспитатель:

- У нас осталась всего одна буква.

И последнее задание. На столе разложены листы с заданиями разной сложности:

- красный круг – это задания очень сложные

- желтый круг – не очень сложные задания

- зеленый круг - очень легкие задания.

- Подумайте, с чем вы можете справиться, выбирайте себе задания и приступайте к выполнению.

Пояснение:

Дети выбирают листы с ребусами, на каждом листе в правом верхнем углу наклеен круг определенного цвета.

Воспитатель может посмотреть, какой степени сложности выбрал задание каждый ребенок. Предлагает, если кто быстро справился, помочь другим ребятам, или выполнить еще одно задание.

Воспитатель:

- Теперь мы можем открыть последнюю букву. Читаем слово:

УЛЫБКА!

- Улыбнитесь друг другу, помогая друг другу, мы справились со всеми заданиями “Поля чудес” и отгадали слово.